Lt304888.ru

Туристические услуги

Искупление в христианстве

19-09-2023

Искупление (ивр.ge'ullah‏‎, греч. ἀπολύτρωσις, λύτρωσις, лат. redemptio — освобождение за выкуп[1]) — богословская доктрина избавления грешного человеческого рода от власти греха (зла), вечной смерти, ада и диавола, совершённого жизненным подвигом, страданиями, крестной жертвой и воскресением Иисуса Христа[2][3]. Искупление является одним из аспектов в учении о спасении человечества. Существуют юридическая, нравственная и «органическая» теории искупления[4].

В Библии

Ветхий Завет

[2].

Также в Ветхом Завете искупление являлось выкупом, который иудеи приносили за своих первенцев. Благодаря этому выкупу, первенцы, которые должны были быть посвящены на служение Богу в храме, освобождались от этого служения[4].

Также искуплением называется избавление евреев от вавилонского порабощения Богом ([5].

Новый Завет

В Новом Завете концепция искупления получает новое содержание, осмысление и выражение в связи с событиями воплощения, крестной смерти и воскресения Иисуса Христа[2].

В Новом Завете об искуплении как о цели миссии Иисуса Христа сказано лишь однажды в Евангелии от Матфея:[2]

Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

20:28

Согласно Новому Завету, искупление понимается как освобождение от грехов (апостол Павел говорит:

Вы куплены [дорогою] ценою; не делайтесь рабами человеков.

7:23

Вопрос о том, кому был заплачен выкуп, не приведён в новозаветном тексте[2].

Юридическая теория искупления

Создателем так называемой юридической теории искупления является Ансельм Кентерберийский (1033–1109 года). При этом тенденции истолковывать искупление в юридических понятиях появились на Западе уже в IV веке, однако Ансельм был первым, кто, объединив эти тенденции, создал на их основе богословскую теорию[4].

Согласно этой теории, искупление понимается как юридическая концепция удовлетворения («сатисфакции») Бога за оскорбление, нанесённое согрешившими первыми людьми. По этой теории, грехопадение Адама оскорбило Творца, вызвало Его гнев, и потому для укрощения гнева Господня потребовалось принесение Богу такой жертвы, которая бы Его полностью удовлетворила. Однако конечность человеческого существа не позволяет людям выполнить условия такого искупления. Поэтому Сам Бог в Лице Своего Сына принес безмерный выкуп, чтобы Божия справедливость была удовлетворена. Христос был осужден на Крестную смерть вместо грешного человечества, чтобы открыть тому доступ к благодати[4].

Эту теорию разделяли и последующие западные схоласты, например Фома Аквинский. Однако он считал, что Иисус Христос пострадал на кресте не вместо людей, а ради них[3].

В русской богословской науке юридическая теория искупления утвердилась и получила широкое распространение в XIX веке[4].

Начиная с конца XIX века юридическая теория искупления стала подвергаться критике в трудах многих русских богословов (протоиерей Петр Гнедич, священник Николай Петров и другие). Критики этой теории указывали на её неприемлемость для православного богословия, так как эта теория:

  • произвольно экстраполирует правовые отношения, существующие в человеческом обществе, на отношения между Богом и человеком, тогда как Бог не является членом человеческого общества и на Него не распространяется действие законов человеческого общежития;
  • основывается на понятиях («оскорбление», «удовлетворение», «заслуга» и прочее), которые не имеют основания в Священном Писании и редко встречаются у Отцов Церкви, а если и встречаются, то, как правило, не в строго догматическом смысле;
  • сводит искупление к единственному событию земной жизни Господа Иисуса Христа — к смерти на Кресте, лишая тем самым все остальные события земной жизни Спасителя сотериологической значимости;
  • создает представление о Боге, несовместимое с данными Откровения, ибо по нравственным основаниям невозможно принять, что смерть Единородного Сына могла доставить удовлетворение правосудию Отца;
  • основывается на противопоставлении свойств Божественной природы — милости и любви, с одной стороны, правды и справедливости — с другой, а также и действий этих свойств, что в Боге, как Существе абсолютно простом, представляется совершенно невозможным;
  • противопоставляет свойства Божественной природы (правду и справедливость) самому Богу, превращая их в некую превосходящую Его реальность, что несовместимо с представлением о Боге как о Существе абсолютно свободном;
  • рассматривает спасение как событие совершенно внешнее по отношению к человеку, драма искупления оказывается ограниченной отношениями между Отцом и Сыном, человек же со своей свободой никак в ней не участвует[4].

В настоящее время в католицизме после Второго Ватиканского собора (1965 год) преодолён односторонний подход к пониманию искупления. Этот собор сообщает об искуплении как о преображении человека через объединение человеческой природы с Сыном Божиим через Его смерть и воскресение[3]. Катехизис католической церкви (1992 год), используя традиционные средневековые выражения, что «Иисус возместил нашу вину и принес Отцу удовлетворение за наши грехи», при этом сообщает, что вся жизнь Христа являлась тайной искупления (прежде всего Его крестные страдания), а искупление, совершенное Христом, состоит в том, что Он «пришел, чтобы отдать душу Свою для искупления многих»[6].

Нравственная теория искупления

Реакцией на крайности юридической теории искупления явилась так называемая нравственная теория искупления. Первым это название ввел в употребление в 1915 году профессор Казанского университета священник Николай Петров. Согласно этой теории, суть искупления состоит в том, что через преодоление всех искушений, через послушание Богу Отцу Иисус Христос явил высочайший пример для подражания. Для этой теории жертвенный подвиг Христа является нравственным примером самоотверженной любви[4].

Органическая теория искупления

В XX веке многие православные богословы перешли к рассмотрению учения об искуплении в духе святоотеческого наследия. Эта тенденция отмечается в трудах архимандрита Сергия Страгородского, церковного историка В. Н. Лосского, протоиерея Георгия Флоровского, протопресвитера Иоанна Мейендорфа и других. Эти богословы считали, что искупление нужно рассматривать как исцеление, преображение и в конечном счёте обожение человеческого естества[4].

Сторонники этой теории, которую условно называют «органической», в учении об искуплении исходят из того, что невозможно свести искупление к одному событию земной жизни Иисуса Христа, в том числе и к Крестной смерти. Исходный пункт этой теории состоит в том, что искупление не может рассматриваться в качестве мгновенного акта, так как вся земная жизнь Христа, от момента Боговоплощения и до Вознесения, имеет искупительное значение[4].

Согласно этой теории, цель пришествия Иисуса Христа в мир состоит не в том, чтобы уладить отношение между оскорбленным Богом и виновным перед Ним человеком, не для того, чтобы Своей смертью удовлетворить Божественной справедливости или утолить праведный гнев Божий, а в том, чтобы соединить человека с Богом таким образом, чтобы человек стал причастником Божеского естества ([4].

Примечания

  1. Архивировано 21 декабря 2021 года.
  2. ↑ Искупление // Православная энциклопедия. — М., 2011. — Т. XXVII : «Исаак Сирин — Исторические книги». — С. 281-312. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-050-9.
  3. 1 2 3 Искупление // Католическая энциклопедия. — Т. 2, С. 507—511.
  4. ↑ Архивировано 21 декабря 2021 года.
  5. ↑ Архивировано 21 декабря 2021 года.
  6. Катехизис католической церкви, пункты 517, 615, 622. Дата обращения: 30 июня 2022. Архивировано 23 июля 2012 года.

Ссылки

Искупление в христианстве.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01