Lt304888.ru

Туристические услуги

Закон судный людем

23-07-2023

Перейти к: навигация, поиск
Законъ соудьныи людьмъ
Судебник царя Константина
Обращение болгар к византийскому императору Михаилу с просьбой крестить их; крещение болгар при царе Михаиле. Миниатюра из Радзивиловской летописи

Tекст из Радзивиловской летописи: "... Болгаре же увидевше, яко не могоше стати противу, креститися просиша и покоритися греком. Цар же крести княза их и боляры вся. ..."

Автор(ы) византийцы, славяне
Язык оригинала старославянский, древнерусский
Оригинал утрачен

[[Файл:|83px|link=Категория:]][[Файл:|83px|link=Категория:]]

Мерило Праведное. Троицкий список XIV в.

Закон судный людем, или судебник царя Константина - древнейший славянский памятник права. Источником имел византийское право.

Содержание

Источники и редакции

Первоначальный текст Закона судного не сохранился.

Закон судный сохранился в рукописях русского происхождения - Кормчей книге, сборниках, заимствованных из Кормчих в летописи и других рукописных сборниках (напр., Мерило Праведное).

В некоторых списках назван "Судебник царя Константина".

Известен в трех редакциях, соотношение которых недостаточно выяснено.

  • Первая, Краткая, помещена в Кормчих и известна уже в списках XIII в., большинством ученых датируется кон. 9 - нач. 10 вв.,
  • Вторая, средняя, сохранилась в единственном списке второй половины XIV в. и присоединена к Пространной Правде
  • Третья, Пространная, имеется в списках XV в. большинством ученых датируется времением от 11 до 13 вв. В Пространной редакции Закон судного Русская Правда непосредственно соединена с Законом Судным в один памятник с общим предисловием, причем начало Закона пропущено.

Наиболее древней и близкой к подлиннику считается Краткая редакция по Румянцевскому списку.

Происхождение

Право, отраженное в Законе судном своим источником имело византийское право, титул XVII Эклоги, но было значительно переработано в соответствии с особенностями славянского обычного и раннегосударственного права.

По вопросу о происхождении Закон судного имеется несколько точек зрения. Общепринято мнение о болгарском происхождении. Его впервые высказал российский исследователь Г. А. Розенкампф ("Обозрение Кормчей книги в ист. виде", М., 1829, 2 изд., СПБ, 1839).

Чешский ученый И. Вашица (J. Vasica, "Origine cyrillo-methodienne du plus ancien code Slave dit,,Zakon Sudnyj ljudem"", в журн. "Byzantinoslavica", Prague, 1951, v. 12) и австр. - Шмид, основываясь на наличии моравизмов и паннонизмов в тексте Закона судного, выдвинули гипотезу о его появлении в Великоморавской державе в период деятельности там славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Моравская версия поддержана совр. российским ученым К.А. Максимовичем.

Существует гипотеза о русском происхождении пространной редакции Закона судного (М. H. Тихомиров).

Болгарская версия

Создан в Болгарии в княжение Бориса вскоре после принятия болгарами в 865 году христианства. Это был период развития болгарского государства, усиления государственной власти. Введение христианства как официальной государственной религии, которая санкционировала складывавшийся правопорядок. Введение в Болгарии христианства сопровождалось одновременно я введением единого нового права, которое регулировало общественные и производственные отношения и способствовало их дальнейшему развитию.

Содержание

Состоит из 32-х глав. Закон судный рассматривает вопросы судопроизводства, содержит нормы уголовного и др. права. По характеру законодательства и степени развития правовых взглядов Закон судный краткой редакции является памятником общества, сравнительно недавно вступившего на путь развития государственных отношений. Многие статьи направлены против язычества, что свидетельствует об относительно недавнем принятии христианства. Закон судный пространной редакции содержит ряд статей, направленных на укрепление частной собственности (наказания за использование орудий без разрешения господина, за потраву скотом нив и виноградников и др.).

Затронуты многочисленные правовые вопросы. Постановления касаются преступлений, связанных с принятием христианства (вопросы о санкциях, которые надо наложить на язычников — I глава), преступлений против общественной нравственности и христианской морали (прелюбодеяние, нарушение права церковного убежища, идолопоклонство, вероотступничество) и преступлений против собственности (поджог, некоторые виды воровства — главы IV—XII). Разнообразны предусмотренные этими постановлениями наказания — смертная казнь, членовредительство, телесные наказания, продажа виновного в рабство, изгнание и наложение поста.

