Lt304888.ru

Туристические услуги

Кавос, Катерино Альбертович

29-06-2023

Катерино Альбертович Кавос
Основная информация
Дата рождения

30 октября 1775(1775-10-30)

Место рождения

Венеция

Дата смерти

10 мая 1840(1840-05-10) (64 года)

Место смерти

Санкт-Петербург

Профессии

композитор

Катерино Альбертович Ка́вос (при рождении Катарино Камилло Кавос, итал. Catarino Camillo Cavos; 30 октября 1775(17751030), Венеция — 28 апреля (10 мая) 1840, Санкт-Петербург) — итальянский и российский композитор, дирижёр, органист и вокальный педагог. Сыграл видную роль в развитии российской культуры.

Содержание

Биография

Происходит из старинной венецианской семьи, отец — Джованни Кавос — директор Театро Фениче (La Fenice) в Венеции. По другим источникам, отец был венецианским хореографом[1]. Учился у прославленного педагога Ф. Бьянки[2], профессора капеллы св. Марка[3].

В 12 лет юный Катарино Кавос сочинил первое хоровое произведение — кантату на прибытие императора Леопольда II в Венецию. В 14 лет он, приняв участие в конкурсе и оказавшись лучшим среди нескольких претендентов, был назначен на должность органиста собора Святого Марка[3], но добровольно уступил эту работу своему сопернику, пожилому человеку, обремененному многочисленным семейством и крайне нуждавшемуся[2]. Этого благородства Кавос не утеряет никогда, и спустя столетия его будут вспоминать не только как великого музыканта, но и как великодушного добропорядочного человека, и благодарность к нему останется навсегда.

В эти годы он сочинял произведения, среди которых получили известность большая кантата по случаю заключения мира в Кампо-Формио (1797 г.), по которому Венеция присоединялась к Австрии, и музыка к балету «Сильфида»[3]. Какое-то время молодой музыкант работал репетитором у своего отца при оперной труппе, при этом не оставляя сочинительства. И был приглашен капельмейстером и балетным композитором в Падую, затем работал учителем музыки в Венеции и поступил на должность капельмейстера в труппу Астарити[2][4]. К этому времени он уже был женат на итальянской оперной певице Камилле Бальони (Baglioni)[5].

О том, как Катерино Кавос попал в Россию, есть несколько вполне заслуживающих доверия версий.

По одной из них, после падения Венецианской республики (1797) Катерино Кавос эмигрировал в Германию. Он уже был известным, хоть и начинающим композитором, когда в 1797, во время пребывания в Германии, он встретил соотечественника антрепренера Антонио Казасси, содержавшего итальянскую оперу в Петербурге, и, по его приглашению уехав в Россию, поступил там в его труппу капельмейстером, но с 1 апреля 1799 г. стал директором[3]. Музыкальный словарь рассказывает, что в конце 1797 года вся труппа Дженнаро Астарити (или в другом написании Астаритта или Астарита), где работал Кавос, была приглашена в Петербург директором Императорских театров, кн. Н. Юсуповым[2]: труппа Итальянской оперы Ж. Астаритты — А. Казасси выступала в Санкт-Петербурге в 1796—1806 гг. (с перерывами)[6]. По другим источникам, в Россию он прибыл в 1798 году[7].

С 1799 (по другим данным, 1797 или 1798) года начинается его деятельность в Петербурге, куда он прибыл как капельмейстер итальянской труппы Ж. Астаритты, а его жена Камилла Бальони — как певица этой же[5]. Европейские труппы при императорских театрах в России были недолговечными, Павел I собственноручно распустил труппу Астарити и еще несколько, но, правда, она возродились вновь или на их месте оказывались другие, тоже европейские, прибывшие из Европы. Катарино Кавос перешел во французскую труппу, где сочинил музыку к нескольким опереттам[3]. Осенью 1798 году были приглашен в русскую труппу императорских театров[2].

Во главе оперной труппы

Сразу по восшествии на престол императора Александра I обострилась общественная жизнь в России, которая при Павле была подавлена; а вместе с её подъёмом оживилась культура, в том числе театральная. Огромная роль в этом подъёме театра играл К. А. Кавос[7]. С 1803 он был назначен капельмейстером итальянской и русской оперных трупп и одновременно музыкальным педагогом в театральном училище. В 1806 году от работы в итальянской труппе он был освобождён, но зато на него было возложено управление всей русской оперой, а кроме того в его обязанность входило сочинение музыки для трёх императорских трупп: русской, итальянской и французской[2].

