Lt304888.ru

Туристические услуги

Дюппенен, Антон Александрович

21-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Антон Александрович Дюппенен
Дата рождения

1912(1912)

Место рождения

Российская империя

Дата смерти

26 июня 1962(1962-06-26)

Место смерти

, РСФСР, СССР

Принадлежность

СССР СССР

Род войск

пехота (1941—1942)
инженерные войска (1942—1945)

Годы службы

1941—1945

Звание

старшина

Должность

пулемётчик,
командир сапёрного отделения

Сражения/войны

Великая Отечественная война

Антон Александрович Дюппенен (19121962) — советский военнослужащий. Участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза (1945). Старшина[1].

Биография

Дюппенен Антон Александрович. После войны из 5 лётчиков остался в живых лишь Антон Александрович, который был награждён орденом Красной звезды, медалями «за победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Старый уэленский морской охотник Кагье ценил мужество, смелость и отвагу. Он хорошо понимал, что сегодняшний день совсем не похож на вчерашний, но, когда его сыну Антону, ученику слесарной мастерской, предложили учиться на летчика, он воспротивился. Однако поделать ничего не мог — время было сильнее его. Инициаторами создания аэроклуба были Чукотский окружной комитет комсомола и командир Анадырского авиаподразделения М. Н. Каминский. Летая по всей Чукотке, Каминский пропагандировал авиацию, присматривался к молодежи. Именно в таких полетах и были отобраны пятеро первых, среди них — Антон Александрович. В 1938 г. они приступили к занятиям. Сложность предстоящей работы заключалась в том, что у будущих летчиков образование было 3-6 классов. Поэтому обучение было поставлено так: летчики, штурманы, бортмеханики преподавали теорию полета, аэронавигацию, материальную часть самолета и даже слесарное дело, а их жены учили будущих пилотов русскому языку и математике. За четыре месяца был пройден теоретический курс, и пилот М. Н. Томилин приступил к практическому обучениюю курсантов летному делу. Первый прыжок с парашютом. Первый полет. И в марте 1939 г. начальнику Управления полярной авиации Герою Советского Союза И. П. Мазуруку были вручены характеристики, в их числе и такая: «Товарищ Дюппенен. А. А., курсант учебно-летной группы Чукотского авиаподразделения Управления полярной авиации, за период учёбы показал себя дисциплинированным, материальную часть самолета У-2 и мотор М-11 знает вполне удовлетворительно. Техниика пилотирования хорошая. За период учёбы и пребывания в чукотской группе взысканий, поломок, аварий не имеет. Во внешкольное время в порядке социалистического обязательства к XVIII съезду партии первым из местного коренного населения совершил прыжок с самолета с парашютом».

Когда По-2 был ещё в воздухе, к лагуне, на которую садились обычно самолеты, бежали уэленцы. И старый Александр с женой с трудом пробрались сквозь толпу, чтобы обнять сына — пилота Дюппенена.

Тамбовскую школу ГВФ чукотские курсанты окончили в 1940 г., получив звание пилота. Когда грянула война, все пятеро подали заявление с просьбой направить их в армию. Но участвовать в боях пришлось только одному — Тимофею Елкову. Остальные стали «воздушными каюрами» — перевозили грузы, пассажиров. Дюппенен попал в полярную авиацию. Он ходил в ледовую разведку, Северным морским путем проводил суда, доставлявшие на фронт боеприпасы, продовольствие, одежду. Перегонял самолеты из Америки. Он был незаменим, когда требовалось кого-то найти, спасти. Именно ему поручили разыскать сбившихся в снегопад с курса летчиков. Он нашел их, доставил в Анадырь, а потом перегнал их поврежденную машину на аэродром, перегнал по шестисоткилометровому снежному насту. Находчивость, отличная память и знания не раз помогали Дюппенену справляться с трудностями и неожиданностями, которые подстерегали его.

Антон Дюппенен летал и учился, летал и учил летать. Окончил авиационную школу в Минске, летал на Ли-2 , после учебно-тренировочных сборов — на Ил-14. На этой машине он обслуживал полярные станции, побывал в самых отдаленных уголках Арктики. А в последние годы своей летной жизни привязался к «аннушке» — Ан-2. Двадцать семь лет отдал Дюппенен небу, налетал свыше трех миллионов километров. К наградам военных лет — ордену Красной Звезды, медалям «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». «За оборону Советского Заполярья», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» присоединилась медаль «За трудовую доблесть» и знак «Почетный полярник».

До 1946 г. Антон Александрович летал в небе Чукотки, потом был переведен в Игарскую авиагруппу. В 1949 г. чукотский летчик стал коммунистом. С 1952 г. он работал пилотом в Москве. Когда врачи запретили летать, сел за руль автомобиля.

В 1964 г. через газету «Советская Чукотка» он обратился ко всем чукотским юношам: «…Поступайте в авиационные училища Гражданского воздушного флота! Наш народ, возрожденный Советской властью и светлой жизни, должен и будет летать! Вас, чукотские парни, ждут в оленеводческих бригадах и геологических партиях, вас ждут на голубых трассах страны! Становитесь звездными каюрами, мои друзья».

Награды

медаль «За оборону Советского Заполярья»;
медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Литература

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.
  • Алешкин А. М. Сердцем на амбразуру: очерки и биографические справки о читинцах — Героях Советского Союза. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1976. — С. 99-101. — 327 с.
  • Золотые звёзды забайкальцев: очерки о наших земляках — Героях Советского Союза / ред.-сост. А. М. Алёшкин. — Чита: Восточно-Сибирское книжное издательство. Читинское отделение, 1966. — С. 146. — 159 с.
  • Забайкальская транспортная. Штрихи к истории Забайкальской транспортной милиции / ред.-сост. Э. О. Хавкин. — Чита: Поиск, 1999. — 303 с. — ISBN 5-93119-026-0.

Примечания

  1. На момент представления к званию Героя Советского Союза — старший сержант.

Дюппенен, Антон Александрович.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01