27-09-2023
ЕКАРТА — система электронной оплаты проезда в общественном транспорте города Екатеринбурга, а также пластиковая RFID-карта, используемая в этой системе. Действует в екатеринбургском трамвае, троллейбусе, метрополитене и автобусе (муниципальные и ряд коммерческих маршрутов). Оператором системы является компания «И-Cеть» (ОАО «Информационная сеть»).
Используются бесконтактные пластиковые карты с чипом MIFARE или MIFARE UltraLight. Продажа и пополнение баланса карт производится агентами системы. Для осуществления оплаты карта прикладывается к валидатору. Портативные валидаторы находятся у всех кондукторов в наземном общественном транспорте. В метрополитене валидаторами оснащены входные турникеты на станциях. В наземном транспорте также в некоторых случаях применяются стационарные валидаторы, установленные в салонах транспортных средств. ЕКАРТА также используется в качестве идентификатора для турникетов на входе в некоторые школы Екатеринбурга.
Содержание |
Эксперимент по введению ЕКАРТы был начат в Екатеринбургском метрополитене 15 июля 2009 года. В эксперименте приняли участие 200 добровольцев, отобранных организаторами проекта методом случайной выборки. С 15 июля по 2 августа они совершили почти 2,5 тысячи поездок в метро.[1] Продажа ЕКАРТ началась в метрополитене 1 декабря. Выдача именных социальных ЕКАРТ началась 7 декабря во всех отделениях Единого расчетного центра.[2] Эксплуатация системы в наземном транспорте и действие персональных карт начались с 1 января 2010 года. Стоимость одной поездки на этот момент была аналогичной как при оплате ЕКАРТой так и за наличный расчет и составляла 12 рублей для держателей социальной карты и 14 рублей для обычных пассажиров. Также можно было использовать ЕКАРТу в качестве единого проездного на 4 вида транспорта, тариф составлял 300 рублей для держателей социальной карты и 1500 для остальных и не имел аналогов в виде бумажных проездных.[3]
Компания «Екатеринбургавтотранс», обслуживающая автобусный маршрут №42 «Сосновый бор — НПЦ Онкология», с марта 2010 года стала первым коммерческим перевозчиком, обслуживающим пассажиров по ЕКАРТе.[4] С 1 июня началась персональных ЕКАРТ школьника и студента, дающей пользования льготным проездным на 4 вида транспорта по цене 500 и 750 рублей соответственно.[5] В августе ОАО «Екатеринбургский муниципальный банк» стал первым банком, выпустившим собственную «Электронную карту горожанина», используемую для расчетов в общественном транспорте Екатеринбурга.[6]. С 15 октября была повышена до 18 рублей стоимость одной поездки в муниципальном общественном транспорте и введены новые тарифы для пользователей ЕКАРТы на 20, 40 и 70 поездок (350, 650 и 1000 рублей соответственно) с ограничением по времени действия в 60 дней с момента активации, а также месячные проездные на один вид транспорта (840 рублей) и на трамвай-троллейбус (1190 рублей). С октября также появились в продаже карты «UltraLight» на 15 дней[7]. С 1 ноября 2010 года для обладатели персональных Екарт школьников и студентов появились тарифы на месячный проезд в одном виде транспорта (240 и 560 рублей соответственно) а также месячный тариф на трамвай-троллейбус для школьников (370 рублей).[8]
С 1 января 2011 года в Екатеринбурге была прекращена эксплуатация бумажных проездных билетов на месяц в городском общественном транспорте, а с февраля повышена стоимость всех месячных тарифов по ЕКАРТе для граждан, студентов и школьников.[9] ЕКАРТА начала приниматься к оплате в феврале-марте 2011 года на десяти новых коммерческих маршрутах №2, №3, №12, №14, №19, №26, №37, №41, №46, №48.[10] С апреля повышены тарифы для обладателей социальной карты.
Существуют следующие типы карт:
На все персональные карты нанесены ФИО владельца, его фотография, социальный номер карты и неиспользуемая магнитная полоса. Персональные карты могут быть заблокированы в случае утери с возвратом неиспользованного остатка денежных средств. Стоимость оформления всех персональных карт кроме социальной составляет 180 рублей.
Для коммерческих перевозчиков в скобках приведены номера обслуживаемых ими автобусных маршрутов, на которых принимается оплата за проезд с использованием ЕКАРТы.
