16-05-2023
Рейс 3012 Аэрофлота | |
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
16:37 |
Характер |
упал из-за потери подъёмной силы |
Причина |
ошибки пилотирования, обледенение |
Место |
близ аэропорта Шоссейная, Ленинградская область (РСФСР, СССР) |
Координаты |
|
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания |
Аэрофлот (Армянское УГА, Ереванский ОАО) |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Рейс |
3012 |
Бортовой номер |
CCCP-75773 |
Дата выпуска |
24 августа 1961 года (первый полёт) |
Пассажиры |
78 |
Экипаж |
8 |
Погибшие |
6 |
Раненые |
26 |
Выживших |
80 |
В четверг 31 декабря 1970 года под Ленинградом потерпел катастрофу Ил-18В компании Аэрофлот, выполнявший рейс 3012 (Ленинград—Ереван), в результате чего погибли 6 человек.
Содержание |
Выполнявший рейс 3012 самолёт Ил-18В с бортовым номером CCCP-75773 (заводской — 181003603) был построен в 1961 году и свой первый полёт совершил 24 августа, а общий налёт составлял 13 760 часов. Экипаж из 279 лётного отряда состоял из 8 человек:
Также на самолёте находились 78 пассажиров. Небо в это время было затянуто тучами с нижней границей всего 120 метров и шёл снег.
В 16:33:05 рейсу 3012 было дано разрешение занять исполнительный старт. А уже в 16:34:15 экипаж запросил разрешение на взлёт. В 16:35 со скоростью 250 км/ч самолёт взлетел с ВПП по магнитному курсу 99°. По свидетельствам очевидцев, взлёт произошёл с необычно большим углом тангажа, то есть с высоко задранным носом, после чего самолёт начало покачивать из стороны в сторону. Пролетев на высоте 30—50 метров около двух с половиной километров, Ил-18 замедлился до 200 км/ч, после чего по-прежнему с высоко поднятым носом и с небольшим правым креном начал терять высоту. Пролетев 5300 метров, самолёт хвостом врезался в землю в 2190 метрах от торца полосы и в 290 метрах правее её оси. От удара фюзеляж разломило пополам, после чего в землю врезалась кабина, а самолёт протащило по земле ещё 210 метров. Также от удара оторвало левое крыло и оба правых двигателя.
В катастрофе погибли все 6 человек, находившихся в кабине: оба пилота, штурман, бортмеханик, бортрадист, а также сопровождающий милиционер — майор Министерства внутренних дел Армянской ССР Никогосян Т. Т. Ранения получили 23 пассажира и все три бортпроводника.
По данным комиссии, время между занятием исполнительного старта и запросом на взлёт, заняло всего 70 секунд, что недостаточно для исполнения контрольной карты обязательных проверок перед взлётом. Спеша домой к новогодним праздникам, экипаж, в нарушение РЛЭ и контрольной карты, допустил ряд ошибок. В результате были не включены радиовысотомер, автомат МСРП-12 и противообледенительная система, а также забыли выключить автомат механизма стопорения рулей и главный выключатель запуска двигателей. Но что ещё более важно, экипаж изначально не выпустил закрылки, в результате чего подъёмная сила при взлёте была недостаточной, что и привело к высокому поднятию носа. Вкупе с обледеневшими винтами, повлекшей снижение силы тяги, скорость самолёта быстро уменьшилась, что привело к снижению подъёмной силы крыла и самолёт упал на землю.
Катастрофы Санкт-Петербурга | |
---|---|
Природные: Наводнения (Дамба • Система наблюдения) • Землетрясения • Техногенные: Пожар в гостинице «Ленинград» • Размыв • Авария энергосистемы • Гуманитарные: Кировский поток • Блокада Ленинграда • Транспортные: Столкновение поезда и трамвая (1930) • Падение троллейбуса в Фонтанку (1937) • Падение Ту-104 (1963) • Приводнение Ту-124 (1963) • Падение Ил-18 (1970) • Падение Ил-18 (1974) • Падение Ан-24 (1976) • Падение Л-410 (1979) • Падение Ту-104 (1981) • Падение Ан-2 (1985) • Падение Ту-154 (1991) • Падение Ан-24 (1991) • Падение Ми-2 (1992) • Выезд электропоезда на перрон (2002) |
← 1969 · Авиационные происшествия и инциденты 1970 года · 1971→ | |
---|---|
Катастрофа в Якутии (28 января) — Рейс 145 Аэрофлота (29 января) — Рейс 1661 Аэрофлота (1 апреля) — Рейс 3630 Аэрофлота (2 сентября) — Захват самолётов на Доусон-филд (6—8 сентября) — Угон Ан-24 Аэрофлота (15 октября) — Рейс 3012 Аэрофлота (31 декабря) |
|
Выделена наиболее тяжёлая катастрофа года |
Катастрофа Ил-18 под Ленинградом (1970).