14-10-2023
Николай Загреков | |
Автопортрет (начало 1930-х гг.) |
|
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: |
Саратов, СССР |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
Берлин, Германия |
Происхождение: | |
Гражданство: |
Германия — с 1952 года |
Учёба: |
Корнеев, Федор Михайлович |
Стиль: |
группы Новая вещественность, Островная группа |
Известные работы: |
«Девушка с рейсшиной» (1929), «Ритм труда» (1927) |
Награды: |
|
Николай Александрович Загреков (нем. Nikolaus Sagrekow; 1897, Саратов — 1992, Берлин) — немецкий художник из русских эмигрантов, представитель направления «новая вещественность».
Содержание |
Родился в семье юриста, дворянского происхождения.
Учился в Саратове в Боголюбовском рисовальном училище в классе Ф. М. Корнеева (1914—1918) и в Высших свободных государственных художественных мастерских (СВОМАС) у А. Е. Карева и профессора А. И. Савинова (1918—1921). Получив в 1919 году звание ученого рисовальщика, женился на поволжской немке Гертруде Галлер, что оказалось важным фактором его дальнейшей жизни[1].
Продолжил обучение в Москве во ВХУТЕМАС в мастерской П. П. Кончаловского и И. И. Машкова, здесь же получил основы архитектурного образования (1919—1921). В конце 1921 с целью продолжения учебы вместе с женой уехал в Германию и остался там до конца жизни[1].
В Берлине в 1922—1925 гг. учился в Профессиональном училище искусства и ремесла (Gewerbeschule für kunst und Handwerk) у профессора Гарольда Бенгена, затем с 1925 по 1933 гг. преподавал там же портретную живопись и обнаженную натуру[1].
Период творческого расцвета художника приходится на конец 1920-х — начало 1930-х годов. В начале 1920-х годов художник подписывает свои произведения Nikolai Sagrekoff, позже он изменит подпись на Nikolaus Sagrekow[2]. Он постоянно участвует в художественных выставках в Берлине, Мюнхене, Париже, Вене; экспонент выставок Прусской Академии художеств, Мюнхенского и Берлинского Сецессионов, Союза берлинских художников. Известные работы художника этого периода — «Девушка с рейсшиной» (1929), «Ритм труда»[3] (1927) и проч. «Его энергичные, стриженные под мальчика модницы-спортсменки 1920-х и мускулистые футболисты 1930-х легко вписались в ар-декошный гламур: знаменитую „Девушку с рейсшиной“ перепечатали на обложке мюнхенского Jugend, а в авторе признали видного представителя немецкой „новой вещественности“. Это здоровое, жизнерадостное, с крепким академическим рисунком искусство трудно было заподозрить в дегенеративности, так что, невзирая на национальность, герр Загреков не особенно пострадал при национал-социалистах»[4].
Контакты с родными и друзьями в Советской России продолжал до 1936 года, после известия о смерти матери и аресте брата Бориса[1].
В 1929 Загреков стал действительным членом Союза берлинских художников. В 1930 выставлял работу «Ритм труда» в ратуше Шарлоттенбурга и подарил эту картину мэру Берлина (во время войны произведение погибло).
В 1933 художник был уволен из училища без объяснения причин в связи с «чисткой кадров» по национальному признаку. В 1934—1944 преподавал в частной школе живописи в Зименштадте, возглавляемой художником Ойгеном Шпиро. После вынужденной эмиграции Шпиро из Германии в 1937 стал директором школы и руководил ею вплоть до 1944 года. В 1930-е поддерживал связи с родиной, переписывался с семьей, друзьями и наставниками, оставшимися в России. В 1936 получил известие об аресте брата Бориса и смерти матери, после чего прекратил переписку со своими родными в СССР, испытывая страх за их жизнь[1].
Если бы такого художника не существовало, его следовало бы выдумать. И не только потому, что биография Загрекова способна озолотить не одно поколение романистов и кинематографистов. (…) Просто такие мастера словно бы специально созданы, чтобы подтверждать крупнокалиберные искусствоведческие концепции про единство «салонного», «официозного», «тоталитарного» и прочих отрицательных искусств на Западе и Востоке (Анна Толстова. «Золотая посредственность» // «Коммерсант»[4])
С 1938 по 1944 год Загреков входил в группу художников «Inselgruppe» (Островная группа), не имевших возможности во время нацистского режима вести свободную творческую жизнь. Членами группы были Карл Хофер, Макс Пехштейн, Эрнст Фриш, Вилли Экель и Альберт Клатт[1].