C 15 января 2011 действуют следующие тарифы:
Тарифный план | Стоимиость покупки/продления | Условия действия |
Электронный кошелек на 4 ВИДА транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, метро) | от 1 до 14000 рублей | 18 рублей за поездку; срок действия 12 месяцев с даты покупки |
Месячный проездной билет на 4 ВИДА транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, метро) | 1900 рублей | Действие с 1-го по последний день месяца; Без ограничения числа поездок;
Покупка/продление с 1-го по 14-е число — на текущий месяц; с 15-го числа — на следующий |
на 1 ВИД транспорта (автобус / трамвай / троллейбус / метро) | 1000 рублей | |
на 2 ВИДА транспорта(трамвай, троллейбус) | 1500 рублей | |
Проездной билет на 60 дней на 4 ВИДА транспорта с лимитом поездок не БОЛЕЕ 20 поездок | 350 рублей | 60 дней с первой поездки. По истечении срока действия если продление не производилось - лимит поездок = 0; При продлении по тому же тарифу до окончания срока действия неиспользованный остаток приплюсовывается к новому лимиту.
Продление возможно: за 30 дней до окончания действия билета при любом балансе; при продлении за больший срок (за 40, 45 и т. д. дней) до окончания действия билета — только при балансе 0 поездок. |
на 4 ВИДА транспорта с лимитом поездок не БОЛЕЕ 40 поездок | 650 рублей | |
на 4 ВИДА транспорта с лимитом поездок не БОЛЕЕ 70 поездок | 1000 рублей | |
Проездной билет на 15 ДНЕЙ на 1 ВИД транспорта (автобус / трамвай / троллейбус ) | 800 рублей
(с 15.04.2012) |
Действует 15 дней с момента ПЕРВОЙ ПОЕЗДКИ;Без ограничения числа поездок; НЕ ПРОДЛЯЕТСЯ |
на 2 ВИДА транспорта (трамвай, троллейбус ) | 1000 рублей
(с 15.04.2012) |
С 1апреля 2011 следующие тарифы:
Для школьников:
Тарифный план | Стоимость покупки/продления | Условия действия |
Электронный кошелек на 4 ВИДА ТРАНСПОРТА (автобус, трамвай, троллейбус, метро) | от 1 до 14000 рублей | 18 рублей за поездку; срок действия 12 месяцев с даты покупки |
Месячный проездной билет на 4 ВИДА ТРАНСПОРТА (автобус, трамвай, троллейбус, метро) | 650 рублей | с 1-го по последний день месяца; Без ограничения числа поездок;
Покупка/продление с 1-го по 14-е число — на текущий месяц; с 15-го числа — на следующий |
на 1 ВИД транспорта (автобус / трамвай / троллейбус) | 300 рублей | |
на 2 ВИДА транспорта(трамвай, троллейбус) | 450 рублей |
Для студентов:
Тарифный план | Стоимиость покупки/продления | Условия действия |
Электронный кошелек на 4 ВИДА ТРАНСПОРТА (автобус, трамвай, троллейбус, метро) | от 1 до 14000 рублей | 18 рублей за поездку; срок действия 12 месяцев с даты покупки |
Месячный проездной билет на 4 ВИДА ТРАНСПОРТА (автобус, трамвай, троллейбус, метро) | 1000 рублей | с 1-го по последний день месяца; Без ограничения числа поездок;
Покупка/продление с 1-го по 14-е число — на текущий месяц; с 15-го числа — на следующий |
на 1 ВИД транспорта (автобус / трамвай / троллейбус) | 700 рублей |
Социальная карта (для льготных категорий граждан г. Екатеринбурга):
Тарифный план | Стоимиость покупки/продления | Условия действия |
Электронный кошелек на 4 ВИДА ТРАНСПОРТА (автобус, трамвай, троллейбус, метро) | сумма кратная 150 рублям
(с 1.04.2012) |
15 рублей за поездку; срок действия 12 месяцев с даты покупки |
Месячный проездной билет на 4 ВИДА ТРАНСПОРТА (автобус, трамвай, троллейбус, метро) | 340 рублей
(с 1.04.2012) |
с 1-го по последний день месяца; Без ограничения числа поездок;
Покупка/продление с 1-го по 14-е число — на текущий месяц; с 15-го числа — на следующий |
Планируется дальнейшее увеличение количества коммерческих автобусных маршрутов участвующих в системе, а также использования ЕКАРТы в городской электричке и маршрутных такси. Предполагается использование для расчетов в школьных столовых, оплаты парковки и других услуг. Оператор системы совместно с операторами сотовой связи Мегафон, Билайн и МТС ведут работы по использованию для оплаты проезда сотовых телефонов и SIM-карт с помощью технологии Near Field Communication (NFC).
При введении системы в эксплуатацию были отмечены некоторые трудности как технического так и организационного порядка. В частности сложность использования системы для кондукторов [11]. Свердловским УФАС также было возбуждено дело против городских властей и ОАО "Информационная сеть" по подозрению в согласованных действиях для ограничении конкуренции на рынке пассажирских перевозок Екатеринбурга.
ЕКАРТА.