28-07-2023
Марк Леопольдович Еффа | |||||
Дата рождения: | |||||
---|---|---|---|---|---|
Место рождения: |
город Харьков |
||||
Дата смерти: |
22 августа 1994 (68 лет) |
||||
Страна: | |||||
Учёная степень: | |||||
Альма-матер: | |||||
Награды и премии |
|
Марк Леопольдович Еффа (1925—1994) — крупный инженер и учёный, разработчик гироскопов для ракетно-космической техники.
Содержание |
Марк Леопольдович Еффа родился в 1925 году в Харькове Украинской ССР.
Учился в Московском Авиационном Институте им. С. Орджоникидзе. Перед окончанием института он был включен в созданную по инициативе известных ученых академиков Н. А. Пилюгина и В. И. Кузнецова группу для специальной подготовки в области ракетостроения.
По окончании института был направлен в опытную лабораторию НИИ-10, которую возглавлял будущий академик В. И. Кузнецов. Впоследствии лаборатория была преобразована в НИИ прикладной механики, в котором М. Л. Еффа провел всю свою трудовую жизнь. Одна из первых экспериментальных работ М. Л. Еффа была посвящена исследованию вибрации одноосного гироскопа на качаящемся основании[1]. Впоследствии результаты этих экспериментов были теоретически обоснованы академиком А. Ю. Ишлинским и включены в учебник для высших учебных заведений[2].
Разработанные при непосредственном участии М. Л. Еффа гироскопы семейства ИАВ860 были использованы для гироскопических командных приборов системы управления ракет Р-12, Р-7, Р-16, Р-36, УР-100, Р-36М, Р-36М2 обеспечивших пилотируемые полеты космических кораблей Восток, Восход, Союз, вклачая полет Ю. А. Гагарина и других космонавтов, а также полеты международных экипажей по программе «Интеркосмос».
Признанием его научных достижений была степень доктора технических наук.
Соавтор патентов: подшипник качения, 15.07.1978[3]; подшипник качения 15.06.1980[4].
Умер 22 августа 1994 года.
Еффа, Марк Леопольдович.