Lt304888.ru

Туристические услуги

Йозеф Бойс

17-10-2023

Йозеф Бойс
Дата рождения:

12 мая 1921(1921-05-12)

Место рождения:

Крефельд

Дата смерти:

23 января 1986(1986-01-23) (64 года)

Место смерти:

Дюссельдорф

Стиль:

постмодернизм

Работы на Викискладе

Йозеф Бойс (нем. Joseph Beuys, 12 мая 1921, Крефельд, Германия — 23 января 1986, Дюссельдорф, Германия) — немецкий художник, один из лидеров постмодернизма.

Содержание

Биография

Йозеф Бойс родился в Крефельде (земля Северный Рейн — Вестфалия) 12 мая 1921 в семье торговца. Детство провел в Клеве близ голландской границы. Во время Второй мировой войны служил в люфтваффе стрелком-радистом, в звании унтер-офицера. Началом его «личной мифологии», где факт неотделим от вымысла, послужила дата 16 марта 1944 года, когда его самолет Ju-87 был сбит над Крымом у деревни Фрайфельд Тельмановского района (ныне с. Знаменка Красногвардейского района). Морозная «татарская степь», а также топленый жир и войлок, с помощью которых местные жители спасли его, сохранив телесное тепло, предопределили образный строй его будущих произведений. Йозеф Бойс был госпитализирован 17 марта 1944 года и находился на излечении до 7 апреля (перелом костей лица). Вернувшись в строй, воевал также в Голландии. В 1945 был взят в плен англичанами. В 1947—1951 учился в Академии художеств в Дюссельдорфе, где главным его наставником был скульптор Э. Матаре. Художник, получивший в 1961 звание профессора Дюссельдорфской академии, был в 1972 уволен после того, как вместе с не принятыми абитуриентами в знак протеста «оккупировал» ее секретариат. В 1978 федеральный суд признал увольнение незаконным, однако Бойс уже не принял профессуры, стремясь быть максимально независимым от государства. На волне левой оппозиции он опубликовал манифест о «социальной скульптуре» (1978), выразив в нем анархо-утопический принцип «прямой демократии», призванной заменить существующие бюрократические механизмы суммой свободных творческих волеизъявлений отдельных граждан и коллективов. В 1983 выставил свою кандидатуру на выборах в бундестаг (по списку «зеленых»), но потерпел поражение. Бойс умер в Дюссельдорфе 23 января 1986. После смерти мастера каждый музей современного искусства стремился установить один из его арт-объектов на самом видном месте в виде почетного мемориала. Самым крупным и в то же время самым характерным из этих мемориалов является Рабочий блок в Музее земли Гессен в Дармштадте — анфилада залов, воспроизводящих атмосферу бойсовской мастерской, полной символических заготовок — от рулонов прессованного войлока до окаменевших колбас.

Творчество

Beuys Filtz TV von Lothar Wolleh
Йозеф Бойс и Эрвин Герих. Скорбящие старики. Кёльн, 1954

В его творчестве конца 1940—1950-х годов доминируют «первобытные» по стилю, близкие наскальным росписям рисунки акварелью и свинцовым штифтом с изображением зайцев, лосей, овец и других животных. Занимался скульптурой в духе экспрессионизма В.Лембрука и Матаре, исполнял частные заказы на надгробия. Испытал глубокое воздействие антропософии Р.Штейнера. В первой половине 1960-х годов стал одним из основоположников «флюксуса» , специфической разновидности искусства перформанса, наиболее распространенной именно в Германии. Яркий оратор и педагог, в своих художественных акциях всегда обращался к аудитории с императивной агитационной энергией, закрепив в этот период и свой знаковый имидж (фетровая шляпа, плащ, рыболовный жилет). Использовал для арт-объектов шокирующе непривычные материалы типа топленого сала, фетра, войлока и мёда; архетипическим, сквозным мотивом пребывал «жировой угол», как в монументальных, так и в более камерных (Стул с жиром, 1964, Музей земли Гессен, Дармштадт) вариациях. В этих произведениях остро проступили чувство тупикового отчуждения современного человека от природы и попытки войти в нее на магически-«шаманском» уровне.

Известные перформансы Бойса

«Как объяснять картины мертвому зайцу»

Проект 1965 года. С тушкой зайца, к которому мастер «обращался», покрыв свою голову мёдом и золотой фольгой.

«Койот: я люблю Америку и Америка любит меня»

Проект 1974 года. Бойс три дня делил комнату с живым койотом.

«Медогонка на рабочем месте»

Проект 1977 года. Аппарат гнал мёд по пластмассовым шлангам.

«7000 дубов»

Наиболее масштабная акция, во время международной арт-выставки «Документа» в Касселе (1982): огромная куча базальтовых блоков здесь постепенно разбиралась по мере того, как высаживались деревца. «Он хотел от Касселя, где проходит выставка „Документа“, до России посадить семь тысяч дубов. Бойс собирался ехать и заезжать во все города по дороге и сажать там по дубу, но сажать он их хотел не сам, а убедить местных жителей, что это необходимо. Осталось много документальных свидетельств — Бойс начал проект, но не успел его закончить. Например, какие-то два соседа, которые даже друг с другом не разговаривали, после общения с Йозефом Бойсом решили посадить этот дуб. Это потрясающий проект, один из моих любимых»[1]Георг Жено.

Выставки

Память

Литература

  • Бычков В. Эстетика. — М.: Гардарики, 2004. — 556 с. — ISBN 8-8297-0116-2.
  • Герольд Й. 16.03.1944. Один день из жизни Йозефа Б. / Й. Герольд ; авт.-ст. В. Гуркович и П. М. Пиксхауз ; фот. Й. Либхена. – [Симферополь] : Крым. респ. краевед. музей, [2001].

Ссылки

  • Йозеф Бойс в энциклопедии «Кругосвет»
  • АРТ-АЗБУКА GiF.Ru — Макс Фрай «Бойс»
  • «Театр им. Йозефа Бойса: платформа современного искусства»
  • «Крымский миф Йозефа Бойса»

Источники

  1. Георг Жено: договор с властью превращает искусство в развлечение // Коммерсантъ. — 2011. — 27 янв.
  2. Терапевтическое влечение // Коммерсантъ Weekend. — 2012. — 7 сент.
  • Tisdall C. Joseph Beuys. — New York: Guggenheim Museum, 1979.
  • Borer A. The Essential Joseph Beuys. — London: Thames and Hudson, 1996.
  • Hiltrud Oman Joseph Beuys. Die Kunst auf dem Weg zum Leben. — München: 1998 (Heyne). — ISBN 3-453-14135-0.
  • Rosenthal M. Joseph Beuys: Actions, Vitrines, Environments. — London: Tate, 2005.


Йозеф Бойс.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01