Lt304888.ru

Туристические услуги

Евномий

19-04-2023

Евномий
Εὐνόμιος
10-й епископ Кизикский
360 — 361
Церковь: Кизикская православная церковь
Община: Арианская община
Предшественник: Елевсий
Преемник: Елевсий
3-й епископ Берии Фракийской
370
Церковь: Верийская православная церковь
Община: Арианская община
Предшественник: Демофил[1]
Преемник: Севастьян[2]
 
Рождение: 335 (?)
г. Дакора, Каппадокия, Римская Империя
Смерть: 394 год(0394)
г. Дакора, Каппадокия, Римская Империя
Епископская хиротония: 360 год

Евно́мий Кизикский (греч. Εὐνόμιος, лат. Eunomius Cyzicenus; умер ок. 394) — греческий экзегет, епископ Кизика (360361), с 370 года епископ Берии Фракийской, представитель крайнего аномейского направления арианства.

Содержание

Биография

Родился в Каппадокии, изучал риторику в Константинополе, затем теологию в Антиохии. Секундом Птолемаидским, епископом Киренаики, был послан в Александрию, где стал секретарем арианина Аэция Антиохийского. После смерти императора Констанция Галла Евномий и Аэций вернулись а Антиохию, где вошли в круг антиохийского епископа Евдоксия, впоследствии епископа Константинопольского и были рукоположен им в дьяконы.

К Константинопольскому собору 359 года, созванному императором Констанцием, написал книгу «Апология», в которой развивал идеи арианства в рационалистическом духе, на которую Василий Кесарийский ответил сочинением «Против Евномия».

Евномий участвовал в Константинопольском соборе 381 г., на котором император Феодосий утвердил новый, никео-константинопольский символ веры, его учение было анафемствовано первым правилом собора, однако он после собора продолжал проповедовать свое учение частным образом и был сослан императором в Малую Скифию[3].

В 398 г., при императоре Аркадии, сыне Феодосия, сочинения Евномия были преданы к огню и до наших дней дошли в фрагментах.

Христологические работы

В своей «Апологии», рассматривая вопрос о Троице, Евномий утверждал, что Иисус Христос сотворен Отцом и, в силу этого, не подобен (греч. ἀνόμοιος - отсюда название учения — аномейство) Отцу по сущности, но подобен ему по воле. Согласно Евномию, божественность сущности Христа состоит в том, что он - единственная сущность, непосредственно сотворенная Богом; Христос является Богом Единородным, остальной мир сотворен Единородным в соответствии с волей Бога, то есть Сын является исполнителем воли Отца. Дух, по Евномию, произошел от воли Отца и действия Сына и призван освящать творение.

Таким образом, спор о единосущности (греч. ὁμοούσιος, омоусия) или подобосущности (греч. ὅμοιος, омойусия) Сына и Отца Евномий решил в пользу иносущности (греч. ετερουσιον, гетероусия)[4].

Субординационизм Троицы у Евномия близок к духу идей среднего платонизма: Отец находится на вершине иерархии бытия, непосредственно с ним не соприкасаясь, но влияя на него через посредников.

Сочинения

  • Евномий. Апология. / Пер. и прим. Г. И. Беневича. Апология на апологию. / Пер. Д. С. Бирюкова. // Антология восточно-христианской богословской мысли. В 2 т. [Серия: Smaragdos Philocalias]. Т. 1. М.-СПб.: Из-во: Никея, Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2009. С. 248-268. ISBN 5-98478-001-8

См. также

Примечания

  1. Oriens christianus, in quatuor patriarchatus digestus. Studio & opera R.P.F. Michaelis Le Quien. Opus posthumum. Parisiis, ex Typographia regia, 1740. T. I, pр.1165-1166  (лат.)  (греч.)
  2. Oriens christianus, in quatuor patriarchatus digestus. Studio & opera R.P.F. Michaelis Le Quien. Opus posthumum. Parisiis, ex Typographia regia, 1740. T. I, p.1168  (лат.)  (греч.)
  3. Сократ Схоластик. Церковная история, Книга V, Глава 20
  4. А.В. Карташев. Вселенские соборы, «Аномеи»


Евномий.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01