Содержит также ряд положений, устанавливающих принципы, на которых организуется новый судебный процесс (главы II, VIIa, XVI, XVIII, XX и часть главы ХХХа). Закон обязывает судей не рассматривать дела без свидетелей, указывает, кто может быть свидетелем и каким должно быть их число, а также говорит об оценке судом свидетельских показаний. Установление этих принципов судебного процесса представляло собой реакцию против прежней системы судебного разбирательства, основанной на самопризнании обвиняемого, вырванном путем пыток.

В Законе судном рассматривается ряд вопросов, касающихся имущественных и семейных отношений и сохранения некоторых форм рабовладения. Таковы постановления об ответственности хозяина вора-раба за нанесенный последним ущерб, о праве военнопленного получить свободу за выкуп, об ответственности лица, взявшего-в пользование коня и не возвратившего его в сохранности, об отношениях между супругами и причинах развода (главы XIX, XXII, XXV, XXX, ХХХа).

Одна из глав закона (глава III) посвящена вопросам военного права и устанавливает порядок дележа военной добычи.

Закон судный людем позволяет понять особенности социально-экономической структуры раннего славянского государства и взаимоотношений между членами общества.

Соединение с Русской Правдой и дополнительные статьи

По: Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. М., 1953. Текст ниже не явл. цитатой (цитата заключена в кавычки).

Третья, Пространная редакция Закона судного, имеется в списках XV в. В этой редакции Русская Правда непосредственно соединена с Законом Судным в один памятник с общим предисловием, причем начало Закона судного пропущено. С. В. Юшков считает, что такое соединение явилось результатом сознательной работы редакторов и отражает «момент влияния на нее (Русскую Правду) византийского законодательства». Так это и было понято составителями Кормчей 1493 г., в которой идет сплошная нумерация глав для Устава Владимира Мономаха (т. е. второй части Русской Правды) и присоединенного к нему Закона Судного людем. Но дело, по-видимому, было проще, так как пропущенный в Пространной редакции текст начала Закона Судного людем помещается в средней редакции на двух страницах, т. е. на 1 листе с оборотом. Пространная редакция Закона Судного людем в соединении с Русской Правдой, по-видимому, была списана из рукописи с 1 потерянным листом.


Дополнительные статьи, по предположению некоторых ученых, русского происхождения. Помещены после Русской Правды и Закона судного:

Иже кто изломить чюже копье.

Иже изломить дроугоу копие, или щитъ, или топоръ, да аще оу себе начнеть хотети дръжати, то приати ино что оу него; аще ли начнеть инемь чимь емоу заплати предъ чядию, иже начнеть ведати, колко боудеть далъ на немь.

Аще дадять детя въскормити до лжици, а само вразоумееть лжицоу взяти, прокорма 3 гривны.

Аще ся дасть человекъ или женщина оутонша времени, дернъ емоу ненадобе, а поидеть прочь, да дасть 3 гривны, а слоужилъ даромъ.

А за стогъ за тяжебный гривна коунъ, а тяжа ненадобе.Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. — М., 1953.

См. также

Литература

Закону судному людем посвящена обширная русская и болгарская литература. Имеются значительные исследования и в других странах. Наиболее обширным, полным и новым трудом является работа Венелина Ганева «Законъ соудный людьмъ», изданная в Софии в 1959 году.

Издания

  • Закон судный людем краткой редакции, М., 1961.
  • Закон судный людем пространной и сводной редакции, М., 1961.

Исследования

  • Павлов А. С., Первоначальный славяно- русский Номоканон, Казань, 1869.
  • Флоринский Т. Д., Древнейший памятник болг. права "Закон судный людем", К., 1904
  • Бобчев С., Един паматник на старото българско право (Законъ соудный людьмъ), "Периодическо списание на Българското книжовно Дружество", С., 1901-02, кн. 62
  • Ганев В., Закон соудный людьмъ, С., 1959
  • Андреев М., Является ли "Закон соудный людьмъ" древнеболгарским юридическим памятником?, в сб.: Славянский архив, M., 1959;
  • Hube R., О znaczeniu Prawa Rzymskiego i Rzymsko-Byzantynskiego u narodów slovianskich, Warsz., 1868
  • Oroschakoff H., Ein Denkmal des bulgarischen Rechts, Stuttg., 1915
  • Kadlec K., Introduction а l'étude comparative de l'histoire du droit public des peuples slaves, P., 1933.
  • Максимович К.А. Законъ соудьныи людьмъ. Источниковедческие и лингвистические аспекты исследования славянского юридического памятника. М., 2004.

Ссылки

  • Статья: Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.
  • Статья с болгарского сайта в Роден Край
  • Статья с Historic.Ru

Закон судный людем.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01