30-06-2023
Владимир Георгиевич Жданов | |
Род деятельности: |
общественный деятель |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Дети: |
Елена и Наталья |
Влади́мир Гео́ргиевич Жда́нов (р. 25 мая 1949 года, Алтайский край) — российский общественный деятель, пропагандист трезвого образа жизни, председатель Союза борьбы за народную трезвость (СБНТ)[1], популяризатор немедицинского метода избавления от вредных привычек (употребления алкоголя, табака) и метода естественного (то есть немедицинского) восстановления зрения (ношение очков Жданов также относит к вредным привычкам), один из авторов проекта Общее дело. Удостоен золотой медали РАЕН имени И. И. Мечникова «За вклад в укрепление здоровья наций», а также награждён медалью РАЕН (ЕАЕН) имени Пауля Эрлиха[2].
В. Г. Жданов в СМИ и лично представляется президентом Международной ассоциации психоаналитиков (МАП). Следует уточнить, что данная организация имеет российское происхождение, является неформальной и не имеет отношения к всемирно известной Международной Психоаналитической Ассоциации (МПА), основанной З.Фрейдом, и декларирует лишь узкий круг задач (избавление от табачно-алкогольной зависимости и исправление зрения). По словам Жданова, он и его соратники опираются на работы советского психофизиолога Г. А. Шичко и хирурга Ф. Г. Углова.
Также, представляясь перед аудиторией на лекциях, он указывает, что является профессором общественной организации «Международная славянская академия», вице-президентом общественной организации «Международная академия трезвости»[3] и сопредседателем общероссийского движения «Трезвая Россия». Следует отметить, что в данном случае титул профессора является внутренней должностью в общественной организации и не имеет отношения к учёному званию профессора или должности преподавателя высшего учебного заведения.
Жданов сотрудничает с различными трезвенническими организациями, такими как Российское общественное движение «Трезвая Россия»[4], «Трезвый Башкортостан»[5], «Трезвая Сибирь»[6].
Содержание |
Родился в крестьянской семье. Отец — военный врач.
Женат. Есть две дочери и две внучки.[9][16]. В семье, по словам Жданова, все придерживаются концепции трезвости[17].
Жданов относит себя к сторонникам идеи трезвости и в своих выступлениях говорит, что опирается на теорию, разработанную Ф. Г. Угловым,[18] Г. А. Шичко и рядом других пропагандистов трезвости (напр., на обширную практику доктора медицинских наук, профессора, заведующего кафедрой патологоанатомии Якутского государственного университета Башарина К. Г.)[19][20]. Впоследствии Жданов стал опираться на следующие наработки Г. А. Шичко: методика избавления от вредных привычек методом Шичко и словарь Шичко.
Основные темы лекций и выступлений Жданова:
В 1985 году участник движения за трезвость Г. А. Шичко в статье «Против абсурдизма в антиалкогольной пропаганде»[24] характеризовал Жданова как хорошего оратора, отмечая его трезвость в качестве выигрышного качества:
Жданов — непьющий, в этом его преимущество. Сколько у нас лекторов заикающихся, мямлящих, гнусавящих, плохо владеющих своим голосом. У Жданова неплохая дикция, он владеет голосом, умело пользуется им для усиления влияния, способен зажечь аудиторию.
Шичко отмечал, что в лекциях Жданова «имеется достоверный и интересный материал, встречаются правильные суждения. По мнению Шичко, Жданов обоснованно подверг критике проалкогольную составляющую сюжетов в фильмах Ирония судьбы, или с легким паром и Семнадцать мгновений весны».
По словам участника СБНТ, доктора медицинских наук патологоанатома Башарина К.Г., центральное место в деятельности Жданова занимает идея трезвости, причем трезвость трактуется Ждановым с точки зрения Г. А. Шичко, то есть как свобода от алкогольной, табачной и другой наркотической зависимости на подсознательном уровне и от фактического употребления любых наркотических веществ. Поэтому главенствующее положение в описании деятельности Жданова занимает теория трезвости и сочетание подтверждений данной теории с её критикой. Башарин пишет, что данная позиция Жданова иногда подвергается критике как «необоснованная», поэтому в своей статье «Научное обоснование трезвости. Опыт западных коллег» Башарин анализирует ряд крупных западных исследований, с которыми согласуется идея трезвости, пропагандируемая Ждановым, и приходит к выводу, что мнение Жданова как минимум согласуется с научными исследованиями.[25]
В. Г. Жданов проводит курсы восстановления зрения на основе метода Бейтса, дополненного методикой Г. А. Шичко («метод Бейтса-Шичко»). На курсах продаются методологические материалы и пищевые добавки, которые рекомендуются Ждановым в качестве вспомогательного средства для ускорения восстановления зрения, но их приём не является обязательным.[21][22]
В 1985 году Г. А. Шичко подверг В. Г. Жданова критике в статье «Против абсурдизма в антиалкогольной пропаганде».[24] Будучи единомышленником Жданова в том, что касается трезвости, Шичко характеризовал его как хорошего оратора и согласился с рядом его тезисов. Однако Г. А. Шичко признавал неприемлемыми используемые в то время Ждановым методы пропаганды:
Ознакомился с магнитофонограммой и текстом лекции Жданова. Очень расстроился, в ней много искажений. Наша сила в правде, только с нею мы утвердим трезвость в стране, мы не имеем права фальшивить, допускать неточности, делать архи-левацкие выпады. Все это ослабляет нас и, что особо важно, уродует сознание слушателей, сознание, являющееся самым ценным приобретением человека. Самое большое право людей — право на правду и на защиту от лжи. Самое тяжкое гражданское преступление — посягательство на это право.
