Lt304888.ru

Туристические услуги

Дуэль (повесть)

05-06-2023

Дуэль
Жанр:

повесть

Автор:

Антон Павлович Чехов

Язык оригинала:

русский

Год написания:

1891

Публикация:

1891

Текст произведения в Викитеке

«Дуэль» — повесть Антона Павловича Чехова, самое крупное произведение чеховской прозы, впервые опубликованная в 1891 году в газете «Новое время». Действие повести происходит на Кавказе на берегу Чёрного моря.

Содержание

История

Первое упоминание о замысле, очень напоминающем сюжет «Дуэли», находится еще в письме Чехова 1888 года. Через несколько месяцев после поездки по Кавказу, в ноябре 1888 года Чехов писал А. С. Суворину: «Ах, какой я начал рассказ! <…> Пишу на тему о любви. Форму избрал фельетонно-беллетристическую. Порядочный человек увез от порядочного человека жену и пишет об этом свое мнение; живет с ней — мнение; расходится — опять мнение. Мельком говорю о театре, о предрассудочности „несходства убеждений“, о Военно-Грузинской дороге, о семейной жизни, о неспособности современного интеллигента к этой жизни, о Печорине, об Онегине, о Казбеке». Работа над повестью была начата в конце 1890 года, сразу же по возвращении Чехова из Сахалина в Москву[1].

Персонажи

По мнению критиков, в романе собрана любопытная группа «совершенно жизненных портретов», которые отображены с необыкновенно психологической правдивостью[2].

Большая повесть, «а никакого содержания нет» Лаевский — пошляк, его сожительница — дурочка, фон Корен — маньяк, напоминающий миросозерцание Смердякова. Никакой драмы между такими лицами быть не может. Это «представители очумелой и вырождающейся интеллигенции, подонки образованного общества». Идея «возродить» Лаевского — странная наивность со стороны Чехова[3].
Основные персонажи
  • Иван Андреевич Лаевский — молодой человек лет двадцати восьми, для которого характерна бессознательная ложь[4]. Как пишет Скабичевский А. М. он «нравственно распущенный и чувственный ленивец и бабник, … печальное наследие крепостного права»[5]. В конце повести с ним происходит метаморфоза, и он становится «примерным гражданином».
  • Надежда Федоровна — сожительница Лаевского. По мнению Волынского А. Л. она «грешница низшего разбора», изображена «тонко, умно и искусно»[2].
  • Фон Корен — молодой зоолог. Натура твердая, деспотичная с деспотическими идеалами[4]. Люди для него — щенки и ничтожества, слишком мелкие для того, чтобы быть целью его жизни.

Второстепенные персонажи «Дуэли» не остановили на себе особого внимания критики. Хотя многие критики говорили, что автор «мастерски», «живо», «прекрасно» изобразил второстепенных персонажей повести с их «ясной, простой душевной жизнью»[1].

Второстепенные персонажи
  • Самойленко — военный доктор. Владелец кафе.
  • Дьякон Победов — только что закончивший семинарию юноша.
  • Кирилин — полицейский пристав, любовник Надежды Федоровны.

Сюжет

Иван Андреевич Лаевский беседует с Самойленко своей личной жизни, он рассказывает, что два года назад сошёлся с замужней женщиной, они бежали из Петербурга на Кавказ, где думали начать новую жизнь. Но городок оказался скучным, люди неинтересными, а работать Лаевский не умел и не желал, и поэтому с первого дня он почувствовал себя банкротом. В отношениях с Надеждой Федоровной были одни проблемы. Он мечтает вернуться на север, но и разойтись с Надеждой нельзя: у нее нет родных, нет денег, работать она не умеет. Есть еще одна сложность: пришло известие о смерти ее мужа, что означает для Лаевского и Надежды Федоровны возможность венчаться. Все, что говорит и делает Надежда Федоровна, Лаевскому кажется ложью или похожим на ложь. За завтраком он еле сдерживает свое раздражение, всё что она делает вызывает в нём ненависть.

Самойленко держит у себя нечто вроде кафе, у него часто обедают фон Корен и Победов. За обедом разговор заходит о Лаевском. Фон Корен говорит, что Лаевский опасен для общества, он развращает жителей городка тем, что открыто живет с чужой женой, пьёт и спаивает других, играет в карты. Ошеломлённый Самойленко может только сказать: «Если людей топить и вешать, то к чёрту твою цивилизацию, к чёрту человечество! К чёрту!».

