16-10-2023
Елена | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
109 мин. |
Сборы | |
Страна | |
Язык | |
Год | |
IMDb |
ID 1925421 |
«Еле́на» — кинодрама о классовом расслоении в современной Москве, премьера которой состоялась на Каннском киносмотре 2011 года. Фильм снял Андрей Звягинцев; главные роли исполнили Надежда Маркина, удостоенная за неё премии «Ника»[2], и известный режиссёр Андрей Смирнов.
Фильм, который увидели в 45 странах, в том числе в США, Польше и Франции[3], был положительно воспринят большинством мировых кинокритиков, удостоившись специального приза жюри каннской программы «Особый взгляд»[4]. Кроме того, картина была признана лучшей за прошедший год на церемонии вручения премии «Золотой орёл»[5], а работа режиссёра была отмечена и «Никой», и «Золотым орлом»[6]. Большой интерес вызвал премьерный показ «Елены» на центральном российском телевидении в ноябре 2011 года (ещё до завершения официального проката)[7].
Содержание |
Два года назад пожилой и обеспеченный предприниматель Владимир (Андрей Смирнов) оформил брак со своей сиделкой Еленой (Надежда Маркина) после почти восьмилетней совместной жизни. У них есть дети от предыдущих браков: у Елены — безработный и ни к чему не стремящийся подкаблучник Сергей (Алексей Розин), сталкивающийся с трудностями при содержании своей растущей семьи, у Владимира — беззаботная и бессемейная дочь Екатерина (Елена Лядова). Внуку Елены, Александру (Игорь Огурцов), нужны деньги для оплаты поступления в университет, иначе его заберут в армию. Елена обращается с просьбой о финансовой помощи к мужу. Владимир попадает с инфарктом в больницу, где его навещает дочь. После разговора с дочерью он отказывает Елене в просьбе и принимает решение: всё его состояние после смерти отойдёт Екатерине, а вдова (Елена) получит пожизненную ренту.
Елена убивает Владимира, подсыпав ему в лекарства «Виагру», и сжигает черновики завещания, которое он так и не написал. За отсутствием документировано оформленной воли покойного наследство делится пополам между супругой покойного — Еленой и дочерью — Екатериной. Елена забирает деньги из сейфа, в котором Владимир их хранил дома, и отвозит сыну Сергею. Когда из-за аварии в районе пропадает электричество, Александр выбегает из квартиры и принимает участие в массовой драке подростков у стен теплоэлектростанции. В финале семья Елены обосновывается в доме, где раньше Елена жила с Владимиром.
|
|
Первые мысли о создании подобного фильма появились у Звягинцева в феврале 2009 года, когда британский продюсер Оливер Данги, с которым они вместе работали на съёмочной площадке ленты «Нью-Йорк, я люблю тебя», подал идею о создании проекта, режиссёрами которого станут четыре человека из Северной Америки, Южной Америки, Европы и Азии[8]. Тема должна была быть одной: Апокалипсис[8]. Данги предлагал трактовать это широко: от «Жертвоприношения» Тарковского до «Профессии: репортёр» Антониони[9]. Звягинцев созвонился с близким другом, писателем Олегом Негиным, вместе с которым они весь следующий месяц раздумывали о сюжете предстоящей картины[8]. Однажды ночью Негин позвонил Звягинцеву и рассказал историю из своей жизни, которую позже воплотил в сценарий, написанный за 8—10 дней[8].
После корректировки сценария Звягинцев отправил его Данги, который отреагировал на это так: «Ребята, что же вы делаете? Я вам предлагаю проект на 7—8 миллионов долларов, а вы мне — на 2,5, историю про двух пенсионеров в одном интерьере»[8]. Фильм должен был сниматься на английском языке, в США или Англии, рабочее название — «Хелен», мужа главной героини должны были звать Ричард[8]. Из-за абсолютно русского менталитета сценария ленты место действия было решено переместить в Россию[8]. Вскоре после прочтения первых страниц сценария Данги прислал Звягинцеву около 20 таких же страниц с замечаниями[8]. Ознакомившись с ними, режиссёр понял, что история с созданием проекта затянется надолго, извинился и весной 2009 года покинул состав заинтересованных в этом[8].
С мая по август того же года Звягинцев искал тех, кто согласится финансировать грядущую картину[8]. Тогда же режиссёр познакомился с продюсером Александром Роднянским, который, прочитав сценарий, сообщил о старте съёмок фильма[8]. Весь сентябрь Негин и Звягинцев по 10 часов в день, не выходя из студийного подвала, правили сценарий[8]. Примечательно, что ещё до начала съёмок фильм был удостоен премии за лучшую сценарную разработку на фестивале независимого кино «Сандэнс»[10].
Название фильма было выбрано не сразу, рассматривались всевозможные варианты: от «Нашествия варваров» (по аналогии с одноимённым фильмом Дени Аркана) до «Денег» (так называется последний фильм Брессона)[11].
В роли Елены Звягинцев почти с самого начала видел театральную актрису Надежду Маркину, которую в середине 90-х годов наблюдал в спектакле Сергея Женовача «Король Лир», где Маркина исполняла роль Реганы[8]. Несмотря на желание режиссёра взять на роль Маркину, члены съёмочной группы пересмотрели множество актёров, прежде чем Надежда была утверждена на роль[8]. Режиссёр отзывался о актрисе так:
У неё уникальное сочетание: народный тип и в то же время — удивительное благородство почти аристократического толка. Восхитился редким свойством её натуры. Вот она встанет, раскинет руки — Родина-мать, ударник труда в пуховом платке. Слегка повернется, в профиль — жена патриция, императрица, редкое благородство. В ней есть объём, многомерность.
