Lt304888.ru

Туристические услуги

Инокиня Марфа

29-07-2023

Ксения Ивановна Романова
(Шестова)
Инокиня Марфа
 
Смерть: 26 января (5 февраля) 1631(1631-02-05)
Династия: Романовы
Отец: Иван Васильевич Шестов
Супруг: Фёдор Никитьевич Романов (патриарх Филарет)
Дети: Михаил Фёдорович
Татьяна Фёдоровна

Инокиня Марфа (великая старица Марфа; в миру Ксения Иоанновна Романова, до брака Шестова; ум. 26 января (5 февраля) 1631) — мать царя Михаила Федоровича, супруга Фёдора Никитьевича Романова (патриарха Филарета), именовавшаяся в грамотах своего сына «великая государыня»[1].

Содержание

Биография

Происходила из костромских дворян. Предположительно, дочь Ивана Васильевича Шестова, избранного в «тысячу» Ивана Грозного. В родословных сказках Шестовы наряду с Морозовыми и Салтыковыми показаны потомками некого Миши Прушанина. Ксения была выдана замуж за Федора Романова около 1585 года.[2] Существует альтернативная (не признанная учёными) версия происхождения Ксении Ивановны из рода ярославских князей Шастуновых, впервые высказанная любителем генеалогических изысканий П. Н. Петровым.[3]

При Годунове

При Борисе Годунове вместе с мужем была насильно пострижена в монашество. В 1601 году сослана в Заонежье, в село Толвуя на берегу Онежского озера[4] и разлучена с детьми — Михаилом и Татьяной (единственные выжившие из её шести детей). Детей взяла к себе тётка, Марфа Никитична Черкасская. Тайком она увезла их из Белозерского края в село Клин Юрьевского уезда, старинную вотчину Романовых.[5]

По преданию, «…уединенный терем узницы был построен нарочно и был он очень тесен». Стоял «… в близком расстоянии от церкви, с северной стороны, рядом стояла караульня московских приставов, все было окружено забором».[6]

Филарет был сослан в сослан в Сийский монастырь на Русском Севере.

Посланный с Филаретом в Сийский монастырь пристав Воейков был свидетелем, как сильно тосковал по жене и детям Филарет Никитич:[4]
Жена моя бедная, наудачу уже жива ли? — говорил несчастный. — Где она? Чаю, где-нибудь туда её замчали, что й слух не зайдет. То мне и лихо, что жена и дети: как помянешь их, так словно кто рогатиною в сердце кольнет!

Смутное время

Михаил Федорович

В 1606 году по приказу нового царя Лжедмитрия I, который старался демонстрировать свое родство со старой знатью, Романовы были освобождены. Инокиня Марфа воссоединилась с сыном. Дочь Татьяна (умерла в 1611 году) вышла замуж за князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского.[2]

Годы 16061608 Марфа прожила, вероятно, в Ростове, куда Филарет был поставлен в митрополиты. В 1608 году Филарет был схвачен тушинцами и отвезен в их «столицу», а в начале 1610 года он попал в Москву. Сюда же переселилась, не известно когда, и Марфа с сыном.[2]

Они находились в Москве до 1612 года, после чего смогли её покинуть. Отпущенная поляками, Марфа выехала в свою приданную вотчину, село Домнино (Костромской губернии), откуда ездила по ближайшим монастырям, молясь о пленном муже. По другим сведениям, с того года Марфа жила с сыном в костромском Ипатьевском монастыре. Когда послы земского собора просили Михаила на царство, она отказывала, ссылаясь на его юность, но в 1613 году он все-таки был избран.[7][8]

Мать благословила сына на царство Феодоровской иконой Божией Матери, и с этого момента икона стала одна из святынь дома Романовых. В предании об иконе есть такое высказывание, приписываемые Марфе:[9]

ст.-слав. Се, Тебе,о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству[9]

Великая государыня инокиня Марфа Ивановна

Г. Угрюмов. «Призвание Михаила Федоровича на царство»

После избрания Михаила русским царем прибыла в Москву и стала оказывать на него сильное влияние. Оно было больше келейным, она практически не выступала в роли соправительницы сына, но оно ярко сказывалось в составе правящей среды при царе Михаиле, в которую Марфа ввела своих родственников: братьев Салтыковых, Михалкова и др. Её прямое вмешательство известно в отношении дела архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия по поводу его книжных исправлений, сочтённых ересью.[10] Дионисий был допрошен в её покоях в Вознесенском монастыре и Марфа изъявила согласие на его суровое наказание.

С воцарением Михаила она поселилась в деревянных хоромах вдовы царя Василия Шуйского.

Её власть пошла на убыль, когда Филарет в 1619 году вернулся из плена. Салтыковы были сосланы. Позже упоминается только по делу царской невесты Марии Хлоповой, которая ей была почему-то неприятна.

Погребена она в усыпальнице Романовых — в Новоспасском монастыре.

Интересные факты

  • Под именем инокиня Марфа также была насильно пострижена Мария Нагая, мать царевича Дмитрия.
  • У потомков Ключаревых (священника Ермолая Герасимова-Ключарева) в 1910 году члены этнографической экспедиции купили два старинных портрета: царя Михаила Федоровича и инокини Марфы Ивановны, изображенной еще молодой, но уже в монашеском одеянии. Этот портрет был опубликован в книге Н. С. Шайжина «Заонежская заточница», вышедшей в Петрозаводске в 1912 году. Купленные у Ключаревых портреты были переданы в этнографический музей. Сохранились ли вышеупомянутые реликвии до наших дней, неизвестно. Возможно, какие-то из них были переданы в Краеведческий музей и находятся в его запасниках[5].


Примечания

  1. Чин бракосочетания царя Михаила Федоровича с Евдокией Лукьяновной Стрешневой. 1626
  2. ↑ Инокиня Марфа
  3. Шастуновы и Велико-Гагины князья
  4. ↑ Толвуйская заточница инокиня Марфа
  5. ↑ Заонежская пленница Марфа. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии
  6. Известия изучения Олонецкой губернии. Благовещенский И. И. «Память о предках царствующего дома Романовых в Заонежье». 1913. № 1. Вып. 2. С. 25 (Цитируется по «Толвуйская заточница инокиня Марфа»
  7. Сказание. Проверено 6 марта 2010.
  8. Морозова Л. Е. Михаил Фёдорович // Вопросы истории. 1992. № 1.
  9. 1 2 Судьба храма — судьба России: Храм Феодоровской иконы Божией Матери. — С. 11.
  10. Марфа Ивановна // Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. 25

Литература

  • Шайжин Н. С. «Заточница Марфа». 1912 г.
  • Поэма Ф. Глинки «Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой»
  • Судьба храма — судьба России: Храм Феодоровской иконы Божией Матери / авторы-составители протоиерей Александр Сорокин и Александр Зимин. — СПб.: Изд-во Зимина, 2006. — 148 с. — ISBN 5-93522-039-3
  • Шамин С.М. Жалованная грамота священнику Ермолаю и его потомкам за помощь матери царя Михаила Федоровича инокине Марфе в годы годуновских гонений // Вестник церковной истории. 2011. № 1-2(21-22). С. 246–248.

Инокиня Марфа.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01