Руководитель отделения детской наркологии национального научного центра наркологии Алексей Надеждин, отметив, что ему «очень нравятся лекции» В. Г. Жданова, указал на тот факт, что склеивание эритроцитов (которое Жданов ставит на первое место) – лишь один из факторов, негативно сказывающихся на головном мозге, а главным фактором является прямое токсическое воздействие этанола на нервные клетки путём воздействия на клеточные мембраны.[26]
Доктор медицинских наук, заместитель директора Московского научно-практического центра наркологии Олег Бузик в беседе с корреспондентом журнала «Нескучный сад» отметил: «Аргументы Жданова — это страшилки, основанные на подмене понятий». Кроме того, О. Бузик критически отнёсся к тому, что Жданов, по его словам, «часто крайне неуважительно отзывается о наркологических больных».[27]
Денис Новиков, практикующий психолог и доцент Высшей школы психологии, оценил приёмы, используемые Ждановым на своих лекциях как психические манипуляции и «элементарное кодирование». Новиков считает, что данные лекции часто рассчитаны не столько на алкоголиков, сколько на их родственников, которые там «находят выход своим чувствам, в том числе и агрессии, которая скапливается от жизни с алкоголиком».[27]
Также критично отнесся к методам Жданова и Главный нарколог РФ Е.Брюн. В частности, в онлайн конференции «Как выстроить свои взаимоотношения с алкоголем», он заявил:
Некий экстремизм есть во всяких областях, и в том числе в наркологической теме. Жданов относится к экстремистским антиалкогольным кругам. Он продолжатель дела академика Углова. Они утверждали даже, что «евреи споили Россию кефиром и черным хлебом».— [28]
В. Г. Жданов называет себя православным, при этом часть лекций[29][30] и интервью[31][32] В. Г. Жданова посвящены его взглядам на использование вина в православной традиции и роли православной Церкви в движении за трезвость, которую он считает уникальной. В частности, Жданов, ссылаясь на книгу адвентиста С. Баккиоки «Вино в Библии», проводит мысль о том, что слово «вино», упоминаемое в Священном Писании, зачастую означало в древности «виноградный сок».[31]
Взгляды В. Г. Жданова вызвали в православной среде неоднозначную реакцию.
Священнику Илие Шугаеву[33] система взглядов Владимира Жданова представляется «очень верной». Он сравнивает лектора с учителем, дающего подросткам «мировоззрение, иерархию ценностей, нравственную шкалу», для избавления от ложных установок. Хотя И. Шугаев не соглашается с мнением В. Г. Жданова, что «Спаситель для таинства Причащения использовал виноградный сок, а не вино», но предлагает православным «не придираться» к В. Жданову, так как «он трудится, и его труды приносят хорошие плоды»[34]
Согласно оценке диакона Максима Плякина[35], поскольку метод Жданова «сводится к воспитанию у слушателя стойкого отвращения к самому процессу попадания в организм каких-либо продуктов брожения вне зависимости от алкогольной крепости вещества», то для православного христианина, который при Причащении принимает Тело и Кровь Христову в виде хлеба и вина, абсолютный запрет на алкоголь, по сути, эквивалентен запрету причащаться.[36] Кроме того, М. Плякин считает, что наличие в лекциях Жданова оккультной терминологии («повреждение биополя», «перекачка энергии» и т. п.) для православного человека недопустимо.
Точку зрения М. Плякина поддержал и развил А. Л. Дворкин. В своей статье «Оккультно-сектантский характер антиалкогольного учения В. Г. Жданова» Дворкин утверждает, что лекции Жданова имеют коммерческую основу, а также подвергает критике как методы их пропаганды, так и запрет на употребление вина и дрожжевого хлеба.[12] Дворкин критикует взгляды Жданова на употребление вина в Православной Церкви, в частности, то, что под вином следует понимать виноградный сок, указывая на найденные им противоречия в рассуждениях Жданова и прямые библейские указания на этот счёт. По мнению Дворкина, «православные просветительские организации, занимающиеся борьбой с алкоголизмом и пьянством, не должны сотрудничать с В. Г. Ждановым и возглавляемыми им организациями».[12]
Диакон Григорий Григорьев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи, сопредседатель Всероссийского Александро-Невского общества трезвости, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор, считает:
Владимир Георгиевич Жданов несомненно яркий и искренний пропагандист и трибун трезвости. Но все же, я считаю, что безграмотность вернется и ударит по движению трезвости. Зачем фантазировать, что человек, выпив, будет писать мозгами, если достаточно объективных научных факторов в пользу трезвости? Пропагандировать трезвость нужно, но идеи должны соответствовать здравому смыслу и физиологическому устройству человека. Но если кто-то после лекций Жданова бросит пить и придет в храм, значит и этот подход иногда эффективен и имеет место быть. Многих, конечно, смущало, что он хулит вино — продукт, который на евхаристии пресуществляется в Кровь Христову. Но я слышал, что он сам стал причащаться, надеюсь, что это поможет ему подкорректировать свою позицию, и он не будет хулить вино. Ну и хотелось бы, чтобы люди боролись за трезвость без помощи антинаучных фантазий. А самое важное, чтобы лечение заканчивалось в храме Божьем. Человек бросил пить и пришел в храм — это и есть момент истины.— [37]
В. Г. Жданов принимает активное участие в различных передачах на телевидении на тему алкоголизации, где активно высказывает свою позицию. В частности, он принимал участие в следующих передачах:
Жданов, Владимир Георгиевич.