В то время, когда во главе русской оперный труппы в Петербурге стоял К.Кавос, там же возглавлял балетную часть — Ш.Дидло[8]. Двум этим выдающимся деятелям во многом обязана Россия в развитии театрального искусства. В их содружестве было поставлено несколько балетов: Кавос сочинял музыку, а Дидло разрабатывал сюжеты и хореографию[2].

Большую часть работы Кавоса занимала работа с певцами. Он занимался не только с учащимися театральной школы, но отдавал много времени поискам новых талантов и брался сам за их обучение. Большинство певиц и певцов было мало образовано, многие даже не знали нот[4].

Кавосу принадлежит авторство ряда реформ в русском оперном театре, в частности, по его настоянию в 1803 г. русская оперная труппа была отделена от драматической[7].

Сменив в должности главного капельмейстера императорских театров С. И. Давыдова, Кавос принял и работу по редактированию для русской сцены европейских опер. Среди его работ той поры оперы «Les trois sultanes» («Три султанши») и «Les trois bossus» («Три брата горбуна»), причем опера «Три брата горбуна» стало первым представлением на русском языке и не сходила с репертуара 20 лет[4]. Совместно с С. Давыдовым они сделали начатый в 1803 году оперный цикл с продолжениями к опере-зингшпиль Фердинанда Кауэра «Дунайская русалка» («Das Donauweibchen») по пьесе «Дунайская нимфа» Карла Генслера. В русской переделке опера называлась «Днепровская русалка»; драматургическая переделка Николая Краснопольского[9][10][11].

В течение 1811—1829 гг. Кавос, помимо преподавания в Императорском театральном училище, стал учителем музыки в Смольном институте[4]; в 1821 году он получил там должность инспектора; в 1832 году стал директором всех оперных Императорских оркестров. Его жалованье составляло в 1832 году 21000 руб.[2]

Весной 1840 года в 64 года Катарино Кавос заболел и впервые получил отпуск и возможность выехать заграницу. Но болезнь прогрессировала, воспользоваться отпуском он не успел. В его похоронах принимали участие все оперные оркестры, которыми он заведовал, оркестры и певцы исполнили реквием Керубини.

Композиторская деятельность

В течение своей деятельности в России Кавос написал музыку к 32-м русским оригинальным операм и к 6-ти переводным, много водевилей и балетов, кантат, интермедий, полонезов и т. п.[3]. Кавос сочинил до 30 опер, 6 балетов, очень много водевилей, хоров, песен. Некоторые балеты сочинены Кавосом в сотрудничестве с учениками Туриком, Сушковым и Шелиховым[4].

Живя в России и всё больше интересуясь её историей, Кавос обратился к национальной русской музыке. Сюжеты в его произведениях все больше и всё чаще приобретают национальный характер. Первой русской оперой Кавоса стала опера «Князь-Невидимка, или Личарда-волшебник» (текст Лифанова, Придворный театр, 1805)[2]. Эта опера состояла из 6 актов и длилась более 7 часов[3] — такая длительность в то время не была чем-то особенным: представления длились долго — они были рассчитаны на праздную аристократическую публику. Первая её постановка прошла 5 мая 1805 г., а через неделю, 12 мая, опера в несколько сокращенном варианте, была представлена императорскому семейству, вызвав весьма положительную реакцию[3]. Затем последовали другие произведения, среди которых: «Илья-Богатырь» (либретто Ивана Крылова, пост. 1807 г., этой опере выпала честь быть в течение 20 лет необходимой принадлежностью всех официальных торжеств[2]), «Добрыня Никитич», «Жар-Птица» (либретто князя Александра Шаховского), «Светлана» и другие. Наряду с работой в опере, Кавос писал музыку и к балетам: «Амур и Психея» (1809), «Ополчение, или Любовь к отечеству» И.Вальберха и Огюста о патриотизме русского народа в Отечественной войне 1812 года (постановка 1813 г.[12]; особое место занимает балет «Кавказский пленник, или Тень невесты» по Александру Пушкину, где он обратился к творчеству великого русского поэта (постановка Ш.Дидло, Большой Каменный театр, Петербург, 1823 г.; в 1827 году постановка прошла в Москве в Большом театре[13]), и др.

