19-09-2023
Искупление (ивр. ge'ullah, греч. ἀπολύτρωσις, λύτρωσις, лат. redemptio — освобождение за выкуп[1]) — богословская доктрина избавления грешного человеческого рода от власти греха (зла), вечной смерти, ада и диавола, совершённого жизненным подвигом, страданиями, крестной жертвой и воскресением Иисуса Христа[2][3]. Искупление является одним из аспектов в учении о спасении человечества. Существуют юридическая, нравственная и «органическая» теории искупления[4].
[2].
Также в Ветхом Завете искупление являлось выкупом, который иудеи приносили за своих первенцев. Благодаря этому выкупу, первенцы, которые должны были быть посвящены на служение Богу в храме, освобождались от этого служения[4].
Также искуплением называется избавление евреев от вавилонского порабощения Богом ([5].
В Новом Завете концепция искупления получает новое содержание, осмысление и выражение в связи с событиями воплощения, крестной смерти и воскресения Иисуса Христа[2].
В Новом Завете об искуплении как о цели миссии Иисуса Христа сказано лишь однажды в Евангелии от Матфея:[2]
Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
— 20:28
Согласно Новому Завету, искупление понимается как освобождение от грехов (апостол Павел говорит:
Вы куплены [дорогою] ценою; не делайтесь рабами человеков.
— 7:23
Вопрос о том, кому был заплачен выкуп, не приведён в новозаветном тексте[2].
Создателем так называемой юридической теории искупления является Ансельм Кентерберийский (1033–1109 года). При этом тенденции истолковывать искупление в юридических понятиях появились на Западе уже в IV веке, однако Ансельм был первым, кто, объединив эти тенденции, создал на их основе богословскую теорию[4].
Согласно этой теории, искупление понимается как юридическая концепция удовлетворения («сатисфакции») Бога за оскорбление, нанесённое согрешившими первыми людьми. По этой теории, грехопадение Адама оскорбило Творца, вызвало Его гнев, и потому для укрощения гнева Господня потребовалось принесение Богу такой жертвы, которая бы Его полностью удовлетворила. Однако конечность человеческого существа не позволяет людям выполнить условия такого искупления. Поэтому Сам Бог в Лице Своего Сына принес безмерный выкуп, чтобы Божия справедливость была удовлетворена. Христос был осужден на Крестную смерть вместо грешного человечества, чтобы открыть тому доступ к благодати[4].
Эту теорию разделяли и последующие западные схоласты, например Фома Аквинский. Однако он считал, что Иисус Христос пострадал на кресте не вместо людей, а ради них[3].
В русской богословской науке юридическая теория искупления утвердилась и получила широкое распространение в XIX веке[4].
Начиная с конца XIX века юридическая теория искупления стала подвергаться критике в трудах многих русских богословов (протоиерей Петр Гнедич, священник Николай Петров и другие). Критики этой теории указывали на её неприемлемость для православного богословия, так как эта теория:
В настоящее время в католицизме после Второго Ватиканского собора (1965 год) преодолён односторонний подход к пониманию искупления. Этот собор сообщает об искуплении как о преображении человека через объединение человеческой природы с Сыном Божиим через Его смерть и воскресение[3]. Катехизис католической церкви (1992 год), используя традиционные средневековые выражения, что «Иисус возместил нашу вину и принес Отцу удовлетворение за наши грехи», при этом сообщает, что вся жизнь Христа являлась тайной искупления (прежде всего Его крестные страдания), а искупление, совершенное Христом, состоит в том, что Он «пришел, чтобы отдать душу Свою для искупления многих»[6].
Реакцией на крайности юридической теории искупления явилась так называемая нравственная теория искупления. Первым это название ввел в употребление в 1915 году профессор Казанского университета священник Николай Петров. Согласно этой теории, суть искупления состоит в том, что через преодоление всех искушений, через послушание Богу Отцу Иисус Христос явил высочайший пример для подражания. Для этой теории жертвенный подвиг Христа является нравственным примером самоотверженной любви[4].
В XX веке многие православные богословы перешли к рассмотрению учения об искуплении в духе святоотеческого наследия. Эта тенденция отмечается в трудах архимандрита Сергия Страгородского, церковного историка В. Н. Лосского, протоиерея Георгия Флоровского, протопресвитера Иоанна Мейендорфа и других. Эти богословы считали, что искупление нужно рассматривать как исцеление, преображение и в конечном счёте обожение человеческого естества[4].
Сторонники этой теории, которую условно называют «органической», в учении об искуплении исходят из того, что невозможно свести искупление к одному событию земной жизни Иисуса Христа, в том числе и к Крестной смерти. Исходный пункт этой теории состоит в том, что искупление не может рассматриваться в качестве мгновенного акта, так как вся земная жизнь Христа, от момента Боговоплощения и до Вознесения, имеет искупительное значение[4].
Согласно этой теории, цель пришествия Иисуса Христа в мир состоит не в том, чтобы уладить отношение между оскорбленным Богом и виновным перед Ним человеком, не для того, чтобы Своей смертью удовлетворить Божественной справедливости или утолить праведный гнев Божий, а в том, чтобы соединить человека с Богом таким образом, чтобы человек стал причастником Божеского естества ([4].
Искупление в христианстве.