Lt304888.ru

Туристические услуги

Карское море

30-05-2023

Перейти к: навигация, поиск
Карское море
74°49′55″ с. ш. 71°18′43″ в. д. / 74.83194° с. ш. 71.31194° в. д. / 74.83194; 71.31194 (O)(O)
Расположение Северный Ледовитый океан
Площадь 893 400 км²
Объём 101 000 км³
Наибольшая глубина 620 м
Средняя глубина 50—100 м
 Карское море на Викискладе

Ка́рское мо́ре — окраинное море Северного Ледовитого океана.

Происхождение названия

Ранее море называлось Нярзомским (Нарземским) — так оно поименовано в рассказе 1601 года о путешествии в Мангазею жителя Пинеги Леонтия Шубина (Плехана) и в челобитной Андрея Палицына от 1630 года (этимология этого названия неизвестна). А название «Карская» принадлежало Байдарацкой губе, по имени впадающей в неё реки Кары[1][2]. По версии, приводимой В. Ю. Визе, название реки происходит от ненецкого слова «харе», означающего торосистый лёд[3]. Любопытно, что голландец Н. Витсен именует море Ледяным, а француз Ж. Кампредон Ледовитым, что перекликается с ненецким словом[4].

Впервые море названо Карским на карте В. М. Селифонтова 1736 года, составленной по результатам работы Двинско-Обского отряда Великой Северной экспедиции[5].

География

Расположение

Море ограничено северным побережьем Евразии и островами: Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Гейберга. В северной части моря находится Земля Визе — остров, открытый теоретически в 1924 году. Также в море находятся острова Арктического института, острова Известий ЦИК.

Море расположено преимущественно на шельфе; много островов. Преобладают глубины 50—100 метров, наибольшая глубина 620 метров. Площадь 893 400 км².

В море впадают полноводные реки: Обь, Енисей, поэтому солёность сильно варьирует. Также в Карское море впадает река Таз.

Карское море — одно из самых холодных морей России, только близ устьев рек температура воды летом выше 0 °C. Часты туманы и штормы. Бо́льшую часть года море покрыто льдами.

Рельеф дна

Море почти полностью лежит на (O)) и Воронина с глубиной до 420 метров — прорезают шельф с севера на юг. Восточно-Новоземельский жёлоб с глубинами 200—400 метров идёт вдоль восточных берегов Новой Земли. Мелководное (до 50 метров) Центральное Карское плато расположено между желобами.

Дно мелководий и возвышенностей покрыто песками и песчанистым илом. Желоба и котловины покрыты серыми, синими и коричневыми илами. На дне центральной части моря встречаются железо-марганцевые конкреции.

Гидрологический режим

Циркуляция поверхностных вод моря имеет сложный характер. В юго-западной части моря происходит замкнутый циклонический круговорот воды. В центральной части моря из Обь-Енисейского мелководья растекаются к северу опреснённые воды рек Сибири.

Приливы в Карском море полусуточные, их высота достигает 50 — 80 сантиметров. В холодный период большое влияние на приливы оказывает морской лёд — величина прилива уменьшается, распространение приливной волны идёт с запозданием.

Море почти весь год покрыто льдами местного происхождения. Льдообразование начинается в сентябре. Встречаются значительные пространства многолетних льдов толщиной до 4 метров. Вдоль берегов образуется припай, в центре моря — плавающие льды.

Летом льды распадаются на отдельные массивы. Наблюдаются годовые и вековые колебания ледовитости.

Температурный режим и солёность

Температура воды у поверхности моря зимой близка к −1,8 °C, то есть к температуре замерзания. Вода в мелководных районах хорошо перемешана от поверхности до дна и имеет одинаковую температуру и солёность (около 34 промилле). В желоба проникают более тёплые воды из Баренцева моря, поэтому на глубинах 150—200 метров в них обнаруживается слой с температурой воды до 2,5 °C и солёностью 35 промилле.

Речной сток и таяние льда летом приводят к уменьшению солёности морской воды ниже 34 промилле, в устьях рек вода становится близкой к пресной.

Вода прогревается летом до 6 °C (на севере только до 2 °C) в верхних 50-70 метрах (на востоке только 10-15 метров).

Экология

В восточной части моря расположен Большой Арктический заповедник.

