Lt304888.ru

Туристические услуги

Живопись Мевара

17-10-2023

Насируддин. Малашри рагини. Лист из серии "Рагамала из Чаванда". датирован - 1605г. Лос Анджелес, Музей округа.
Сахибдин. Малави рагини. Лист из серии "Рагамала" датирован - 1628г., Частное собрание, Нью-Йорк.
Танец Кришны. Лист из манускрипта "Сур Сагар" Сурдаса. сер. XVII в. Собрание Гопи Кришна Канория, Патна.
Мастер штриха. Махаране Амар Сингху II показывают двух серебряных слоников. 1705, Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Удайпур.

Правители Мевара возводили свою родословную к «Великому клану солнца» и носили титул «Рана», подчёркивающий их величие. Титул «Рана» не имеет точного определения и обычно переводится как «князь». Кроме этого князья Мевара добавляли к своему имени эпитет «Сингх», что означает «лев».

Наследники воевавшего против моголов Раны Санграма Сингха не признавали власть могольских императоров до 1615 года. Только во время правления императора Джахангира князь Махарана Амар Сингх (1597—1620) покорился моголам, а его сын Карна Сингх (1620-28) был тепло принят императором и его сыном принцем Хуррамом в могольской столице. Принц Хуррам (будущий император Шах Джахан) вручил Карна Сингху дары, среди которых были кони, украшенные драгоценными камнями кинжалы, хилат (дорогое почётное одеяние) и жемчужные чётки. В своё время все меварские княжеские архивы и коллекции погибли в огне при разрушении Читтора могольским императором Акбаром (1567г). Правители Мевара стремились восстановить тот культурный багаж, который должен приличествовать их сану и положению. Сближение с моголами повлекло оживление в культурной жизни Мевара.

Самым ранним примером меварского стиля являются миниатюры из серии «Рагамала», созданные в 1605 году в Чаванде, крепости, которая была временной столицей, художником Насируддином. Этот мастер начинал карьеру в могольской китабхане, и, обретя там живописные навыки, перебрался затем к меварскому двору, став, по сути, создателем основных признаков меварского стиля. Миниатюры «Рагамалы» демонстрируют прекрасную смесь домогольского стиля «Чаурапанчасики» и упрощённого варианта популярных могольских образцов. Профили лиц стали мягче, однако иконография миниатюр в целом сохраняет динамизм традиционной индийской живописи. Архитектура в них скорее похожа на часть орнамента, чем на реальные предметы, а пейзаж лишь слегка обозначен.

Правивший в 1620-28 годах Махарана Карна Сингх широко открыл двери могольскому культурному влиянию, а его сын Махарана Джагат Сингх I (1628—1652) покровительствовал живописи; при нём развитие книжной миниатюры значительно оживилось. Работавший в то время придворный художник Сахибдин (известен в 1628-1655гг), так же как и Насируддин, в совершенстве владел могольским стилем. В основном он писал картины для Джагат Сингха I, который пригласил его в свою мастерскую, но несколько лет продолжал работать и для его преемника Радж Сингха I (1652—1680). В своих ранних миниатюрах из серии «Рагамала» (1628г), созданных в Удайпуре, мастер применяет композиционные элементы, сильно напоминающие «Рагамалу» созданную в Чаванде в 1605 году, но больше внимания уделяет деталям. Эти произведения проливают свет на некоторые особенности меварской живописи времён Сахибдина. Среди них: способ деления композиции на отдельные сцены, высокая точка обзора, текущая непременно по диагонали река с обозначением водяных потоков и разнообразие стилизованных деревьев. Яркие оттенки жёлтого, оранжевого и красного продолжают колористическую традицию «Чаурапанчасики» и джайнской живописи. Крупнейшим проектом мастерской под руководством Сахибдина было создание в 1650х годах иллюстраций для семитомной версии эпоса «Рамаяна» (Британская библиотека, Лондон).

Могольский император Аурангзеб (1658—1707), исповедовавший ортодоксальную форму ислама, проводил иконоборческую политику, и в этих обстоятельствах меварский князь Радж Сингх I (1652-80), стремившийся сберечь свою древнюю религию, стал символом индийского культурного сопротивления. Именно в его правление в 1671 году был спасён знаменитый образ Шри Натхджи (статуя Кришны из чёрного гранита) — он был переправлен из Матхуры в Натхадвару, и превратил этот город в религиозный центр особой секты вишнуизма, основанной Валлабхачарьей. В дальнейшем город прославился своими расписными храмовыми занавесами «пичхаваи».

В период правления Радж Сингха I (1652-80) и Джай Сингха (1680—1698) под явным влиянием школы Бунди появились первые портреты правителей и первые изображения придворной жизни. Художники стали беспристрастными регистраторами, как официальных светских мероприятий двора, так и изнеженных удовольствий, которым предавались правители в своих апартаментах. Уникальной особенностью стало увеличение формата картин-миниатюр. Все эти новации были сохранены и впоследствии.

В целом до конца XVII века художники иллюстрировали в основном религиозные манускрипты и придерживались живописной формулы, созданной Сахибдином. В правление Амар Сингха II (1698—1710) и Санграма Сингха II (1710-34) меварская живопись обрела новое дыхание. Её тематика перестала ограничиваться мифологией и поэзией. Важную роль в обновлении играл анонимный художник, окрещённый учёными «Мастером штриха», который в течение приблизительно 30-и лет работал при дворе и создавал миниатюры в технике «ним-калам» (гризайль) с лёгкой подкраской, явно навеянные могольским стилем. Наряду с придворными сценами в живописи появились сцены охоты, фестивалей и празднеств, а также царских посещений святых-отшельников. На некоторых крупноформатных картинах, созданных для Санграма Сингха II (1710-34) дворцовая архитектура использована как театральные кулисы, на фоне которых разворачивается происходящее. Эти большие, панорамного охвата композиции обычно густо заселены персонажами. Однако довольно скоро миниатюры утратили «исключительно документальный характер» и в период правления Джагат Сингха II (1734-51) погрузились в атмосферу эскапистского веселья (вероятно, не без влияния со стороны художников из мастерской могольского императора Мухаммад Шаха). Надписи на картинах свидетельствуют, что над большими композициями работали вместе 2-3 художника; среди творческих дуэтов, трудившихся над этими произведениями, можно прочитать имена Нага и Пьяра, Сукха и Сьяджи, Кесу Рама и Бхопа.

