Lt304888.ru

Туристические услуги

Иванов-Смоленский, Анатолий Георгиевич

15-10-2023

Анатолий Георгиевич
Иванов-Смоленский
Дата рождения:

17 мая 1895(1895-05-17)

Дата смерти:

1982 год(1982)

Место смерти:

Москва, СССР

Страна:

 СССР

Научная сфера:

физиология, психиатрия

Альма-матер:

Военно-медицинская академия

Награды и премии


Анато́лий Гео́ргиевич Ивано́в-Смоле́нский (17 мая 1895 — январь 1982, Москва) — советский физиолог и психиатр. Ученик В. М. Бехтерева, Лауреат Сталинской премии второй степени (1950).

Содержание

Биография

Окончил Военно-медицинскую академию в Петрограде (1917).

В 19181920 годах служил ординатором и врачом в Центральном красноармейском госпитале. С 1919 года — старший ассистент созданного Бехтеревым Патолого-рефлексологического института. Позднее перешёл на позиции И. П. Павлова, работал в его лаборатории в 1920-е годы.

В 19191927 годах работал под руководством В. П. Осипова в психиатрической клинике Военно-медицинской академии. В 1921 году защитил диссертацию: «Развитие учения о психастении и опыт экспериментально-психофизиологического исследования»; с того же времени работал в лаборатории И. П. Павлова.

В 1924 году основал первую в СССР кафедру физиологии и патологии высшей нервной деятельности в Педагогическом институте им. А. И. Герцена (Ленинград).

В 19311945 годах — заведующий психиатрической клиникой при физиологической лаборатории И. П. Павлова во Всесоюзном институте экспериментальной медицины. В период Великой Отечественной войны — консультант в эвакогоспиталях, в том числе в блокадном Ленинграде.

С 1945 года — заведующий Московским отделением Института эволюционной физиологии и патологии высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова.

С 1952 года — директор Института высшей нервной деятельности АН СССР (основан в 1950).

В конце 1940-х годов избран академиком АМН СССР. С 1951 — организатор и главный редактор «Журнала высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова».

В конце жизни занимался исследованием астенического синдрома, развивал концепцию интоксикации как фактора, содействующего астенизации, а также сексуальных отклонений (парафилии).

Умер в январе 1982 года. Похоронен на Новокунцевском кладбище.

Довоенный период

В молодости интересовался проблемами экспериментального исследования ассоциаций, сна и гипноза, провёл исследование возможности мысленного внушения животным. Автор так называемой рефлекторной или речедвигательной методики исследования психических процессов, которая состоит в изучении динамики нервных процессов и индукционных соотношений между 1-й и 2-й сигнальными системами при разных заболеваниях (Зейгарник Б. В. Нарушения мышления у психически больных). В психиатрической литературе используется термин «синдром Иванова-Смоленского» (описан в 1934): находящийся в кататоническом ступоре больной может на устно задаваемые ему вопросы отвечать письменно.

Занимался проблемами детской психологии и психологии развития в контексте развития сигнальных систем. В конце 1920-х гг. был сторонником педологии. С 1944 года — сотрудник Института школьной гигиены, в котором руководил исследованиями физиологических функций ребёнка.

Отношения с И. П. Павловым

М. Г. Ярошевский писал:

…для них характерен диалог на одной из так называемых «павловских сред» (Раз в неделю, по средам Павлов обсуждал с сотрудниками ход исследований). Цитирую по стенограмме:
И. П. Павлов: Вы ужасно придаете значение словам, незаконно больше чем фактам. Оставьте слова.
А. Г. Иванов-Смоленский: Вашим словам я придаю большое значение.
И. П. Павлов: Не в этом дело, смотрите факты, как факты систематизируются"
(Павловские среды. Т.2. М.-Л., 1949. С.453). Но не только в этом заключались расхождения между ними. Иванов-Смоленский рассматривал личность человека как рефлекторный механизм, игнорируя его переживания, его субъективный мир. Павлов резко возражал против этого, считая субъективный мир первой реальностью, с которой сталкивается познающий ум, и надеясь, что настанет время «законного брака» физиологии с психологией[1].

М. К. Петрова, сотрудница И. П. Павлова, хорошо знавшая и уважавшая Иванова-Смоленского, вспоминает его как «ярого пропагандиста и последователя учения Ивана Петровича, его долголетнего сотрудника, всей душой преданного этому делу, но, к сожалению, в некотором отношении больного человека»[2].

Классификация темпераментов

Поддержал взгляды Павлова на темперамент; развивая его теорию, предложил новую классификацию, основанную на соотношении симпатической и парасимпатической нервных систем.

Согласно исследованиям Иванова-Смоленского, до 1 года у детей преобладают возбудительные процессы над тормозными из-за незрелости коры, то есть преобладает действие симпатической НС над парасимпатической НС, отсюда повышенная моторика. Созревание коры, установление таламо-кортикальных связей и ассоциативных межполушарных связей осуществляется к 7 годам.

Исследования Иванова-Смоленского детей 8-11 лет позволили установить тип НС по нейро-вегатативным показателям: частоте дыхания, пульсу, артериальному давлению, реакции фагоцитоза (иммунного ответа на введение антигенов). Введение гамма-глобулина увеличивает количество фагоцитов в крови. По времени реакции (от введения гамма-глобулина до реакции фагоцитоза) дети были разделены на четыре группы: у сильных безудержных реакция наступала через 30 минут, у сильных уравновешенных через 4 часа, у сильных инертных через 12 часов, у слабых через 24 часа слабо выраженная реакция. Дальнейшие исследования позволили составить типологию по соотношению процессов торможения и возбуждения:

  • подвижный тип — положительные (возбудительные) и тормозные временные связи образуются легко;
  • инертный тип — как положительные, так и отрицательные связи образуются медленно;
  • возбудимый тип — положительные связи образуются легко, а тормозные медленно;
  • тормозной тип — положительные связи образуются медленно, а тормозные легко[3]

Иванов-Смоленский рассматривал «слабый» тип нервной системы (по Павлову) как отклонение и предлагал методы лечения данного отклонения[4].