В годы Холодной войны Карское море было местом тайных захоронений ядерных отходов ВМФ СССР[6][7]:

  • 1965—1988 — затоплены шесть ядерных реакторов советских атомных подводных лодок и десять других ядерных реакторов[8]
  • В 1981 в заливе Степового на восточном побережье Малой Земли была затоплена поврежденная АПЛ К-27. В нарушение международных правил, лодка была затоплена на глубине всего в 30 м (по правилам утилизации морских судов затопление должно производиться на глубинах не менее 3 тысяч метров)[6].
  • По данным, предоставленным правительством РФ Норвегии[9], кроме K-27 советские военные затопили в Карском море огромное количество других ядерных отходов: 17,000 контейнеров и 19 судов с радиоактивными отходами, а также 14 ядерных реакторов, пять из который содержат опасное отработанное топливо. Жидкие отходы с низким уровнем радиации попросту сливались в море[6].

Флора и фауна

Флора и фауна Карского моря формируется под воздействием разнородных климатических и гидрологических условий на севере и юге. Большое влияние оказывают и соседние бассейны, благодаря проникновению из них некоторых теплолюбивых форм (из Баренцева моря) и высокоарктических видов (из моря Лаптевых). Экологической границей распространения их служит примерно восьмидесятый меридиан. Значительную роль в жизни Карского моря играют и пресноводные элементы.

Качественно флора и фауна Карского моря беднее Баренцева моря, но значительно богаче моря Лаптевых. Это видно из сравнения их ихтиофауны. В Баренцевом море водится 114 видов рыб, в Карском — 54, а в море Лаптевых — 37. Промысловое значение в Карском море имеют: из сиговых — омуль, муксун и ряпушка; из корюшковых — корюшка; из тресковых — навага и сайда; из лососевых — нельма. Рыбные промыслы организованы только в бухтах, заливах и низовьях рек. В море водятся ластоногие разных видов: нерпа, морские зайцы, реже моржи. В летнее время в большом количестве сюда заходит белуха—стадное животное, совершающее регулярные сезонные перекочевки. В Карском море водится также белый медведь.

История

Палеоистория

Современная акватория моря сложилась в результате отступления плейстоценового оледенения[2]. В эпоху раннего плейстоцена (англ.) (1,80—0,78 млн. лет назад) уровень Северного Ледовитого океана был на 200—290 м ниже современного, устья рек Оби, Пура, Енисея располагались значительно севернее, в пределах современного шельфа Карского моря. В ходе среднего плейстоцена (англ.) (781—126 тыс. лет назад) море дважды распространялось на юг предположительно до Сибирских Увалов. В тобольское время (первая половина среднего плейстоцена) вода достигала современных отметок 20—30 м над уровнем моря и была теплее благодаря течению с Атлантики — у южных берегов росли сальвиниевые папоротники, рдесты, ель, лиственница, сосна, сибирский кедр. В салехардское время вода достигала современных отметок 100—120 м над уровнем моря и была холоднее из-за обмена с Арктикой. Температурный режим напоминал нынешний. В период позднего плейстоцена (англ.) (казанцевское время, 126—11,7 тыс. лет назад) вода отступила до современных отметок 60—70 м над уровнем моря, тёплые атлантические течения достигали берегов Таймыра. Климатические условия были похожи на современный юго-запад Баренцева моря. В конце плейстоцена подъём Западно-Сибирской равнины отодвинул море к современным границам[10].

Начало мореплавания

Дата начала плаваний по Карскому морю неизвестна. В истории зафиксирован только факт, что в 1556 году английский путешественник Стивен Бороу (англ.) нашёл у встреченных им в Карских воротах русских моряков отчётливое представление о морском пути до устья Оби и полную готовность сопровождать по нему англичан[11]. Имеется отписка тобольских воевод М. М. Годунова и И. Ф. Волконского царю от 1601 года, где даётся описание этого пути: проливом Югорский Шар до западной части Ямала, затем по реке Мутной (Мордыяха) до водораздела с рекой Сёяха (Зелёной) — озёр Нейто и Ямбуто — далее волоком и рекой спуск в Обскую губу. Из Обской губы открывался путь на юг по Оби (Обдорск) и на восток через Тазовскую губу (Мангазея) в бассейн Енисея[12][13].