В воскресенье утром Надежда Федоровна идет купаться в праздничном настроении. Она чувствует себя виноватой перед Лаевским. За эти два года она задолжала в лавке Ачмианова рублей на триста и всё не собралась сказать об этом. Кроме того, уже дважды она принимала у себя полицейского пристава Кирилина. Но Надежда Федоровна радостно думает, что в ее измене душа не участвовала, она продолжает любить Лаевского, а с Кирилиным уже все порвано. В купальне она беседует с пожилой дамой Марьей Константиновной Битюговой и узнает, что вечером местное общество устраивает пикник на берегу горной речки. По дороге на пикник фон Корен рассказывает дьякону о своих планах отправиться в экспедицию по побережью Тихого и Ледовитого океанов. Лаевский постоянно чувствует неприязнь к себе фон Корена и жалеет, что поехал на пикник. У горного духана татарина Кербалая компания останавливается.

Надежда Федоровна в шаловливом настроении, ей хочется хохотать и кокетничать. Но преследования Кирилина и совет молодого Ачмианова остерегаться того омрачают её радость. Лаевский, утомленный пикником и нескрываемой ненавистью фон Корена, срывает свое раздражение на Надежде Федоровне и называет ее кокеткой. На обратном пути фон Корен признаётся Самойленко, что у него рука бы не дрогнула, поручи ему государство или общество уничтожить Лаевского.

После пикника, Лаевский сообщает Надежде Федоровне о смерти её мужа и уходит к Самойленко. Он умоляет приятеля помочь, дать взаймы триста рублей, обещает всё устроить с Надеждой Федоровной, помириться с матерью. Самойленко предлагает помириться и с фон Кореном, но Лаевский говорит, что это невозможно. Может быть, он и протянул бы ему руку, но фон Корен отвернулся бы с презрением. С увлечением Лаевский говорит, что ясно видит свои недостатки и сознает их. Это поможет ему воскреснуть и стать другим человеком, и этого возрождения и обновления он страстно ждет.

Через три дня после пикника к Надежде Федоровне приходит взволнованная Марья Константиновна и предлагает ей быть ее свахой. Но венчание с Лаевским сейчас невозможно. Она не может сказать Марье Константиновне всего: как запутались ее отношения с Кирилиным, с молодым Ачмиановым. От всех переживаний у нее начинается сильная лихорадка. Лаевский чувствует себя виноватым перед Надеждой Федоровной. Но мысли об отъезде в ближайшую субботу настолько овладели им, что у Самойленко, пришедшего проведать больную, он спрашивает только о том, смог ли тот достать денег. Но денег пока нет. Самойленко решает попросить сто рублей у фон Корена. Тот, после спора, соглашается дать деньги для Лаевского, но только при условии, что он уедет не один, а вместе с Надеждой Федоровной.

В гостях у Марьи Константиновны, Самойленко говорит Лаевскому об условии, поставленном фон Кореном. По пути из гостей к дому Надежду Федоровну преследует Кирилин. Он угрожает ей скандалом, если она не даст ему сегодня же свидания. Надежде Федоровне он противен, она умоляет отпустить ее, но в конце концов уступает. За ними, незамеченный, следит молодой Ачмианов.

На следующий день Лаевский идет к Самойленко, чтобы взять у него денег. Застает он только фон Корена. Следует короткий разговор; Лаевский понимает, что тот знает о его планах. Он остро чувствует, что зоолог ненавидит его, презирает и издевается над ним и что он самый злейший и непримиримый враг его. Когда приходит Самойленко, Лаевский в нервном припадке обвиняет его в том, что он не умеет хранить чужие тайны, и оскорбляет фон Корена. Фон Корен как будто ждал этого выпада, вызывает Лаевского на дуэль. Самойленко безуспешно пытается их помирить.

В вечер накануне дуэли Лаевским сначала владеет ненависть к фон Корену, потом, за вином и картами, он становится беспечен, потом им овладевает беспокойство. Когда молодой Ачмианов ведет его к какому-то домику и там он видит Кирилина, а рядом с ним Надежду Федоровну, все чувства словно исчезают у него из души. Фон Корен в этот вечер беседует с дьяконом о различном понимании учения Христа.

