Lt304888.ru

Туристические услуги

Катастрофа Ан-24 в Светлогорске

14-04-2023

Авиакатастрофа Ан-24 в Светлогорске

Часовня-памятник на месте катастрофы
Общие сведения
Дата

16 мая 1972

Характер

Столкновение с наземными препятствиями и падение на населённый пункт.

Причина

Ошибки при эксплуатации воздушного судна.[1]

Место

Светлогорск, Калининградская область, СССР.

Погибшие

34

Воздушное судно
Модель

Ан-24Т

Авиакомпания

Авиация Балтийского флота СССР

Пункт вылета

Храброво

Остановки в пути

Коса

Пункт назначения

Храброво

Бортовой номер

9911302 (заводской)[2]

Дата выпуска

1969 год

Пассажиры

2

Экипаж

6

Выживших

0

16 мая 1972 года около 12:30 самолёт Ан-24Т 263-го отдельного транспортного авиационного полка авиации Балтийского флота СССР, совершая полёт с целью облёта радиотехнической аппаратуры, потерпел крушение в сложных метеоусловиях, зацепив дерево. После столкновения с деревом повреждённый самолёт пролетел около 200 метров и рухнул на здание детского сада в Светлогорске. В катастрофе погибли 34 человека: все 8 находившихся в самолёте, 23 ребёнка и 3 сотрудника детского сада.

Содержание

Полёт

13 марта 1972 года план полётов был утверждён командующим ВВС Балтийского флота генерал-полковником авиации С. Гуляевым[1]. В соответствии с этим планом полёт должен был проходить по маршруту:

  1. Взлёт в аэропорту Храброво
  2. Город Зеленоградск
  3. Мыс Таран
  4. Посадка на аэродроме посёлка Коса
  5. Взлёт с аэродрома посёлка Коса
  6. Посадка на аэродроме посёлка Чкаловск
  7. Взлёт с аэродрома посёлка Чкаловск
  8. Посадка в аэропорту Храброво

16 мая 1972 года в 12:15 Ан-24Т выполнил взлёт в аэропорту Храброво в сторону моря. По плану полёт должен был выполняться визуально на высоте 500 метров, но исходя из доклада командира воздушного судна реально полёт проходил на высоте 150 метров.

Выполнив разворот над морем, самолёт пересёк береговую черту в районе Зеленоградска и пошёл к мысу Таран. Затем воздушное судно пропало с экранов радиотехнических средств.

Катастрофа

Примерно в 12:30 Ан-24Т вошёл в густой туман на недопустимо малой высоте. На обрывистом берегу Светлогорска он зацепил верхушку одной из сосен крылом и потерял его часть. Падая после удара, самолёт пролетел ещё порядка 200 метров и рухнул на здание светлогорского детского сада.

В результате падения начался сильный пожар, вызвавший гибель не только экипажа самолёта, но и 26 человек, находившихся на тот момент в здании (к моменту падения самолёта дети вернулись с прогулки и садились обедать). Из всех находившихся в детском саду выжили лишь двое.

Причины и последствия

К 21:00 16 мая, менее чем через 9 часов после падения самолёта, был закончен разбор завалов: вывезены фрагменты воздушного судна и останки тел погибших. К утру 17 мая на месте детского сада было закончено сооружение маленького сквера. Ради минимизации огласки в день похорон погибших были отменены электрички, и ограничено движение по автодорогам, соединяющим областной центр со Светлогорском. На кладбище собралось около 10 000 человек[3].

Причины катастрофы расследовала московская комиссия, которую возглавлял заместитель министра обороны по вооружению генерал-полковник Алексеев. Официальной публикации материалов расследования по состоянию на март 2010 года нет. Обнародованной причиной катастрофы, которую, несмотря на свойственные в те годы усилия властей, скрыть не удалось, была названа «Неудовлетворительная подготовка и руководство полётом»[4]. По факту катастрофы уголовное дело не возбуждалось. Итогом внутреннего расследования министерства обороны стал совершенно секретный приказ министра обороны Андрея Гречко, в соответствии с которым с должностей было снято около 40 военнослужащих[1].

Встречаются версии, основанные на отсутствии у экипажа должного опыта[2]. Есть источники[1], которые, ссылаясь на предоставленные бывшим командующим ВВС Балтийского флота генерал-лейтенантом Василием Владимировичем Проскудиным документы, публикуют версию о технической неисправности самолёта. В соответствии с ней при столкновении высотомер показывал высоту 150 метров над уровнем моря, а реальная высота (в месте столкновения крыла самолёта с деревом) — была не более 85 метров. Ошибка в показаниях высотомера объясняется тем, что накануне полёта в ВВС ВМФ было принято решение о замене высотомеров с Ил-14 на Ан-24. Работоспособность высотомеров после такой замены проверена должным образом не была. Проведённые в ходе расследования эксперименты позволили установить: экипаж Вилора Гутника получал данные с погрешностью до 60-70 метров.

Жертвы

Среди экипажа воздушного судна

  • Командир корабля, капитан Вилор Ильич Гутник.
  • Помощник командира корабля, старший лейтенант Виктор Баранов.
  • Штурман корабля, капитан Александр Костин.
  • Бортехник, старший лейтенант Андрей Лютов.
  • Бортмеханик, прапорщик Николай Гаврилюк.
  • Воздушный стрелок-радист, прапорщик Леонид Сергиенко.

Среди пассажиров воздушного судна

Среди населения

  • Повар детского сада Тамара Янковская.
  • Антонина Романенко (скончалась в военном госпитале).
  • Воспитательница детского сада Валентина Шабаева-Метелица (скончалась в военном госпитале).
  • 23 воспитанника детского сада от двух до семи лет[3]

На месте трагедии в 1994 году возведена часовня[1] с табличкой: «Храм-памятник в честь иконы Богоматери „Всех скорбящих Радость“ построен на месте трагической гибели детского сада 16 мая 1972 года».

См. также

Примечания

  1. ↑ «Правда». 16.05.2006. Валерий Громак. «Трагедия, о которой молчали 30 лет»  (рус.)
  2. ↑ Ан-26 в авиационной энциклопедии «Уголок неба»  (рус.)
  3. ↑ «Калининградская правда». 14.05.2007. Влад Ржевский. «Роковые двадцать метров»  (рус.)
  4. Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России. Катастрофа Ан-24 авиации БФ в Светлогорске  (рус.)

Катастрофа Ан-24 в Светлогорске.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01