Первыми иностранцами, которые достигали Карское море, были:

В 1619 году по настоянию тобольского воеводы князя И. С. Куракина указом царя Михаила Фёдоровича торговые плавания через Карское море были запрещены, что привело к постепенному упадку Мангазеи[17][18].

Возобновление плаваний

Берега Карского моря стали предметом изучения Двинско-Обского и Обско-Енисейского отрядов Великой Северной экспедиции. В 1737 году лейтенанты Степан Малыгин и Алексей Скуратов обогнули морем северную часть Ямальского полуострова, а лейтенант Дмитрий Овцын стал первым человеком, прошедшим морским путём из Обской губы в Енисейскую. В 1740 году штурман Фёдор Минин и подштурман Дмитрий Стерлегов достигли точки 75° 15' N, которая до 1878 года оставалась крайним восточным пределом плавания в Карском море[19][20].

В 1860 году шхуна «Ермак» под командованием П. П. Крузенштерна совершила небольшой успешный рейд в Карское море, однако спустя 2 года при попытке повторить плавание она была раздавлена льдами у западных берегов Ямала[21].

Карские экспедиции

Боевые действия в период Второй мировой войны

Имеется предположение, что первая разведка немцами будущего театра военных действий в Арктике состоялась во время полёта дирижабля LZ 127 «Граф Цеппелин» в июле 1931 года[22][23]. После приводнения в бухте Тихой (о. Гукера, Земля Франца-Иосифа) дирижабль пролетел по маршруту Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — о. Вардропер — о. Диксонмыс Флиссингский (о. Северный, Новая Земля), затем взял курс на о. Колгуев и Архангельск[24]. Вершиной германских разведывательных операций на Крайнем Севере стал рейд через Севморпуть с запада на восток вспомогательного крейсера «Комет» в августе 1940 года (при первоначальном содействии со стороны СССР)[25][26].

Немцам удалось создать в Арктике несколько опорных пунктов. Так, в 1944 году на о. Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа) была обнаружена подскальная база подводных лодок, а в 1951 году там же — действовавшая в 1943—1944 годах метеостанция экспедиции «Кладоискатель»[27][28]. В 1946—1947 годах обнаружен продовольственный склад на берегу залива Волчий (архипелаг Норденшёльда), а затем и база подводников на о. Кравкова (острова Мона)[29]. В архипелаге Новая Земля немцы сумели соорудить три взлётно-посадочных полосы: на о. Междушарский (1942 год), мысах Константина (1943 год) и Пинегина[30]. Ряд документов американской разведки свидетельствуют о том, что над Карским морем пролегал сверхдальний воздушный маршрут от финского Наутси (англ.) до Японии, полёты по которому на машинах Ju 290 (англ.) совершала в годы войны немецкая Kommando Japan, выделенная из состава 2-й эскадрильи группы дальних разведчиков Fernaufklärungsgruppe 5[31].

В августе 1942 года боевую вылазку в Карское море (операция «Вундерланд») предпринял германский тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер», потопивший ледокол «Александр Сибиряков», а также ряд кораблей при обстреле порта Диксон[32]. В то же время главную свою задачу — уничтожить идущую из Тихого океана ЭОН-18 крейсер не выполнил. После неудачи «Адмирала Шеера» кригсмарине сделала ставку на подводную войну[33][34].

В 1942—1944 годах в районе Новой Земли и в Карском море действовало несколько немецких подводных лодок сначала 11-й, а позже 13-й и 14-й флотилий[32][35]. Так, 27 июля 1942 года лодка U-601 (англ.) обстреляла полярную станцию «Малые Кармакулы» (о. Южный, Новая Земля) и уничтожила два гидросамолёта ГСТ[22][36]. 25 августа вражеская лодка обстреляла станцию «Мыс Желания», в начале сентября обстрелу подверглась полярная станция на о. Уединения[37].

С июля по октябрь 1943 года в Карском море находилось до 13 субмарин, сведённых в группу «Викинг»[38], ими было выставлено 5 минных заграждений[39]. 23 июля артиллерийским огнём лодки U-255 было потоплено исследовательское судно «Академик Шокальский»[40][41]. Также в июле были обстреляны полярные станции на острове «Правды» (архипелаг Норденшёльда) и в заливе Благополучия (Новая Земля)[42]. В сентябре у северных берегов Новой Земли бесследно исчезла советская подлодка К-1[43]. Наибольший урон от вражеских подлодок в том году понёс арктический конвой ВА-18, вследствие перенесённой на пути от о. Нансена до Диксона атаки потерявший транспорты «Архангельск» и «Сергей Киров», а также тральщик Т-896[44].