Гипотеза о стадиях развития ребенка

Предложил следующую классификацию стадий развития.

Первоначально условные рефлексы ребенка осуществляются на уровне первой сигнальной системы, то есть, непосредственный раздражитель вступает в связь с непосредственными вегетативными и соматическими реакциями. По терминологии Иванова-Смоленского, это связи типа Н—Н («непосредственный раздражитель — непосредственная реакция»).

Во второй половине года ребенок начинает реагировать на словесные раздражители непосредственными вегетативными и соматическими реакциями. Таким образом, добавляются условные связи типа С—Н («словесный раздражитель — непосредственная реакция»). К концу первого года жизни (после 8 месяцев) ребенок начинает подражать речи взрослого так, как это делают приматы, при помощи отдельных звуков, обозначающих что-либо вовне или какое-либо собственное состояние. Затем ребенок начинает произносить слова. Сначала они также не связаны с какими-либо событиями во внешнем мире. При этом в возрасте от 1,5— 2 лет часто одним словом обозначается не только какой-либо предмет, но и действия, переживания, связанные с ним. Позже происходит дифференциация слов, обозначающих предметы, действия, чувства. Таким образом, прибавляется новый тип связей Н—С («непосредственный раздражитель — словесная реакция»).

На втором году жизни словарный запас ребенка увеличивается до 200 и более слов. Он начинает объединять слова в простейшие речевые цепи, а затем строить предложения. К концу третьего года словарный запас достигает 500—700 слов. Словесные реакции вызываются не только непосредственными раздражителями, но и словами. Ребенок научается говорить. Таким образом, возникает новый тип связей С—С (« словесный раздражитель — словесная реакция»).

«Павловская сессия»

Печальную известность Иванов-Смоленский получил как один из организаторов «павловской сессии» — совместной сессии АН СССР и АМН СССР, где подверглись жёсткой критике «немарксистские и буржуазные» взгляды ряда отечественных физиологов, прежде всего Л. А. Орбели, Л. С. Штерн, П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна[5][6]. В своём выступлении Иванов-Смоленский обрушился с критикой также на психологию, которую обвинял в необъективности. Он полагал, что «субъективный метод изучения психических явлений должен быть заменен объективным исследованием физиологических процессов, так как объективное изучение психических явлений невозможно» и призывал к «замене психологии физиологией высшей нервной деятельности»[7].

После данной сессии был сформирован так называемый «Павловский научный совет» при АМН СССР, который занялся цензурой научных работ; Иванов-Смоленский занял должность заместителя председателя данного совета. Деятельность совета была осуждена на съезде физиологов в 1955 году.

С критикой взглядов Иванова-Смоленского выступал до войны — физиолог Н. А. Бернштейн, а после войны — в первую очередь Б. М. Теплов (см, напр., Теплов Б. М., Борисова М. Н. К вопросу о «методике речевого подкрепления» А. Г. Иванова-Смоленского // Доклады АПН РСФСР. — 1959. — № 2).

Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени (1950) — за книгу «Очерки патофизиологии высшей нервной деятельности» (1949).
  • За работу «Основные вопросы патофизиологии и терапии шизофрении» — АН СССР в 1942 году наградила Иванова-Смоленского премией им. И. П. Павлова (1942).

Литература

  • А. Г. Иванов-Смоленский. Опыты мысленного воздействия на животных // Вопросы изучения и воспитания личности. Под ред. Академика В. М. Бехтерева. Петроград. ГИЗ. 1920.
  • А. Г. Иванов-Смоленский. Биогенез речевых рефлексов и основные принципы методики их исследования // Психиатрия, неврология и экспериментальная психология. Пг.: Гос. изд-во, 1922. № 2. С. 231—242.
  • Научная сессия, посвящённая проблемам физиологического учения академика И. П. Павлова (28 июня — 4 июля 1950). Стеногр. отчёт. М. 1950. — с. 50 и далее.
  • А. Г. Иванов-Смоленский, . Очерки патофизиологии высшей нервной деятельности: (По данным И. П. Павлова и его школы). — М.: Медгиз, 1952.
  • А. Г. Иванов-Смоленский «Очерки экспериментального исследования высшей нервной деятельности человека (в возрастном аспекте)». М.: Медицина, 1971.
  • Л. Р. Грэхэм. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М. Изд. Политической Литературы, 1991.

Примечания

  1. КАК ПРЕДАЛИ ИВАНА ПАВЛОВА
  2. Воспоминания М. К. Петровой
  3. Психофизические особенности человека
  4. Бурно М. Е., Сила слабых
  5. Лейбсон Л. Г. Трагические страницы жизни Л. А. Орбели
  6. Сироткина И. Е. Н. А. Бернштейн: Годы до и после «павловской сессии»
  7. История психологии. Тема 15. Развитие советской психологии в послевоенные годы (50-90-е гг. XX века)

Ссылки

  • Биография на сайте «Яндекс.Словари»

Иванов-Смоленский, Анатолий Георгиевич.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01