В настоящий момент железнодорожное сообщение в Южной Осетии отсутствует. С 1940 года по 1991 год там функционировала линия Гори — Цхинвали Закавказской железной дороги. В 1991 году движение было прекращено из-за обострения грузино-осетинского конфликта и впоследствии так и не было восстановлено.
История
8 июня 1940 года было открыто движение на 32-х километровом участке линии Тбилисского отделения Закавказской железной дороги от станции Гори до станции Сталинир[1]. Других станций кроме Сталинира на 5-километровом участке линии, проходящем по территории Южной Осетии, не было[2]. В 1991 году из-за обострения грузино-осетинского конфликта движение было прекращено[3]. C 1991 по 2008 год восстановление железнодорожного движения по линии на Гори было невозможным по причине неурегулированности конфликта, а строительство ветки в Россию — по причине отсутствия согласия Грузии на реализацию подобного проекта и отсутствия признания независимости Южной Осетии со стороны России. В частности, в июне 2004 года провалилась попытка Грузинской железной дороги восстановить сообщение между Гори и Цхинвали[4][5][6][7][8][9][10]. В 2008 году после признания независимости Южной Осетии Россией на встрече с президентом России Дмитрием Медведевым глава РЖД Владимир Якунин сообщил о начале работы по подготовке проекта строительства железнодорожного сообщения между Россией и Южной Осетией[11][12][13].
Нереализованные проекты
На участке Гори — Цхинвали в 1969—1979 гг. проводились эксперименты по электрификации железных дорог постоянным током напряжением 6000 вольт.
Примечания
- Пути сообщения и средства передвижения Wayback Machine
- Южная Осетия (неопр.). Дата обращения: 17 октября 2008. Архивировано 28 декабря 2008 года.
- В Цхинвали начали восстанавливать дороги Wayback Machine
- С 3 июня начнется восстановление железнодорожного сообщения на участке Тбилиси-Цхинвали (недоступная ссылка)
- Южная Осетия была и будет Грузией, это наша родная земля. С таким заявлением выступил премьер-министр Грузии Зураб Жвания перед журналистами, находясь в селе Никози в зоне грузино-осетинского конфликт (неопр.). Дата обращения: 17 ноября 2008. Архивировано 30 июля 2009 года.
- На поезд Тбилиси-Цхинвали билетов пока нет (неопр.). Дата обращения: 17 октября 2008. Архивировано 25 декабря 2007 года.
- Югоосетинские вооруженные формирования сорвали работы по восстановлению железнодорожного сообщения с Цхинвали (недоступная ссылка)
- Восстановление железной дороги в зоне грузино-осетинского конфликта планируется возобновить с 14 июня (недоступная ссылка)
- Встреча Б. Чочиева с Х. Тальвитти (неопр.). Дата обращения: 17 октября 2008. Архивировано 6 января 2009 года.
- Горы не переставишь (неопр.). Дата обращения: 17 ноября 2008. Архивировано 21 мая 2009 года.
- Железнодорожное сообщение России с Южной Осетией можно наладить только при поддержке государства, считает глава «РЖД» Wayback Machine
- РЖД прорабатывает проекты железной дороги до Цхинвали (неопр.). Дата обращения: 17 октября 2008. Архивировано 28 мая 2009 года.
- Грузия грозит РФ судом за строительство железной дороги на Цхинвали (неопр.). Дата обращения: 17 октября 2008. Архивировано 5 октября 2008 года.
- ↑ РЖД и власти Северной Осетии обсудили строительство железной дороги до Цхинвали Wayback Machine (Дата обращения: 4 октября 2010)
- Рельсовый форпост (неопр.). Дата обращения: 17 октября 2008. Архивировано 28 августа 2008 года.
Ссылки