Помимо былинных и сказочных сюжетов предметом его творчества становится и история России. Появляются его оперы: «Крестьяне», поставленная в 1814 г. и изображавшая русскую патриотическую готовность умереть за веру и царя; «Сокол князя Ярослава», «Откупщик Бражкин», «Юность Иоанна III», «Иван Сусанин» — эта последняя опера пользовалась заслуженным успехом и считается лучшей из опер Кавоса. Это — наиболее значительное произведение Катерино Кавоса. Значение этой оперы очень важно для русской музыкальной истории — она оказалась предтечей нового русского направления и среди прочего одноименной оперы М. И. Глинки[2][14].

Опера «Иван Сусанин»

Опера «Иван Сусанин» занимает главное место в творчестве Кавоса. Это была первая попытка создания историко-героической русской оперы и потому имеет особое значение. Это двухактная опера[2]. Текст бал написан князем А. И. Шаховским. Сюжет обращен к реальным событиям в истории России 17 века, к подвигу крестьянина Ивана Осиповича Сусанина[15]. Обращение к русской истории было неслучайным. Россия стала для Кавоса второй родиной. «Подвиг крестьянина Ивана Сусанина, который завёл вражеский отряд поляков в непроходимую чащу и погиб, часто эксплуатировался литературой. …победа над Наполеоном всколыхнула народное самосознание, пробудила интерес к собственной истории, победам и поражениям предыдущих войн. К образу героя-аристократа постепенно стал приближаться образ народного героя. Идеально на эту роль подходил Иван Сусанин, народный герой русско-польской войны XVII века», — пишет музыкальный критик Виктор Коршиков[16][17], объясняя причины, побудившие обратиться к теме. Опера была поставлена в Петербургском Большом Каменном театре 19 октября 1815 года[4][12].

Однако драматически образы в опере Кавоса были достаточно просты и схематичны, но по музыкальной части она делала огромный шаг вперед: впервые была дана развернутая полифоническая обработка для хора и оркестра русской народгой песни (ария «Не бушуйте, ветры буйные»)[18].

Аналитическому разбору этого произведения Кавоса посвящена статья музыкального исследователя «Два „Ивана Сусанина“»[19]:

«В хоровой песне крестьян „Не бушуйте, ветры буйные“ чувствуется начало того русского хорового стиля, который был впоследствии использован Глинкой, Римским-Корсаковым и Бородиным и достиг зенита у Модеста Мусоргского. В этом фрагменте были использованы принципы народных подголосков, а басы, которые прежде считались орнаментом для хора, вели основную мелодию. Случай уникальный для начала XIX века. Вообще наиболее яркие исполнения в опере Катерино Кавоса были именно хоровые. <…> Написана была первая русская опера в стиле французской „опера комик“ — диалоги занимали почти столько же места, сколько и музыка. Шаховской изменил финал: его Сусанин не умирает смертью героя, а блуждает с польским отрядом по лесу от дерева к дереву в разных концах сцены и ждет, когда явится русский отряд, убьет поляков и освободит его. Сусанин Шаховского сам объясняет свой подвиг односельчанам по ходу дела так: „По лесу с гостями я буду гулять, а вам нужно русский отряд подозвать. Все русские воины поляков убьют, а после меня к вам домой доведут“. Так оно в конце концов и случилось. И довольные селяне поют хвалу соседу, нагулявшемуся с доброжелательными гостями по просторам сцены»[17].

