Lt304888.ru

Туристические услуги

Карагаши

19-06-2023

Карага́ши (ногайцы-карагаши, старое название — кундровские татары, самоназвание — карагаш-ногайлар, от кара агаш «чёрное дерево»). Численность 7—8 тыс. чел. (2008, оценка), в переписи часть причисляет себя к татарам. Компактно проживают в Красноярском районе, селе Лапас Харабалинского района, селе Растопуловка Приволжского района Астраханской области и пригородных посёлках Астрахани — Кири-Кили, Свободный, Янго-Аул и мкр. Бабаевского. В быту пользуются языком, который некоторые специалисты считают самостоятельным языком, близким к акногайскому диалекту ногайского языка (Л. Ш. Арсланов), а другие специалисты — отдельным карагашским диалектом ногайского языка (Идрисов Э. Ш., Скрыльникова Ж. Х.). Говорят также на литературном ногайском, татарском, казахском и русском языках. Сунниты ханафитского мазхаба.

Содержание

История

Происхождение карагашей связано с Малой Ногайской Ордой (Казыев улус), которая в сер. XVI в. отделилась от других ногайцев Волги и Урала и переселилась на Северный Кавказ. По преданиям, карагаши кочевали тогда в районе современного Пятигорска (Бештау). В 1720-40-х гг. вместе с другими ногайцами Малой Ногайской Орды были подчинены калмыками и до кон. XVIII в. кочевали в пределах Калмыцкого ханства. В 1771 году после ликвидации Калмыцкого ханства были оставлены в Красноярском уезде Астраханской губернии, в официальных документах упоминаются как кундровские татары. В 1788 году были образованы два селения карагашей — Сеитовка и Ходжетаевка, во 2-й пол. XIX в. — другие поселения на левобережье Волги, в нач. XX в. — в окрестностях Астрахани.

Делились на роды и 4 племени (куб): найман, ас, мангыт и отделившиеся от найманов тобетпес. Каждый род управлялся советом старейшин (маслагат), имел свою мечеть и место на кладбище, тамгу и боевой клич. Отдельные роды в составе карагашей образовывали кочевавшие вместе с карагашами мангышлакские туркмены (туркпен) и казанские татары, в кон. XVIII — нач. XIX вв. служившие в армии, потом покинувшие её, жившие в казахской Букеевской Орде и во 2-й пол. XIX в. приписанные к обществу карагашей (калпак). Некоторые группы карагашей, тесно связанные с казахами Букеевской орды, испытали влияние казахского языка и культуры, во 2-й четв. — сер. XIX в. переселились к ханской ставке в Урду (в современной Атырауской области в Казахстане).

С 1926 в переписях карагаши относились к татарам, в школах преподавание велось на татарском, с 1964 — на русском языках. С конца 1980-х годов у карагашей идёт процесс возрождения самосознания и ногайской культуры, устанавливаются тесные контакты с ногайцами Северного Кавказа. В 1990-х гг. в школах введено преподавание ногайского языка и литературы. В 1991 в Астрахани создано общество ногайской культуры «Бирлик», в 2003 — Молодёжный центр ногайской культуры «Эдиге». Проводятся ежегодные межрегиональные «Джанибековские чтения», Дни ногайской культуры, создаются песенные и танцевальные коллективы.

При этом сохраняется тесная связь с татарским культурным ареалом, особенно в городской местности, то есть можно говорить не о смене, а о расширении культурного поля карагашей. Как одно из следствий связи с татарским миром можно отметить и обратное влияние ногайского языка и культуры на язык и культуру татар Астрахани и Астраханской области. Браки между карагашами и татарами не воспринимаются как смешанные как внутри карагашской общности, так и у татар и у окружающих народов. Одновременно с этим в некоторых местах (с. Малый Арал) наблюдаются интенсивные взаимные ассимиляционные процессы с казахским населением.

Одной из проблем современных карагашей стала разработка газового месторождения в районе их компактного проживания, создавшая необходимость их переселения из санитарно-защитной зоны и как следствие ускорение ассимиляции.

Культура

Основное традиционное занятие — полукочевое скотоводство. С кон. XIX века стали переходить к овощеводству, с нач. XX в. — к рыболовству. С коллективизацией кон. 1920 — нач. 1930-х гг. карагаши насильственно переводят на оседлость, рыболовство становится основным занятием. Сохраняется искусство изготовления туфяков (мндеров) с шёлковым чехлом с аппликацией (карга тел). До 1970-х гг. делали шерстяные ковры-киизы (кийез). Калмыцкое влияние прослеживается в типе разборной юрты (караш ий).