Во время непопулярного правления Ари Сингха (1761-73), который отличался дурным нравом, привёл княжество к экономическому упадку и, в конце концов, был убит на охоте, многие талантливые живописцы покинули двор и перебрались на север, в Деогарх. Так поступили, например, художник Багта и его сыновья Чокха и Кавала, игравшие заметную роль в художественной жизни столицы Мевара — Удайпура.

Постепенный упадок школы Мевара начался приблизительно с середины XVIII века. Ярче всего он выразился в многочисленных стереотипных портретах с однообразными плоскими фонами и в крупноформатных охотничьих сценах. Особенно механичными выглядят те, что были созданы для Махараны Джаван Сингха (1828-38). На них достаточно детально прописанные фигуры вставлены в окружение с несоответствующей перспективой. Некоторые из пышных охотничьих сцен происходят на фоне вымышленной местности — их завершали в мастерской, полагаясь более на воспоминания, нежели на зарисовки, сделанные непосредственно на местности. Стремление изобразить несколько отдельных эпизодов в рамках одной картины воплощалось в беспорядочном и бессистемном изложении. Архитектурные элементы утратили свою прежнюю пространственную глубину.

С середины XIX века меварские художники попали под влияние европейских приёмов, в частности, изображения более широких видов и более жизнеподобных портретов. При дворе Саруп Сингха (1842-61) работал художник Тара, создававший портреты правителя и изображавший также официозные и праздничные сцены. Двое его сыновей — Шивалал и Моханлал трудились при Саджан Сингхе (1874-84) и Фатех Сингхе (1884—1930) и создавали произведения, навеянные уже фотографиями и образцами масляной живописи.

Другие центры.

Багта. Озёрный дворец Раваты Гокул Даса II. Деогарх, 1806г, Музей Ашмолеан, Оксфорд.

Кроме столицы Мевара — Удайпура, в княжестве существовали два другие относительно самостоятельные художественные центры, живопись которых определяют как «меварские суб-стили». Один из них — Натхадвара, город, который превратился в крупный кришнаитский религиозный центр после того, как в 1671 году туда была перевезена знаменитая статуя Шри Натхджи. Вслед за этим в Натхадвару потянулись и художники. Живописцы, посвятившие своё творчество религии, создавали многочисленные миниатюры на тему подвигов Кришны, имевшие успех у посещавших святое место паломников, и расписывали храмовые завесы «пичхаваи», которые использовались в храме Шри Натхджи и других кришнаитских храмах (они вывешиваются позади статуи Шри Натхджи). «Пичхаваи» изготавливаются из хлопка, имеют довольно крупные размеры и расписываются, как правило, несколькими художниками. Традиция их производства существует до сих пор.

В миниатюрах, созданных в Натхадваре, отражались не только сюжеты из жизни Кришны, но и различные ритуалы, и праздники, связанные с культом этого бога. Расцвет местной школы приходится на XVIII век, и связан с именами таких мастеров, как Бхагавати, Нарайан, Чатурбхудж, Рам Линга, Удай Рам и Шри Рам Сандра Баба, который приехал в Натхадвару из Удайпура и обновил местную живопись. В XIX—XX веках живопись в Натхадваре коммерциализировалась, стандартизировалась, и, по сути, потеряла стимул к развитию. В таком виде она существует до сих пор.

Другим центром был Деогарх (Девгарх), город, заложенный в 1670 году Раватом (то есть вассалом меварского махараны — великого князя) Дваркадасом (до него это было небольшое поселение). Несмотря на меварские корни местной художественной традиции в ней ощущается влияние живописи соседнего княжества — Марвара. Местная княжна в 1728 году вышла замуж за Махарао Мадхо Сингха из Джайпура, поэтому в живописи Деогарха прослеживаются джайпурские элементы. Расцвет школы Деогарха приходится на вторую пол. XVIII — нач. XIX века, и связан с художниками, покинувшими столицу Мевара — Удайпур в период неудачного правления князя Ари Сингха (1761-73). Среди первых мастеров, уехавших в Деогарх, был Багта, который создавал миниатюры для Равата Джасванта Сингха (1737-76), Равата Рагхо Даса (1776-86) и Равата Гокул Даса II (1786—1821). Его старший сын Кавала, вероятно уехал в Деогарх в то же время. Младший сын, художник Чокха, покинул удайпурский двор в 1811 году и работал при дворе Равата Гокул Даса II. В свою очередь, сын Чокхи — художник Байджнатх, работал в Деогархе у Раваты Нахар Сингха I (1821-47) и его наследника Гокул Даса III. Эти мастера создавали миниатюры на самые разные темы, среди которых доминировали события, связанные с жизнью правителей Деогарха: сцены охоты, дарбары (княжеские приёмы), праздники Холи, портреты и т. д. Особенно много миниатюр дошло от периода правления Равата Гокул Даса II (1786—1821), щедрого мецената и храброго воина, который является как бы центральной фигурой эпохи расцвета местной школы. Во дворце Деогарха сохранились остатки фресок, созданных местными мастерами.

Живопись Мевара.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01