20-10-2023
|
||
---|---|---|
1653 — 1667 | ||
Предшественник: | Грамотин, Иван Тарасьевич | |
Преемник: | Ордин-Нащокин, Афанасий Лаврентьевич | |
Вероисповедание: | православие | |
Смерть: | 27 апреля 1669 | |
Дети: | 2 |
Иванов Алмаз, в крещении Ерофей. Русский предприниматель, дьяк, дипломат XVII века. (род. ? — ум. 27 апреля 1669 г.)
Известия о месте рождения разнятся. Существуют три версии: Астрахань, Нижний Новгород, Вологда.
Вологда, как родина Алмаза Иванова, указывается в Советской Энциклопедии.
Содержание |
Первое упоминание — в документах 1626 года, где он упоминается как представитель Гостиной сотни, награждённый мехами за сбор кабацких денег.
В 1638 году Алмаз Иванов находится на Двине, где под его руководством находится речной купеческий транспорт и контроль за товарами.
Существует запись в Гербовнике:
«Алмаз Иванович сын, а по крещении названный Ерифей, в 7116/1638 году написан в списку в числе думных дьяков с поместным окладом».
В 1640 году Алмаз числится дьяком в Казённом приказе.
О. А. Романова упоминает о допросах и пытках «татарина Резанова», порученных в мае 1646 года окольничему князю Петру Волконскому и дьяку Алмазу Иванову.
В 1646 году Алмаз Иванов переводится в Посольский приказ. Одновременно он числится дьяком приказа Новгородской четверти, находившегося в подчинении Посольского приказа.
В течение 7 лет участвует во многих комиссиях и посольствах, работая под руководством Думных дьяков Григория Львова, Назария Чистого, Михаила Влолшенинова.
По данным В. Бровко в 1650 году «дьяк Тайного приказа Ерофей Алмаз Иванов» ведёт следствие и допросы по делу самозванца Тимофея Анкудинова.
В 1653 году, получает чин Думного дьяка, назначается главой Посольского приказа, также контролируя работу Новгородской четверти (региональные вопросы пошлины и налогов) и одновременно организует деятельность Печатного приказа. Впоследствии к этому перечню было добавлено управление Монастырским приказам.
В 1653 году под руководством Алмаза Иванова разработана и внедрена новая таможенная уставная грамота по реформированию пошлины, согласно которой все прежние многочисленные пошлины заменялись единой — рублевой, взимавшейся в строго установленном порядке (5 копеек с одного рубля).
29 января 1654 года при совершении патриархом Никоном обряда «хождения на осляти», Алмаз Иванов — один из «водивших осла», то есть замещает царя в обряде.
В 1660 году запрещает крестьянам передел земли, разрешённый воеводой Двинского уезда И. Б. Милославским, мотивируя это тем, что крестьяне могут владеть своими тягловыми участками по актам купли-продажи, но при этом дипломатично замечает, что всякие отступления от этого порядка могут допускаться лишь по царскому указу.
В 1649 году Алмаз Иванов включен в состав посольства, отправлявшегося для переговоров в Стокгольм под руководством окольничего Б. И. Пушкина. Задача посольства — вопросы обмена перебежчиков по Столбовому (Столбовскому) договору 1617 года[1].
В начале 1652 года дипломатическая поездка Алмаза Иванова в Краков:
«Генваря 12 посланники дворянин Афанасий Прончищев и дьяк Алмаз Иванов посыланы для домогательства наказать оскорбителей государевой чести, для договора о союзе против крымцев, о украинских казаках, о перебещиках, а самозванце Анкудинове и проч.»
В апреле 1653 года участие в посольстве, отправленном в Речь Посполитую во главе с князем Борисом Александровичем Репниным-Оболенским. Официально для примирения Речи Посполитой с Богданом Хмельницким. Скрытаая задача — выяснить внутреннее состояние Речи Посполитой и готовность её правительства к войне с Россией.
1 октября 1653 года Земским собором принят официальный акт о воссоединении Украины с Россией. Через три дня в Золотой палате встречали послов от Богдана Хмельницкого. Переговоры вел новый глава Посольского приказа Алмаз Иванов:
«И указал государь думному посольскому дьяку Алмазу Иванову посланникам объявить свое государево жалованье, что гетмана Богдана Хмельницкого и войско Запорожское пожаловал, велел их принять под свою государеву высокую руку».
В начале 1656 года участник вместе с Б. М. Хитрово московских переговоров с посольством Речи Посполитой под руководством Петра Галинского.
11 мая 1658 года участвует вместе с боярами Н. Одоевским и Ф. Волконским в безрезультатных мирных переговорах с Речью Посполитой в Вильно.
В 1666 году входит в состав комиссии, подготовившей по документам центральных приказов обвинения в адрес Патриарха Никона. В обвинении указываются незаконные вмешательства в дела, находившиеся в компетенции Монастырского приказа, (главой которого был А. Иванов).