В навигации 1944 года в море действовал отряд «Грейф» в числе 6 модернизированных подлодок: оборудованных шноркелями и бесследными самонаводящимися торпедами[45]. 12 августа субмарина U-365 разгромила возле о. Белый советский конвой БД-5[46][47]. 23 августа в районе островов Мона погибли суда, охранявшие конвой ДВ-2: подлодка U-957 (англ.) торпедировала сторожевой корабль СКР-29 «Бриллиант», а U-739 потопила тральщик Т-120 (англ.)[48][49]. В сентябре подлодки U-711 (англ.) и U-957 захватили полярную станцию «Мыс Стерлегова» на Таймыре[50][51].

Для борьбы с германскими подлодками, направляющимися в Карское море, подводниками Северного флота было совершено 8 боевых походов в район мыса Желания на Новой Земле. В августе 1943 года советская С-101 потопила в этом районе германскую U-639[39]. 5 сентября 1944 года тральщик Т-116 близ о. Уединения потопил подлодку U-362, успевшую перед этим потопить советское гидрографическое судно «Норд»[52][53].

Хозяйственное использование

Главный порт — Диксон. Через Карское море проходит Северный морской путь. В море водятся виды рыб: сиг, голец, камбала и др.

Условия для судоходства

Карское море по своим физико-географическим условиям является наиболее сложным из морей Русской Арктики. Плавание по нему сопряжено с большими трудностями[54].

К неблагоприятным для плавания условиям относят следующие факторы:

  • большое число подводных опасностей и мелководных участков;
  • практически постоянное наличие льда;
  • раннее замерзание устьевых участков впадающих в море рек;
  • отсутствие во многих районах моря укрытых якорных стоянок;
  • слабая изученность морских течений;
  • значительное число пасмурных дней, которые исключают возможность визуальных и астрономических наблюдений;
  • ненадежность работы гироскопов и компасов.

Полезные ископаемые

В юго-западной части моря, у полуострова Ямал, разведаны крупные шельфовые месторождения природного газа и газового конденсата. Крупнейшие из них — Ленинградское (предварительно оцененные (АВС1+С2) запасы газа — более 1 трлн куб. м. и Русановское (780 млрд куб. м)[55]. Освоение шельфовых месторождений планируется начать после 2025 года[56].

Возможно, срок начала эксплуатационного бурения будет приближен[57]. В соответствии с договоренностью между Газпромом и Институтом океанологии РАН летом 2011 года (в зависимости от того, когда откроются Карские ворота), для получения кернов осадочных донных отложений с целью выявления наиболее перспективных мест промышленного бурения направляется исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш».

В августе 2013 года под угрозой применения санкций со стороны пограничной охраны пределы моря покинул принадлежащий Гринпису ледокол Arctic Sunrise, намеревавшийся выразить «мирный ненасильственный протест» против освоения Арктики российской компанией «Роснефть» и американской ExxonMobil[58].