Лаевский в ночь перед дуэлью прислушивается к грозе за окном, перебирает в памяти свое прошлое, видит в нем только ложь, чувствует свою вину в падении Надежды Федоровны и готов умолять ее о прощении. Если бы можно было вернуть прошлое, он нашел бы Бога и справедливость, но это так же невозможно. Прежде чем ехать на дуэль, он идет в спальню к Надежде Федоровне. Она с ужасом глядит на Лаевского, но он, обняв ее, понимает, что эта несчастная, порочная женщина для него единственный близкий, родной и незаменимый человек. Садясь в коляску, он хочет вернуться домой живым.

Дьякон, выйдя рано утром, чтобы увидеть поединок, размышляет, за что могут Лаевский и фон Корен ненавидеть друг друга и драться на дуэли? Не лучше ли им спуститься пониже и направить ненависть и гнев туда, где стоном гудят целые улицы от грубого невежества, алчности. Сидя в полосе кукурузы, он видит, как приехали противники и секунданты. Правил дуэли никто точно не знает. Лаевский стреляет первым и делает выстрел в воздух. Фон Корен направляет дуло пистолета прямо в лицо Лаевского. «Он убьет его!» — отчаянный крик дьякона заставляет того промахнуться.

Проходит три месяца. В день своего отъезда в экспедицию фон Корен в сопровождении Самойленко и дьякона идёт к пристани. Проходя мимо дома Лаевского, они говорят о происшедшей с ним перемене. Он женился на Надежде Федоровне, с утра до вечера работает, чтобы выплатить долги. Решив войти в дом, фон Корен протягивает руку Лаевскому. Он не изменил своих убеждений, но признает, что ошибся относительно своего бывшего противника.

Критика

Скабичевский А. М. пишет «Сила художественного таланта Чехова — в мастерской обрисовке характеров, но „мысли, проводимые им в последних произведениях, поражают своим убожеством“. От конца повести веет фальшью и пошлостью»[5].

Литературный критик Дерман А. Б. утверждает, что в произведении «чувствуется отсутствие внутреннего убеждения автора в силе той догмы, которой он чисто насильственно подчинил действия своих героев, и отсюда безжизненность, схематичность и скомканность финала»[6].

Бердников Г. П. отмечает отход Чехова от «толстовского морализма», и проявление психологического анализа, «восходящий к толстовской „диалектике души“». По мере раскрытия внутреннего мира Лаевского и Надежды Федоровны выявляется «всё более острый конфликт каждого со своей совестью», и этот конфликт, по мнению литературоведа, подготавливает, обосновывает духовный очистительный кризис, который переживают они в ночь накануне дуэли[7].

Примечания

  1. ↑ Дуэль. Примечания.  (рус.). Архивировано из первоисточника 25 сентября 2012. Проверено 15 июня 2012.
  2. 1 2 Волынский А. Л. Литературные заметки // Господа критики и господин Чехов: антология / сост. С. ле Флемминг. — СПб. ; М., 2006. С. 130—131. 1-я публ.: Северный вестник. 1892. № 1.
  3. Зельманов М. Г. Новые произведения г. Чехова / М. Южный // Господа критики и господин Чехов: антология / сост. С. ле Флемминг. СПб. ; М., 2006. С. 241. 1-я публ.: Гражданин. 1892. 21 янв.
  4. 1 2 Долженков П. Н. Предположительный характер знаний человека о мире и о себе в творчестве Чехова. Принцип неопределенности // Чехов и позитивизм / Пётр Долженков. 2-е изд., испр. и доп. М., 2003. С. 24—31.
  5. 1 2 Скабичевский А. М. Литературная хроника. Антон Чехов — «Дуэль», повесть <…> // Господа критики и господин Чехов: антология / сост. С. ле Флемминг. СПб. ; М., 2006. С. 505—506. 1-я публ.: Новости и Биржевая газета. 1892. 13 февр.
  6. Дерман А. Б. Борьба с дисгармонией художественным творчеством // Творческий портрет Чехова / А. Б. Дерман. М., 1929. С. 206.
  7. Бердников Г. П. «Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни…» // Чехов / Г. Бердников. М., 1974. С. 266—269.

Ссылки

  • Творчество А. П. Чехова в панораме мнений / Дуэль  (рус.). Архивировано из первоисточника 25 сентября 2012. Проверено 15 июня 2012.

Дуэль (повесть).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01