01-07-2023
Йол (или иол) — тип косого вооружения двухмачтового судна, у которого бизань-мачта располагается в корму от головки руля.[1][2] Характерен для маломерных спортивных судов 1950-1970-х годов.
Содержание |
Современное определение иола возникло после Второй Мировой войны. До этого термин применялся к локальному типу парусных судов, строившихся на Северном море, и не имел отношения к парусному вооружению. Соответственно, его название не всегда одинаково.
Тип иола (нидерл. jol) зародился в Голландии . Первоначально это был прибрежный бот, приспособленный в основном для рыболовства. Причем это был весельный бот, парус был вспомогательным, и ставился на временной съемной мачте. В случаях, когда мачт было две, бизань устанавливали как можно дальше в корму, чтобы освободить место в иоле для работы с рыболовной снастью. Со временем иол стал использоваться и в военных целях, особенно у побережья, где ценилась его малая осадка. Типичнный иол XVIII в. имел размерения: длина 15 м; ширина 4 м; осадка 2 м.
В России этот тип появился в 1700-е годы, завезенный Петром I. Но вскоре за ним закрепилось название ял. Со временем под ялом стали понимать в основном гребное судно, под иолом в основном парусное.
Механизация рыболовства и коммерческого флота вообще отодвинула иол в прогулочно-спортивные суда. Особенно он получил развитие в 1950-е годы. Его характерной чертой является малая бизань, установленная далеко в корму, часто прямо на транце. При этом основную тягу обеспечивает грот, а бизань больше придает маневренность при поворотах и позволяет тонкую настройку на постоянных курсах. Типичный иол тех времен имеет бермудское вооружение и длинные носовой и кормовой свесы (см. фото), что дает ему возможность ходить острыми курсами.
Иол стал популярен у яхтсменов за способность балансировать центр парусности относительно центра бокового сопротивления. Настроенная таким образом яхта способна держать курс без помощи руля. Иол предпочитали такие знаменитые яхтсмены-одиночки, как Джошуа Слокам и Фрэнсис Чичестер.
С появлением автоматических систем управления (автопилотов, авторулевых) эта способность иола потеряла прежнее значение, и их место во многом заняли более простые в управлении шлюпы.
Часто иол путают с кечем, у которого бизань находится в нос от головки руля. За исключением этого признака, оба типа вооружения внешне похожи, хотя бизань у иола несколько меньше относительно грота. Кеч требует больше рук для управления и обычно несколько больше по размерам.
Прототипом яхты, описанной Владимиром Куниным в повести «Иванов и Рабинович» является «Ушкуйник» — бермудский иол Центрального Яхт-клуба Ленинграда, в прошлом немецкая яхта-люкс, взятая в качестве трофея балтийцами в 1945 г.
Йол.