«Конечно, — замечает автор далее, — столь наивная трактовка образов и героев, и врагов не могла удовлетворить проснувшееся в России чувство патриотического самосознания, она не достигала ожидаемого трагедийного пафоса. Поэтому можно сказать, что нового музыкального творения на ту же тему уже ждали».[16][17]. Этим новым музыкальным творением стала опера с аналогичным названием молодого композитора Михаила Глинки. Кавос не только согласился принять к постановке новую оперу, которая явно конкурировала с его собственной[2], но и стал ее первым дирижером; эта постановка прошла 09 декабря 1836 г. и стала последней для К.Кавоса[4]. И при этом он вовсе не собирался снимать с репертуара своё произведение. Обе оперы, не мешая друг другу, шли на одной сцене. Более того, некоторые актёры исполняли одни и те же партии в разных спектаклях. До середины XIX века обе оперы постоянно исполнялись на столичных сценах, а в 50-х годах произведение Кавоса пользовалось даже большей популярностью, чем опера Глинки. Одним из актёров, участвовавших в обеих постановках, был Осип Петров, ученик Кавоса. В обоих спектаклях с одинаковым сюжетом он исполнял одну и ту же роль главную партию Ивана Сусанина и прославился исполнением в обеих постановках.

В начале ХХ века в некоторых театрах было несколько попыток восстановить оперу Кавоса, однако все они оказались тщетны, так и не завершившись постановкой спектакля.

Тем не менее прослушать какие-то фрагменты из оперы в концертном исполнении можно: Прослушать фрагменты оперы К.Кавоса «Иван Сусанин» .

Список произведений

Кавосом было сочинено:

Оперы:

  • четвертая часть «Русалки» (1806);
  • комическая опера «Беглец от своей невесты» (либретто А.Шаховского, 3 акта, 1806);
  • «Крестьяне или встреча незваных» (либретто Датского, 2 д., совместно с Бюланом, 1814);
  • «Иван Сусанин» (либретто А.Шаховского, 1815)
  • «Вавилонские развалины» (3 д., 1818);
  • «Добрыня-Никитич» (3 д., 1818, совместно Антонолини);
  • «Жар птица» (3 д., либрретто Языкова, совместно с Антонолини, 1822);
  • «Светлана» (либретто Жуковского, 2 д., 1822)
  • «Новая суматоха» (комическая опера в 2 д.; pasticcio из прежних опер Кавоса и других; либретто Шаховского, 1823);,
  • «Юность Иоанна III» (5 д., сюжет Зотова, 1823);
  • «Пьемонтские горы или Чортов мост» (3 д., совместно Ленгардом, 1825);
  • «Мирослава или костер смерти» (1827).

Оперы-водевили:

  • «Три брата горбуны» (1808 либретто К-а, перев. с франц. Лукницкого);
  • «Казак-стихотворец» (либретто Шаховского, 1812).

Балеты:

Музыкальные номера к пьесам:

  • «Любовная почта» (1806),
  • к переводной комедии «Мнимый невидимка» (перевод с немецкого Шелера, 1813),
  • «Откупщик Бражкин» (комедия Шаховского, 1815),
  • «Александр и София» (пьеса А.Шаховского)
  • «Сокол кн. Ярослава» (пьеса А.Шаховского)
  • «Ивангоэ» (пьеса А.Шаховского по книге В.Скотта)
  • «Буря» (пьеса Шекспира, переделка А.Шаховского)
  • «Женщина лунатик» (пьеса А.Шаховского)
  • «Фингал» (драматическая поэма А.Шаховского),
  • «Аристофан» (пьеса А.Шаховского)
  • «Керим-Гирей» (пьеса А.Шаховского)

Музыкальные компиляции к опере «Гений и Турбиель» (пер. с франц., 1828), к пьесе «Давид Теньер» (1832, Москва), «Семела» Жандра (1832) и др.

Патриотические куплеты для русских войск, вернувшихся с победой из Франции (1815), которые еще в течение ряда лет исполнялись в столицах в инвалидных концертах

Аранжирование из малороссийских песен[4]

Значение творчества Кавоса

Отмечая огромное значение Кавоса для развития русского театра как мастерского дирижера и педагога, Музыкальная энциклопедия называет его музыку мало оригинальной: она красива, отвечает вкусам времени, но как композитор К.Кавос не сделал явных открытий[2].

Театральная энциклопедия подчеркивает, что, не обладая крупным композиторским даром, Кавос «уловил потребности русского общества в создании национального музыкального театра и содействовал этому выбором сюжетов для своих произведений», и особо оценивает человеческие качества, когда признав превосходство оперы Глинки «Иван Сусанин» над собственной, Кавос сам вывел глинковскую оперу на сцену[21].