С приходом в Берлин Советской армии в доме художника в районе Шпандау расположилась советская комендатура; он получил заказ на исполнение 12 портретов маршалов, в том числе Г. К. Жукова и К. К. Рокосовского. После разделения Берлина район Шпандау с его жителями отошел к западному сектору. В 1952 году Загреков получил немецкое гражданство. В этом же году становится заместителем председателя Союза берлинских художников на долгие годы и его почетным членом[1].
В 1960—1970 годы Загреков — свободный художник, автор многочисленных портретов, пейзажей, натюрмортов. Создал целый ряд портретов выдающихся политических деятелей Германии, в числе которых Фридрих Эберт, Густав Штреземан, Вилли Брандт, Вальтер Шеель[1].
В 1991 году в Берлине прошла последняя прижизненная выставка Загрекова.
Художник скончался 13 июля 1992 года в собственном доме в Берлине на 95-году жизни. Похоронен на кладбище «In den Kisseln» в берлинском районе Шпандау[1].
После смерти художника было создано Общество друзей Загрекова, а дом стал действующим домом-музеем художника, что для русского зарубежья является уникальным случаем[1].
С середины 1930-х годов Загреков начал заниматься архитектурной деятельностью.
Наиболее известными его сооружениями, сохранившимися поныне, стали:
Нереализованные проекты:
Также Загреков участвовал в архитектурном конкурсе на проект Немецкого музея в Мюнхене (1927) и в разработке эскизов таунхаусов в Бильдхауэр (угол Шрифтзетцервег, 1956, переработаны другим архитектором)[1].
Анна Толстова, «Коммерсант», о ретроспективной выставке: «На выставке малоинтересное загрековское творчество последних 50 лет представлено скупо: преобладает суховатая плакатная живопись 20-30-х. Этот „лучший“ Загреков в стилистическом плане — замечательный, хрестоматийный пациент, у которого отчетливо диагностируются все симптомы и синдромы модернизма неясной, правда, в национальном смысле этиологии. Вот вроде бы прощупывается лучизм, но от Михаила Ларионова он или от Ловиса Коринта — сам черт не разберет. Вот выявляется кубизм, но от „бубновых валетов“ или от немецких сезаннистов — гадать бесполезно. Есть также что-то символистско-экспрессионистическое, чем можно было заразиться хоть от Кузьмы Петрова-Водкина, хоть от Карла Хофера. Главный же недуг — „нововещественная“ фотографичность, но чего в ней больше — мюнхенца Александра Канольдта или остовца Александра Дейнеки — тема для бесконечных спекуляций. Творческий мир художника — совершенно без границ. (…) этим приятным и абсолютно компромиссным, равно годящимся для Сталина и Вилли Брандта языком можно выразить все, что надо любой подвернувшейся под руку власти»[4].
Жены[1]:
Детей нет.
Долгие годы художник оставался неизвестным на родине. В XXI веке начинается его возвращение в Россию. Осенью 2005 года 5 произведений Загрекова были переданы в дар Государственному Русскому музею («„Герта“ нападает. С мячом — Ганне». (1930); «Портрет жены» (начало 1930-х); «Крестьянин с косой» (1927), графика — «Метатель копья на Олимпийских играх» (1930-е) и «Ганне с мячом» (1930)[5]. В 2007 году картина Николая Загрекова «Девушка с рейсшиной» включена в постоянную экспозицию ХХ века Третьяковской галереи[6]. Авторское повторение этой картины находится в частной коллекции Шалвы Бреуса.
Начиная с 2004 года, проводятся следующие выставки Загрекова:
Сегодня произведения Николая Загрекова хранятся в ГТГ, ГРМ, Волгоградском музее изобразительных искусств, Берлинской галерее, Доме-музее Н. Загрекова в Берлине, частных коллекциях в Германии, России, Англии, Франции, Италии, США и других странах.
Загреков, Николай Александрович.