В конце 50-х годов XVII века внешняя политика России была переориентирована на войну со Швецией и выход к Балтийскому морю. В связи с этим требовался мир с Речью Посполитой. В апреле 1666 года в деревне Андрусово мир был достигнут, благодаря усилиям главы русской делегации боярина А. Л. Ордин-Нащокина, после чего его влияние в политической сфере усилилось. Алмаз Иванов в состав делегации не вошёл.
В 1667 году Алмаз Иванов был отстранён от руководства Посольским приказом, сохранив чин Печатника (хранителя государственной печати).
В апреле 1669 года Алмаз Иванов умер.
Дневник шведского посольства 1655 года под руководством барона Бьелке в Москву[2].
Фрагмент описания въезда царя в Москву.
Описание выноса знамён идут монахи с обнажёнными головами, несут хоругви, иконы, священные книги.
«Далее следовал думный дьяк Алмаз Иванович и с ним другие дьяки»
Фрагмент представления послов царю:
Перед престолом его царского величества стояли четыре молодых князя в шелковых белых рубашках и с золотыми цепями на плечах: на них были высокие белые шапки и у каждого был свой полумесяц на плечах. Тогда думный дьяк Алмаз показал, где должно стоять послам
В документах Николааса Витсена об Алмазе Иванове упоминается в связи с рождением царевича Семёна:
Царю не позволено входить в комнату жены, ибо там «нечисто» до тех пор, пока митрополит ее снова не освятит. Ни один мужчина не должен находиться при родах; Илья [Милославский] и Алмаз [Иванов] охраняют дверь.
Из жалобы шведского резидента русскому царю по поводу изъятия у ямщика Осипова дипломатической почты, задержки и вскрытия дипломатической почты в Новгороде Великом воеводой Хилковым:
«…чтоб вел. государь по вечному докончанью велел, которые грамотки впредь учнет он в Свею посылать, или из Свеи учнут к нему присылать с кем-нибудь, из Великого Новагорода пропущать безо всякого задержанья, а в Великом Новегороде тех грамоток имать бы у них не велеть.»
Далее:
«И дьяки, думной Назарей Чистого да Алмаз Иванов, велели московского ямщика Ивашка Осипова сыскав про то роспросить подлинно.»
Ответ Думного дьяка Алмаза на письмо царицы во время эпидемии чумы в 1654 году, где был оставлен в списках 6 человек комиссии «ведания Москвы».
«И околничей князь Василей Григорьевич Ромодановский и я, холоп твой, Алмазко, были на Москве, никуды с Москвы не съезжали».
Упоминание Алмаза в деле извета на патриарха Никона от Романа Боборыкина.
Соловьёв пишет:
Решили, что надобно разыскать дело, и отправили в Воскресенский монастырь боярина князя Никиту Ивановича Одоевского, окольничего Родиона Стрешнева, дьяка Алмаза Иванова; из духовных поехали: Лигарид, астраханский архиепископ Иосиф и богоявленский архимандрит. 18 июля 1663 года приехали они в Воскресенский монастырь…[3]
Некоторые сведения об Алмазе Иванове даются (опять же у иностранца) в мемуарах Августина Майерберга, который именует Алмаза канцлером:
Алмаза Иванова, самое имя показывает, что это человек из самого низкого состояния, потому Москвитяне в подписях и в разговоре прибавляют к своему собственному имени еще отцовское, с тою, однако ж, разницею, что знатные придают к этому последнему окончание «вич» (wicz), а незнатным это не позволено. Например: когда у кого-нибудь имя Алмаз (Almas), а отец у него Иоанн или Иван (Joannes, Juanus), если он знатный, то зовут его Алмаз Иванович (Almas Juanowicz), а незнатный, то Алмаз Иванов. Происходя от родителей простого звания, он счастливо занимался торговлею. Потом, будучи знаком с иноземными краями, при исправлении многих Посольств, столько показал примеров хитрости, коварства, находчивости, что удостоен был должности Смотрителя за тайными архивами Царства, за иностранными послами и докладчика их Посольств.
Имя образовано от слова «алмаз».
В тюркских языках означает «драгоценный камень», иногда — «наилучшая сталь». У поволжских татар встречается и сейчас (Алмас), что по трактовке Баскакова означает «не тронет, не возьмёт».
Историк С. Ю. Дудаков считает А. Иванова евреем, ссылаясь на работы М. И. Семевского и Н. П. Загоскина.
Ещё, как аргумент еврейства А. Иванова, приводится эскизное изображение Алмаза Иванова, сделанное в 1661 году, художником Иоганном Рудольфом Сторном во время аудиенции посольства Римского цесаря в Москве. Тем не менее, не исключается версия татарского происхождения А. Иванова[4].
Жена: Анастасия
Дети:
Посольский приказ России | ||
---|---|---|
приказ |
Висковатов · А. Щелкалов · В. Щелкалов · Власьев · Грамотин · Третьяков · Грамотин · Третьяков · Грамотин · А. Иванов · Ордин-Нащокин · Матвеев · Л. Иванов · Голицын · Украинцев · Нарышкин · Головин · Шафиров · Головкин |
Иванов, Алмаз.