Одежда

Характерны женские головной убор мезбек и бобровая шапка. Девушки до 1930-х гг. носили серьгу в правой ноздре (алка). Невеста надевала конический головной убор (саукеле) и покрывало (бой тастар), скрывавшее фигуру. Были распространены элементы татарской одежды (напр., женская расписная обувь или мужские тюбетейки), узбекские халаты и ткани для женской одежды.

Кухня

Сохраняются блюда ногайской кухни:

  • мелко порубленные ломтики отварного теста с мясом (турамша);
  • тушёные внутренности с картофелем (къуурдакъ);
  • солёный сыр (псляк);
  • солёный сушённый на солнце творог (кырт);
  • пшённая или рисовая каша на молоке (куже);
  • кусочки варёного теста, заправленные кислым молоком (салма);
  • обжаренные ломтики теста (баурсакъ);
  • лепёшки с фигурными краями (кыздармыш);
  • хлеб, запечённый между двумя сковородами в золе (калакай),
  • сладкий пирожок полукруглой формы и фестончатым швом с повидлом, урюком или изюмом (май бурек).

Из напитков употребляется чай с молоком, чай, сваренный на молоке (ногай-чай, татар-чай) кислое молоко (ак), в прошлом — кумыс из кобыльего и шуват — из верблюжьего молока.

Свадебные обычаи

Для свадебного обряда (той) характерны обычаи знакомства родителей жениха и невесты (исык ашар); привоза подарков от жениха (кода-тсер-той); забоя скота на свадьбу (той мал сойнар); застолье на стороне невесты (кыз якында той) и жениха (икун той, то есть большой той); соревнование (джиин) мужчин в исполнении эпоса и стихотворных поздравлений; угощение невестой и её родственницами родных и друзей жениха чаем (келин шай) и др.

Музыкальная культура

Эпические и бытовые песни (джыр, озын ногай джыр) исполняются мужчинами (без сопровождения). Известные певцы — Курбан-Гази из Керменчика и Мамбет Кыркиле (кон. XIX — нач. XX вв.), Абдулла Шамуков (1911-91) из с. Лапас. В XX в. были заимствованы элементы татарского песенного и танцевального фольклора.

Музыкальные инструменты — гармоника (саз, прежнее название кобыз) и бубен (кабал); до кон. 1990-х гг. сохранялась традиция игры на домбре.

Религия

Сохраняется вера в мифических существ (албасты, джалмауза, бир-танов, су-анасы и др.). Распространено почитание суфийского аулья (места погребения) Сеит Баба Ходжетайлы на кладбище у с. Малый Арал Красноярского района.

Из карагашей вышли видные деятели просветительства:

  • А. И. Умеров (Гумари) (1866—1933) — религиозный деятель, проповедник идей джадидизма в Астраханском крае;
  • А.-Х. Ш. Джанибеков (1879—1955), занимавшийся сбором фольклора и этнографией ногайцев, участвовавший в создании современной ногайской письменности.

Литература

  • Арсланов Л. Ш. Язык карагашей — ногайцев Астраханской области. Набережные Челны, 1992.
  • Викторин В. М. К этнической истории карагашей // Поволжский край. Межвузовский научный сборник. Вопросы социально-экономического развития и общественного движения в крае. Саратов, 1983. Вып. 8.
  • Идрисов Э. Ш. К этнокультурному развитию ногайцев-карагашей // Традиции живая нить (сборник материалов по этнографии Астраханского края). Вып. 11. Астрахань, 2005.
  • Скрыльникова Ж. Х. Современные этнокультурные процессы в среде ногайцев-карагашей Астраханской области : диссертация кандидата исторических наук : 07.00.07 — Москва, 2008. — 193 с. РГБ ОД, 61:08-7/42
  • Небольсин П. И. Кундровские татары // Очерки Волжского Низовья. Журнал Министерства внутренних дел. СПб., 1852.Ч.39. № 7-9.
  • Пятницкий В. Карагачи (по материалам поездки в 1927 года) // Землеведение. Географический журнал им. Д. Н. Анучина. Т. 32. Вып. 3-4. М., 1930.

Ссылки

  • Проблемы сохранения национального языка в условиях современного социума на примере ногайцев-карагашей Астраханской области (статья на сайте «TURKOLOG — Тюркологические публикации»)
  • России»: ногайцы-карагаши (транскрипт передачи Радио России)
  • Кто такие карагаши? (тема на Татарском форуме)

Карагаши.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01