Примечания

  1. Белов, 1956, с. 110, 119-120, 122
  2. 1 2 Никифоров, Шпайхер, 1973
  3. Визе, 1939, с. 180
  4. Белов, 1956, с. 219, 239
  5. Белов, 1956, с. 279
  6. ↑ BBC:"Russia explores old nuclear waste dumps in Arctic"
  7. Проблемы радиационной реабилитации арктических морей, способы и пути их решения // Арктика. Экология и экономика : журнал. — М., 2011. — № 1. — С. 70-81.
  8. "Radioecological Hazard of Ship Nuclear Reactors Sunken in the Arctic, " Atomic Energy, Vol.79, No. 3, 1995.
  9. «Резко обострился интерес России к ядерному потенциалу архипелага Новая Земля»
  10. История морских бассейнов севера Западной Сибири в плейстоцене // Известия АН СССР. Серия географическая : журнал. — М., 1986. — № 1. — С. 81—93.
  11. Сибирцев, Итин, 1936, с. 15
  12. Сибирцев, Итин, 1936, с. 16-18
  13. Визе, 1935, с. 38
  14. Визе, 1935, с. 22
  15. Сибирцев, Итин, 1936, с. 20
  16. Предисловие редактора // Геррит Де-Фер. Плавания Баренца (Diarium nauticum). 1594-1597. — Л.: Издательство Главсевморпути, 1936.
  17. Сибирцев, Итин, 1936, с. 20-21
  18. Визе, 1935, с. 40
  19. Сибирцев, Итин, 1936, с. 22-23
  20. Визе, 1935, с. 41-45
  21. Сибирцев, Итин, 1936, с. 27-28
  22. 1 2 Белов, 1969, с. 493
  23. Каневский, 1976, с. 88-89
  24. Ковалёв, 2010, с. 61-75
  25. Глава 7-я. Война на море в 1940 г. // Война на море. 1939-1945 = Der Seekrieg 1939-1945. — М.—СПб.: АСТ, Полигон, 2000. — С. 118. — (Военно-историческая библиотека).
  26. Ковалёв, 2010, с. 115-130
  27. Ковалёв, 2010, с. 215-219, 378-385
  28. Каневский, 1976, с. 89
  29. Ковалёв, 2010, с. 222-223
  30. Ковалёв, 2010, с. 229-233
  31. Ковалёв, 2010, с. 317-320
  32. ↑ Глава 13-я. В прибрежной полосе // Война на море. 1939-1945 = Der Seekrieg 1939-1945. — М.—СПб.: АСТ, Полигон, 2000. — С. 257—258. — (Военно-историческая библиотека).
  33. Ковалёв, 2010, с. 176-183
  34. Каневский, 1976, с. 47-55
  35. Ковалёв, 2010, с. 189, 297
  36. Ковалёв, 2010, с. 229
  37. Каневский, 1976, с. 48
  38. Ковалёв, 2010, с. 187
  39. ↑ Действия подводных лодок СФ по обеспечению Арктических союзных конвоев. Война в Арктике. Поморский государственный университет (2000). — Материалы конференции. Проверено 12 января 2014.
  40. Ковалёв, 2010, с. 185-197
  41. Каневский, 1976, с. 59-60
  42. Каневский, 1976, с. 61-62
  43. Ковалёв, 2010, с. 290-293
  44. Ковалёв, 2010, с. 190-191
  45. Ковалёв, 2010, с. 297-298
  46. Ковалёв, 2010, с. 198-201
  47. Каневский, 1976, с. 62-67
  48. Ковалёв, 2010, с. 202-209
  49. Круг с «Бриллианта» // Вокруг света : журнал. — М., 1974. — № 6 (2585).
  50. Ковалёв, 2010, с. 210-215
  51. Каневский, 1976, с. 68-71
  52. Ковалёв, 2010, с. 334-336
  53. Каневский, 1976, с. 60
  54. Руководство для сквозного плавания судов по Северному морскому пути. СПб, 1995
  55. Природный газ. Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации за 2012». Информационно-аналитический центр «Минерал». Проверено 29 сентября 2014.
  56. Мегапроект «Ямал». Газпром. Проверено 29 сентября 2014.
  57. Роснедра ждут открытия крупных запасов газа в Карском море. БФМ.ру. Проверено 29 сентября 2014.
  58. Бегство по спирали конфронтации. Дело «Гринпис». Газета.Ru (26 августа 2013). Проверено 29 сентября 2014.