Звягинцев долго подыскивал актёра и на роль Владимира[12]. Кастинг проходили мужчины 70 лет, однако каждый из них не удовлетворил режиссёра, который находил в их лицах тяжёлую обречённость, хотя нужен был «человек-солнце, сама жизнь»[12]. Таким оказался режиссёр Андрей Смирнов, в котором Звягинцев увидел признаки витальности[12]. «Смирнов очень живой, широко образованный человек, умница, легко говорит на французском и английском языках, внутренне пластичен и потому жив и активен. Для меня он был камертоном, он определял градус актёрского существования в кадре, словно бы настраивал своих коллег», — говорил режиссёр[12]. В первый же день съёмок Смирнов устроил скандал по поводу того, что ему не понравилось пальто, в которое был одет его герой[8]. По словам самого актёра, позже они нашли общий язык с художницей по костюмам; это был не скандал, а всего лишь поиск грани дорогих вещей[13].
Роль Катерины, дочери Владимира, сыграла Елена Лядова, на которую режиссёр не возлагал особых надежд до начала проб[11]. Как только она появилась на съёмочной площадке, Звягинцев сразу же увидел, насколько идеально актриса совпадает со своим персонажем[11]. Позже Лядова признавалась, что работать со Звягинцевым было приятно: «Атмосферу на площадке режиссёр создал хорошую. Андрей Сергеевич выступил как прекрасный партнер. Сценарист написал отличный диалог. Чудо-оператор все снял. Что ещё надо? Получилось быстро и легко. Не в муках, нет»[14].
В октябре 2009 года режиссёр заявил о начале съёмочного процесса, к работе подключились оператор Михаил Кричман и художник-постановщик Андрей Панкратов[8]. Непосредственно съёмки фильма стартовали 9 апреля 2010 года.
Информация предоставлена веб-сайтом IMDb[15]:
Франция — 21 мая 2011 (64-й Каннский кинофестиваль)
Россия — 24 июня 2011 (33-й Московский международный кинофестиваль)
Франция — 27 августа 2011 (Кинофестиваль в Гинду)
Канада — 8 сентября 2011 (Кинофестиваль в Торонто)
Финляндия — 15 сентября 2011 (Кинофестиваль в Хельсинки)
Россия — 29 сентября 2011 (широкий прокат)
Бельгия — 17 октября 2011 (Гентский международный кинофестиваль)
Бразилия — 21 октября 2011 (Международный кинофестиваль в Сан-Паулу)
Франция — 6 ноября 2011 (Кинофестиваль в Аррасе)
Греция — 7 ноября 2011 (Международный кинофестиваль в Салониках)
Мексика — 16 ноября 2011 (Международный кинофестиваль в Мехико)
Франция — 16 декабря 2011 (Международный кинофестиваль в Лез Арк)
Венгрия — 22 декабря 2011 (широкий прокат)
США — 21 января 2012 (Кинофестиваль «Сандэнс»)
Великобритания — 18 февраля 2012 (Кинофестиваль в Глазго)
Франция — 7 марта 2012 (широкий прокат)
Греция — 8 марта 2012 (широкий прокат)
Бельгия — 21 марта 2012 (широкий прокат)
Польша — 23 марта 2012 (широкий прокат)
Норвегия — 20 апреля 2012 (широкий прокат)
Швеция — 4 мая 2012 (широкий прокат)
США — 16 мая 2012 (широкий прокат)
Австралия — 21 июня 2012 (широкий прокат)
Колумбия — 7 декабря 2012 (широкий прокат)
В российском критическом сообществе фильм «Елена» получил неоднозначные отклики — от восторженных до резко негативных. Так, киновед Андрей Плахов назвал «Елену» «одним из важнейших российских фильмов последних лет», отметив, что картина «хорошо сделана» и актуальна по своей социальной проблематике. С другой стороны, кинокритик Михаил Ратгауз обвинил ленту Звягинцева в ходульности и безжизненности, обнаружив в «Елене» «чудовищные штампы из плохой драматургии конца XIX века».[16]
В ограниченный североамериканский прокат фильм вышел в мае 2012 года и удостоился хвалебных отзывов:
Многие рецензенты отмечают симметричность фигур детей Елены и Владимира. Оба супруга превыше всего пекутся о своих биологических отпрысках, которые в одном случае инстинктивно размножаются, не особо задумываясь о последствиях, а в другом настаивают на бессмысленности продолжения рода. Фильм как бы приглашает зрителя сделать свой выбор между этими крайностями.
Премия «Золотой орёл» за лучший игровой фильм | |
---|---|
Кукушка (2002) · Возвращение (2003) · 72 метра (2004) · 9 рота (2005) · Остров (2006) · 12 (2007) · Дикое поле (2008) · Стиляги (2009) · Как я провёл этим летом (2010) · Елена (2011) |
|
Союз кинематографистов России |
|
|
---|---|
1990-е | Страна глухих (1998) • Хрусталёв, машину! (1999) |
2000-е | Лунный папа (2000) • Телец (2001) • Кукушка (2002) • Возвращение (2003) • Свои (2004) • Солнце (2005) • Свободное плавание (2006) • Груз 200 (2007) • Дикое поле (2008) • Волчок (2009) |
2010-е |
Кочегар (2010) • Елена (2011) |
Елена (фильм).