Lt304888.ru

Туристические услуги

Катастрофа Ил-18 под Ленинградом (1970)

16-05-2023

Рейс 3012 Аэрофлота
Общие сведения
Дата

31 декабря 1970 года

Время

16:37

Характер

упал из-за потери подъёмной силы

Причина

ошибки пилотирования, обледенение

Место

близ аэропорта Шоссейная, Ленинградская область (РСФСР, СССР)

Координаты

(O)(O)

Воздушное судно


Ил-18В компании Аэрофлот

Модель

Ил-18В

Авиакомпания

Аэрофлот (Армянское УГА, Ереванский ОАО)

Пункт вылета

аэропорт Шоссейная (Ленинград, РСФСР)

Пункт назначения

аэропорт Звартноц (Ереван, АрмССР)

Рейс

3012

Бортовой номер

CCCP-75773

Дата выпуска

24 августа 1961 года (первый полёт)

Пассажиры

78

Экипаж

8

Погибшие

6

Раненые

26

Выживших

80

В четверг 31 декабря 1970 года под Ленинградом потерпел катастрофу Ил-18В компании Аэрофлот, выполнявший рейс 3012 (Ленинград—Ереван), в результате чего погибли 6 человек.

Содержание

Катастрофа

Выполнявший рейс 3012 самолёт Ил-18В с бортовым номером CCCP-75773 (заводской — 181003603) был построен в 1961 году и свой первый полёт совершил 24 августа, а общий налёт составлял 13 760 часов. Экипаж из 279 лётного отряда состоял из 8 человек:

  • КВС — Левон Христофорович Барикян
  • второй пилот — Сурен Тигранович Худавердян
  • штурман — Иван Васильевич Фатеев
  • бортмеханик Генрих Арташесович Тарвердян
  • бортрадист Оганес Татевосович Унанян
  • бортпроводники — Люся Цолановна Вартанян, Согомон Амбарцумович Петросян и Валерий Григорьевич Предин

Также на самолёте находились 78 пассажиров. Небо в это время было затянуто тучами с нижней границей всего 120 метров и шёл снег.

В 16:33:05 рейсу 3012 было дано разрешение занять исполнительный старт. А уже в 16:34:15 экипаж запросил разрешение на взлёт. В 16:35 со скоростью 250 км/ч самолёт взлетел с ВПП по магнитному курсу 99°. По свидетельствам очевидцев, взлёт произошёл с необычно большим углом тангажа, то есть с высоко задранным носом, после чего самолёт начало покачивать из стороны в сторону. Пролетев на высоте 30—50 метров около двух с половиной километров, Ил-18 замедлился до 200 км/ч, после чего по-прежнему с высоко поднятым носом и с небольшим правым креном начал терять высоту. Пролетев 5300 метров, самолёт хвостом врезался в землю в 2190 метрах от торца полосы и в 290 метрах правее её оси. От удара фюзеляж разломило пополам, после чего в землю врезалась кабина, а самолёт протащило по земле ещё 210 метров. Также от удара оторвало левое крыло и оба правых двигателя.

В катастрофе погибли все 6 человек, находившихся в кабине: оба пилота, штурман, бортмеханик, бортрадист, а также сопровождающий милиционер — майор Министерства внутренних дел Армянской ССР Никогосян Т. Т. Ранения получили 23 пассажира и все три бортпроводника.

Причины

По данным комиссии, время между занятием исполнительного старта и запросом на взлёт, заняло всего 70 секунд, что недостаточно для исполнения контрольной карты обязательных проверок перед взлётом. Спеша домой к новогодним праздникам, экипаж, в нарушение РЛЭ и контрольной карты, допустил ряд ошибок. В результате были не включены радиовысотомер, автомат МСРП-12 и противообледенительная система, а также забыли выключить автомат механизма стопорения рулей и главный выключатель запуска двигателей. Но что ещё более важно, экипаж изначально не выпустил закрылки, в результате чего подъёмная сила при взлёте была недостаточной, что и привело к высокому поднятию носа. Вкупе с обледеневшими винтами, повлекшей снижение силы тяги, скорость самолёта быстро уменьшилась, что привело к снижению подъёмной силы крыла и самолёт упал на землю.

См. также

Ссылки

  • Катастрофа Ил-18В Армянского УГА в районе а/п Пулково. Архивировано из первоисточника 7 апреля 2013. Проверено 12 марта 2013.

Катастрофа Ил-18 под Ленинградом (1970).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01