Литература

  • В новую Мангазею. — Л.: Красная газета, 1930. — 189 с. — 50 000 экз.
  • Васильев Н. Я. Карская экспедиция. — М.: Редакция изданий НКВТ, 1921. — 44 с.
  • История исследования Советской Арктики. Карское и Баренцово моря. — 3-е изд. — Архангельск: Севкрайгиз, 1935. — 250 с. — 15 000 экз.
  • Карское море // Моря Советской Арктики: Очерки по истории исследования. — 2-е изд. — Л.: Изд-во Главсевморпути, 1939. — С. 180—217. — 568 с. — (Полярная библиотека). — 10 000 экз.
  • Воробьёв В. И. Карское море. — Л.М.: Изд-во Главсевморпути, 1940. — 128 с. — 5 000 экз.
  • Новая Земля и Карское море // В области вечного льда: История путешествий к Северному полюсу с древнейших времён до настоящего. — СПб.: Изд. кн. маг. «Нового времени», 1881. — С. 812-828. — 880 с.
  • Гудков Б. Д. 6.7. Опасности тылового Карского моря. Морской фронт страны 1941-1945 гг. (2011). Проверено 12 января 2014.
  • Карское море // Моря СССР. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 102—112. — 192 с. — 14 000 экз.
  • История открытия и освоения Северного морского пути: В 4 томах / Под ред. Я. Я. Гаккеля, А. П. Окладникова, М. Б. Черненко. — М.-Л., 1956—1969.
    • Белов М. И. Арктическое мореплавание с древнейших времён до середины XIX века. — М.: Морской транспорт, 1956. — Т. I. — 592 с. — 3 000 экз.
    • Пинхенсон Д. М. Проблема Северного морского пути в эпоху капитализма. — Л.: Морской транспорт, 1962. — Т. II. — 767 с. — 1 000 экз.
    • Белов М. И. Советское арктическое мореплавание 1917—1932 г.г. — Л.: Морской транспорт, 1959. — Т. III. — 511 с. — 3 000 экз.
    • Белов М. И. Научное и хозяйственное освоение Советского Севера 1933—1945 гг. — Л.: Гидрометеорологическое изд-во, 1969. — Т. IV. — 617 с. — 2 000 экз.
  • Калинин В. М. Карское море // Большая Тюменская энциклопедия / Гл. ред. Г. Ф. Шафранов-Куцев. — 1-е изд. — Тюмень: НИИ региональных энциклопедий ТюмГУ; «Сократ», 2004. — Т. 2. И—П. — С. 69-71. — 495 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-88664-171-8.
  • Цена прогноза. — Л.: Гидрометеоиздат, 1976. — 128 с. — 50 000 экз.
  • А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 11).
  • Ковалёв С. А. Арктические тени Третьего рейха. — М.: Вече, 2010. — 432 с. — (Морская летопись). — 5 000 экз. — ISBN 978-5-9533-4348-0.
  • Ковалёв С. Заполярные базы Кригсмарине // Независимое военное обозрение : газета. — М., 29 марта 2002.
  • Копылов В. Е. Карские экспедиции // Большая Тюменская энциклопедия / Гл. ред. Г. Ф. Шафранов-Куцев. — 1-е изд. — Тюмень: НИИ региональных энциклопедий ТюмГУ; «Сократ», 2004. — Т. 2. И—П. — С. 69. — 495 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-88664-171-8.
  • Ламин В. В. Карские экспедиции // Историческая энциклопедия Сибири: В 3-х томах / Гл. ред. чл.-кор. РАН В. А. Ламин. — 1-е изд. — Новосибирск: ИД «Историческое наследие Сибири»; Институт истории СО РАН, 2009. — 3 000 экз. — ISBN 5-8402-0230-4.
  • Исследования Карского моря на современном этапе освоения российской Арктики // Арктика. Экология и экономика : журнал. — М., 2013. — № 1 (9). — С. 4-11.
  • В страну будущего: Великий Северный путь из Европы в Сибирь через Карское море. — Пг.: Изд. К. И. Ксидо, 1915. — 454 с.
  • Руднев Д. Д., Кулик Н. А. Материалы к изучению Северного морского пути из Европы в Обь и Енисей. — Пг.: Тип. А. Э. Коллинс, 1915. — VI, 127 с.
  • Сергеев А. А. Германские подводные лодки в Арктике 1941-1942 гг. — М.: Русский Издательский Дом, 2003. — 304 с. — 2 000 экз. — ISBN 5-9900099-1-7.
  • Сергеевский Б. А. Гидрографические исследования юговосточной части Карского моря. Обь-Енисейский район. — Л.: Изд-во Главсевморпути, 1936. — 416 с. — 1 000 экз.
  • Сибирцев Н., Северный морской путь и карские экспедиции. — Новосибирск: Западно-Сибирское краевое издательство, 1936. — 220 с. — 2 020 экз.
  • Шамраев Ю. И., Шишкина Л. А. Океанология. Л.: Гидрометеоиздат, 1980.
  • Шокальский Ю. М. Карское море // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Шокальский Ю. М. Северо-Восточный и Северо-Западный проходы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

Карское море.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01