19-04-2023
Евномий Εὐνόμιος |
||
|
||
---|---|---|
360 — 361 | ||
Церковь: | Кизикская православная церковь | |
Община: | Арианская община | |
Предшественник: | Елевсий | |
Преемник: | Елевсий | |
|
||
c 370 | ||
Церковь: | Верийская православная церковь | |
Община: | Арианская община | |
Предшественник: | Демофил[1] | |
Преемник: | Севастьян[2] | |
Рождение: | 335 (?) г. Дакора, Каппадокия, Римская Империя |
|
Смерть: | 394 год г. Дакора, Каппадокия, Римская Империя |
|
Епископская хиротония: | 360 год |
Евно́мий Кизикский (греч. Εὐνόμιος, лат. Eunomius Cyzicenus; умер ок. 394) — греческий экзегет, епископ Кизика (360 — 361), с 370 года епископ Берии Фракийской, представитель крайнего аномейского направления арианства.
Содержание |
Родился в Каппадокии, изучал риторику в Константинополе, затем теологию в Антиохии. Секундом Птолемаидским, епископом Киренаики, был послан в Александрию, где стал секретарем арианина Аэция Антиохийского. После смерти императора Констанция Галла Евномий и Аэций вернулись а Антиохию, где вошли в круг антиохийского епископа Евдоксия, впоследствии епископа Константинопольского и были рукоположен им в дьяконы.
К Константинопольскому собору 359 года, созванному императором Констанцием, написал книгу «Апология», в которой развивал идеи арианства в рационалистическом духе, на которую Василий Кесарийский ответил сочинением «Против Евномия».
Евномий участвовал в Константинопольском соборе 381 г., на котором император Феодосий утвердил новый, никео-константинопольский символ веры, его учение было анафемствовано первым правилом собора, однако он после собора продолжал проповедовать свое учение частным образом и был сослан императором в Малую Скифию[3].
В 398 г., при императоре Аркадии, сыне Феодосия, сочинения Евномия были преданы к огню и до наших дней дошли в фрагментах.
В своей «Апологии», рассматривая вопрос о Троице, Евномий утверждал, что Иисус Христос сотворен Отцом и, в силу этого, не подобен (греч. ἀνόμοιος - отсюда название учения — аномейство) Отцу по сущности, но подобен ему по воле. Согласно Евномию, божественность сущности Христа состоит в том, что он - единственная сущность, непосредственно сотворенная Богом; Христос является Богом Единородным, остальной мир сотворен Единородным в соответствии с волей Бога, то есть Сын является исполнителем воли Отца. Дух, по Евномию, произошел от воли Отца и действия Сына и призван освящать творение.
Таким образом, спор о единосущности (греч. ὁμοούσιος, омоусия) или подобосущности (греч. ὅμοιος, омойусия) Сына и Отца Евномий решил в пользу иносущности (греч. ετερουσιον, гетероусия)[4].
Субординационизм Троицы у Евномия близок к духу идей среднего платонизма: Отец находится на вершине иерархии бытия, непосредственно с ним не соприкасаясь, но влияя на него через посредников.
Это заготовка статьи о христианстве. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Евномий.