В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона охарактеризовано творчество Кавоса так: «В сущности, это была так называемая капельмейстерская музыка, со всеми ее достоинствами и недостатками. От всякого новаторства Кавос был далек; оперы его по форме не поднимались выше Singspiel — водевиля с куплетными ариями, очень редкими ансамблями и диалогом вместо речитатива. Только оркестровка Кавоса была звучнее и богаче, чем у его предшественников (так, он первый стал у нас употреблять тромбоны). Национальный элемент в операх Кавоса не шел дальше, чем у предшествовавших ему композиторов, и заключался частью в употреблении народных мотивов, частью в подделке под них, в установившемся уже quasi-русском стиле, с западной (итальянской) гармонизацией и проистекающими отсюда мелодическими уклонениями».

Не музыкальными новаторствами вошел Катерино Кавос в историю культуры России. Он был великим талантливым музыкальным профессионалом, и этот профессионализм привнес в русскую музыку. Искреннее усердие в работе, участие во всех музыкальных дворцовых мероприятиях, благородство по отношению к окружающим его людям — всё это порождало благосклонность всех трех императоров, которым выпало править в это время: Павла І, Александра I и Николая І, весьма благоволила к Кавосу супруга императора Павла Петровича, императрица Мария Феодоровна. Кавос получил чин 9-го класса и ордена св. Владимира 4 степени и св. Анны 3 степени — для музыканта и вообще для артиста эти награды, по тому времени, считались беспримерными. П. А. Каратыгин называет его покровителем и отцом для беднейших музыкантов, которым зачастую он помогал своими деньгами[3].

Среди учеников Катарино Кавоса — С.Биркина-Каратыгина, Анна Петрова-Воробьева, Осип Петров, Василий и Софья Самойловы, Мария Степанова, Александра Иванова, Сандунова, Семенова, Климовский, Злов и многие другие[4].

Влияние Катерино Кавоса на развитие музыкальной культуры России переоценить невозможно. Он стал не только автором многих музыкальных произведений и главным капельмейстером Императорских театров, он умел разглядеть и привлечь молодые таланты и всячески помогал им. Он помог молодому Глинке в постановке его оперы, тем самым открыв путь молодому одарённому композитору; его неутомимыми хлопотами молодая певица Анна Воробьева была выдвинута из хористок в солистки театра и стала одной из самых выдающихся русских певиц; с его учеников началась плеяда великих русских вокалистов. Огромную роль в культуре России сыграли и его потомки.

Потомки

Сыновья Кавоса:

Внуки:

Альберт Иванович Кавос — архитектор Стефан Иванович Кавос — капитан итальянской армии, чемпион Петербурга в состязаниях на эспадронах

Владимир Альбертович Кавос — актер провинциальных театров в советское время Евгений Цезаревич Кавос

Христиан Владимирович Кавос — инженер-физхимик, участник обороны Ленинграда. Евгений Евгеньевич Кавос — инженер, композитор

Евгений Евгеньевич Кавос — инженер Стефан Евгеньевич Кавос — предприниматель.

Литература

Примечания

  1. Русский балет. Энциклопедия
  2. ↑ Музыкальный словарь. Кавос
  3. ↑ Большая биографическая энциклопедия. Кавос, Катерино Альбертович
  4. ↑ Кавос
  5. Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008 // Бальони Камилла
  6. Итальянская опера
  7. ↑ Россия, Светская музыка (XIX век)
  8. МАРИИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА
  9. «ДНЕПРОВСКИЕ РУСАЛКИ», статья 1 // автор ИННА БУЛКИНА
  10. СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ОПЕРЫ
  11. Театральная энциклопедия (страница 207)
  12. ↑ Мариинский Государственный академический театр оперы и балета
  13. Сайт Малого театра
  14. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  15. Иван Сусанин – герой Отечества
  16. ↑ Два Ивана Сусанина, автор Виктор Коршиков
  17. 1 2 3 книга: В.Коршиков. Хотите, я научу вас любить оперу. О музыке и не только. — М., ЯТЬ, 2007. — 246 с.
  18. Хоровой словарь. Кавос Катерино Альбертович
  19. Поставлена опера Михаила Глинки ″Жизнь за царя″
  20. Энциклопедия балета (страница 19)
  21. Театральная энциклопедия (страница 193)

Ссылки

Кавос, Катерино Альбертович.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01