22-10-2023
Абдуллах ибн Кутайба (أبو محمد بن قتيبة الدينوري) |
|
---|---|
Имя при рождении: | Абдуллах ибн Муслим ибн Кутайба ад-Динавари |
Род дея- тельности: |
толкователь Корана, исследователь хадисов, правовед, знаток калама, историк, литератор, автор более 40 трудов в разных областях наук |
Рождение: | 828, Эль-Куфа |
Смерть: | 30 октября 885, Багдад |
Подданство: | Аббасидский халифат |
Родители: | отец: Муслим ибн Кутайба |
Дети: | Мухаммад |
Учителя: | Муслим ибн Кутайбы, Абу Убайда аль-Касим ибн Саллам, Ахмад ибн Саид аль-Лихйани, Мухаммад ибн Саллам аль-Джумахи, Хармала ибн Йахйа ат-Таджиби, аль-Кади Йахйи ибн Аксама, Абу Хатим ас-Сиджистани, Исхак ибн Рахавайх и др. |
Ученики: | Ахмад ибн Марван аль-Марвази, Убайдулла ибн Абдурахман аш-Шуккари, Ахмад ибн Мухаммад ад-Дарраб и др. |
Труды, сочинения: | «Мушкиль аль-Куран», «Мушкиль аль-Хадис», «Аль-Ашриба», «Китаб ас-Сиям», «Аль Имама ва ас-Сияса», «Китаб ан-Насаб», «Китаб аль-Маариф», «Китаб аль-Джарасим», «Китаб ан-Набат», «Китаб аль-Анва», «Уйун аль-ахбар», «Китаб табакат аш-шу’ара», «Китаб адаб ал-катиб» и др. |
Абу Мухаммад Абдуллах ибн Муслим ибн Кутайба аль-Куфи аль-Марвази ад-Динавари (араб. أبو محمد بن قتيبة الدينوري — Абу Мухаммад бну Кутайбат ад-Динауари; 828, Эль-Куфа — 889, Багдад) — выдающийся исламский богослов, известный толкователь Корана, хадисовед, факих, философ, историк, литератор, языковед.
Содержание |
Абдуллах ибн Муслим ибн Кутайба родился в Эль-Куфе (Ирак) и большую част жизни провел в Багдаде. В Багдаде он мог познакомиться с разными направлениями Ислама, философских и правовых школ, так как Аббасидские халифы поощряли развитие различных наук. Под воздействием этих факторов и были сформированы воззрения Ибн Кутайбы. Он был знаком со многими влиятельными людьми халифата, в частности с аль-Муваффаком, аль-Мутаваккилем, наместником Хорасана Абдуллой ибн Таиром и др.. Помимо религиозной деятельности Ибн Кутайба также занимался и государственной работой, был шариатским судьей в городе Динавар (англ.) в провинции Джибал. Ибн Кутайба умер в возрасте 63 лет в Багдаде.
Взгляды Ибн Кутайбы совпадали с суннитскими, в правовых вопросах придерживался ханбалитского мазхаба и подвергал критике воззрения антропоморфистов и мутазилитов. Постижение исламских наук он начал у своего отца Муслима ибн Кутайбы и продолжил учёбу у известных ученых своей эпохи (Абу Убайда аль-Касим ибн Саллама (ум. в 839 г.), Ахмад ибн Саид аль-Лихйани, Мухаммад ибн Саллам аль-Джумахи (ум. в 845 г.), Хармала ибн Йахйа ат-Таджиби (ум. в 857 г.) и др.). Помимо Багдадских учёных, Ибн Кутайба обучался так же и в Мекке у аль-Кади Йахйи ибн Аксама (ум. в 856 г.) и в Басре у Абу Хатима ас-Сиджистани (ум. в 862 г.) и в Хорасане у Исхака ибн Рахавайха (ум. в 852 г.).
Его учениками были: Ахмад ибн Марван аль-Марвази (ум. в 910 г.), Убайдулла ибн Абд ар-Рахман ибн Мухаммад аш-Шуккари (ум. в 934 г.), Ахмад ибн Мухаммад аль-Хасан ад-Дарраб (ум. в 939 г.) и многие другие.[1]
Абдуллах ибн Кутайба за свою жизнь написал более 40 различных сочинений, среди которых толкования Корана и хадисов, труды по лингвистике, фонетике, философии, а также работы в области естественных и других наук. Ниже представлен список наиболее известных работ Ибн Кутайбы.
а также:
Книга познаний (араб. كتاب المعارف — Китаб аль-Маариф) — одно из самых старых арабских исторических сочинений. В нём содержит небольшой рассказ об африканских народах, об их происхождении, в том числе перечисляются некоторые народы северо-восточной части Африки, указываются предметы их питания. В этой книге Ибн Кутайба не упоминает в качестве своего источника ни одной книги, но часто называет передатчиков информации вплоть до современников события, о котором идет речь.[2] Абдуллах ибн Кутайба был первым в истории арабо-мусульманским историком, который обратился непосредственно к тексту Ветхого Завета для извлечения сведений о библейских пророках и сотворении мира.[3]
…Сказал Вахб ибн Мунаббих: "Воистину, Хам сын Ноя был человеком с белым, красивым лицом и телом. Но Аллах, велик он и славен, изменил цвет [кожи] у Хама и у его потомков из-за того, что тот поносил своего отца. И вот Хам удалился, и дети его последовали за ним. Они поселились на берегу моря. Увеличил Аллах их число и приумножил их. А они — черные. Пищей их была рыба. Они точили свои зубы, пока не делали их подобными иглам, для того чтобы к ним прилипала рыба.
«Некоторые из детей Хама поселились в Магрибе. И родил Хам Куша ибн Хама, Кан’ана ибн Хама и Фута ибн Хама. Что касается Фута, то он отправился в путь и поселился в землях ал-Хинда и ас-Синда, и жители тех земель произошли от его сыновей. Что же касается Куша и Кан’ана, то племена черных — ан-нуба, аз-зиндж, ал-каран, аз-зугава, ал-хабаша, копты и берберы — произошли от детей их обоих» …— Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. Т. 1. Арабские источники VII-X вв. М.-Л. АН СССР. 1960.
Ибн-Котейба.