Lt304888.ru

Туристические услуги

Жеты Жаргы

16-09-2023

Жеты Жаргы (каз. Жеті жарғы) — это свод законов Казахского ханства при хане Тауке[1]. Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки правовой базы организации казахского общества. Эта работа проводилась весь XVII век и при хане Тауке нашла своё закрепление в своде законов «Жеты Жаргы» (Семь Установлений). Разработан был этот свод при участии известнейших биев Толе би (Старший жуз), Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би (Младший жуз) в начале XVII века[2]

Жеты Жаргы включал в себя следующие основные разделы:

  • Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.
  • Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.
  • Военный Закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.
  • Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.
  • Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.
  • Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.
  • Закон о вдовах (Жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.

Кроме «Жеты Жаргы» продолжал использоваться в качестве источника права и «Кодекс Касыма», особенно в области международного права. Своеобразными дополнениями к кодексам были положения съездов биев — «Ереже», и «Билер сезi» — рассказы, содержащие сведения о практике суда биев — судебном прецеденте.

Судопроизводство было основано на обычном праве — адате и мусульманском праве — шариате. Судебная функция была в руках биев-родоправителей. Особо сложные дела рассматривались съездом биев. В разбирательстве некоторых дел принимали участие султаны и хан. За разбор дел бии, султаны и хан получали вознаграждение — бийлик, ханлык, а также различные подарки.

Очевидно, что свод законов «Жеты Жаргы» прямо или косвенно наследует монгольскую «Яса» каз. Жаса (Пять уложений), которую Чингизхан ввёл в монгольских степях и принёс в XIII веке в Дешт-и Кипчак.

По сведениями историка Мухамеджана Тынышпаева единообразное применение и толкование положений «Жеты Жаргы» на всей территории казахского ханства обеспечивалось ежегодным сбором биев всех жузов и племен в южной ставке Тауке хана. Ежегодно осенью бии (степные судьи) всех трех казахских жузов, кыргызов, каракалпаков, а также представители катаган, джайма и других мелких родов на 1—2 месяца собирались в ханской ставке «Ханабад» на холме «Куль-Тобе» которая располагалась на левом берегу реки Ангрен в 40 верстах на юг от Ташкента на территории нынешней Ташкентской области[3].

Литература

  • Различные варианты записи «Жеты Жаргы» приведены в книге С. Г. Кляшторного и Т. И. Султанова «Казахстан. Летопись трёх тысячелетий» (глава 7), Центр "Казахстан — Петербург, 1992.

Ссылки

  • Жеты жаргы и правление Тауке хана

Примечания

  1. Реферат на тему Жеты Жаргы, скачать реферат
  2. ИНФОРМАЦИОННО — ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ ГОРОДА АТЫРАУ, РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
  3. КИРГИЗ — КАЗАКИ В XVII и XVIII ВЕКАХ

Жеты Жаргы.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01