Lt304888.ru

Туристические услуги

Киприан (митрополит киевский)

20-10-2023

Киприан Киевский

Митрополит Киприан благословляет Дмитрия Донского и Владимира Серпуховского.
Миниатюра XVII века.
Имя в миру:

неизвестно

Рождение:

ок. 1330
Велико Тырново. Болгария

Смерть:

29 сентября 1406.
с. Голенищево. Россия

Почитается:

в Русской православной церкви

Прославлен:

в 1472 году

В лике:

святителей

День памяти:

 (27) мая (обретение мощей)
 (16) сентября

Митрополи́т Киприа́н; ок. 1330 — 16 (29) сентября 1406) — митрополит Киевский, Русский и Литовский (1375—1380), митрополит Малой Руси и Литвы (1380—1389), митрополит Киевский и всея Руси (1389—1406), единственный из митрополитов Владимиро-Московской Руси XIV века христианский политический деятель, не подчинившийся власти Золотой Орды, писатель, редактор, переводчик и книгописец.

Содержание

Биография

Святитель Киприна родился около 1330 года в г. Тырново, столице Тырновской Болгарии. Предполагают его принадлежность болгарскому роду Цамблаков, однако единственное основание для такого утверждения содержится в «Слове надгробном митрополиту Киприану», написанном Григорием Цамблаком: «Брат бяше нашему отцю»[1]. Эту фразу считают достаточным основанием для того, чтобы считать Киприана принадлежащим этому знатному роду[2]. Однако из контекста самого документа трудно сказать, что имел в виду автор, называя его «братом нашего отца». Полный текст звучит так: «…Понеже и отец ваш, иж плачю вам предлежит вина, брат бяше нашему отцю». Очевидно имеется ввиду всё же духовное родство Киприана с патриархом Евфимием"[3].

Год пострижения Киприана — неизвестен. Предполагают, что монашеский путь христианского служения он начал в Килифаревском монастыре[4] преподобного Феодосия Тырновского. Не оставляет сомнения его близость с учеником преподобного Феодосия и будущим патриархом Болгарии килифариевском пострижеником Евфимием Тырновским.

По всей видимости Киприан довольно рано оставил Болгарию и уехал сначала в Константинополь, а затем — на Афон, где подвизался в одном из афонских монастырей[5]. П. А. Сырку делает предположение, что в Константинополь он прибыл вместе со своим учителем преподобным Феодосием в числе четырёх сопровождавших его учеников, среди которых был и Евфимий[6], то есть в 1363 году.

В Византии Киприан сблизился с другим видным представителем исихазма, Филофеем Коккиным — константинопольским патриархом в 1354—1355 и 1364—1376 годах. Был его келейником и выполнял при нём обязанности апокрисиария.

Митрополит для Литвы

В русле своей объединительной политики, Константинополь (точнее, партия экс-императора Иоанна Кантакузина и патриарха Филофея) стремился к сохранению единой русской митрополии, сделав ставку на более верную Москву. Главной опасностью, угрожающей единству митрополии, было соперничество двух русских государств, литовского и московского, за право объединения под своим верховенством всех русских земель. Это имело непосредственное отражение на состоянии обширнейшей Киевской митрополии, которая оказалась фактически разделённой по границе этих государств. Тем более что митрополит всея Руси Алексий был по-существу главой московского государства. В результате, он потерял возможность посещать свои западные епархии, а великий князь Ольгерд требовал его водворения в титульном городе митрополии Киеве, находившемся под его контролем. Другим вариантом, приемлемым для Литвы, было создание отдельной Литовской митрополии[7]. О «своей» митрополии задумывались и в Москве. Константинополь вначале последовательно вёл промосковскую политику, но это привело к недовольству со стороны великого князя литовского Ольгерда, который писал жалобы на митрополита и угрожал переходом в латинство. Эту идею поддерживали и союзники Ольгерда тверские князья. На этом пути сохранить единство русской митрополии и всего русского православного мира было весьма затруднительно. Требовалась коррекция слишком промосковской политики[8]. А для начала в Литву патриарх отправил доверенного человека, который смог бы примирить Ольгерда и митрополита Алексия. Таким человеком и стал Киприан.

Около 1373 года Киприан был послан в Литву и на Русь для примирения литовских, смоленских и тверских князей с митрополитом всея Руси Алексием. Едет он через литовские земли, встречается с князьями Литовской Руси и находит у них поддержку. В будущем его будут обвинять на Москве именно за «литовство», но задачи у Киприана были явно более широкие, чем подыгрывать одной из противоборствующих сторон.

Зимой 1373/1374 года тверской князь Михаил отказался от претензий на Владимирское великое княжение, и митрополит Алексий снял с него наложенное ранее отлучение. В Тверь на вдовствующую кафедру был поставлен новый владыка Евфимий (Вислень). Киприан участвует в этом поставлении. В конце зимы Алексий ставит епископом Суздальским и Нижегородским печерского архимандрита и друга Киприана Дионисия, ещё одно яркое лицо русской церковной истории. Литва принимает активное участие в антитатарском движении: «Ходила Литва на татарове, на Темря, и быша межи их бой». Складывается мощная общерусская коалиция под главенством Москвы. Основу этой коалиции составляли, кроме Москвы, великие княжества Нижегородское и Тверское, великое княжество Литовское. Вероятнее всего заслуга дипломатического успеха принадлежит патриаршему послу Киприану.

Во время поездки с митрополитом Алексием в Переславль-Залесский, Киприан познакомился с преподобным Сергием Радонежским. Сблизился с северным русским монашеством, которое было близко ему по духу и политическим взглядам. Из Московского княжества вернулся в Литву. Способствовал развитию почитания в Литве Виленских мучеников и доставке частиц их мощей в Константинополь.

Однако вскоре положение осложнилось. Михаил Тверской в очередной раз получил ярлык от Мамая на великое Владимирское княжение. Произошло это не без интриг ненавистных патриарху Филофею генуэзцев. Генуя, имевшая серьёзные коммерческие интересы, связанные с Ордой, не была заинтересована в объединении русских земель и ослаблении татарского влияния на Руси. Её участие в интригах против сложившейся русской коалиции — более чем предположительно. Некто по имени Никомант Сурожани[9] и московский боярин Иван Вельяминов прибыли в Тверь и много постарались для возбуждения здесь антимосковских настроений. Именно Никомант ездил затем в Орду и исхлопотал ханский ярлык для князя Михаила. Михаил, вновь заявил свои права на Владимир и начал военные действия против Москвы. Вместе с Тверью от коалиции отошла и Литва. Дело закончилось походом княжеской коалиции Великой Руси в 1375 году во главе с Дмитрием Московским против Твери. В походе участвовало почти двадцать князей, представлявших практически всю северо-восточную Русь. Действия коалиции поддержал и Новгород Великий.

В это время с литовской стороны неожиданно пришла «ябеда» на митрополита Алексия. Автор «ябеды», судя по стилю, сам патриарший посол Киприан. В этих условиях в целях «крайней икономии» 2 декабря 1375 года патриарх Филофей рукоположил Киприана в митрополита Киевского, Русского и Литовского, а патриарший собор постановил, что после смерти митрополита Алексия Киприан должен быть «одним митрополитом всея Руси».[10] Митрополит Киевский и всея Руси Алексий жив и, несмотря на различие в титулах, совершенно ясно, что Киприан ставится по существу на уже занятую кафедру.

9 июня 1376 года Киприан прибыл в Киев, который находился под властью литовского князя Владимиром Ольгердовичем. Однако попытки через послов добиться признания своих полномочий от новгородцев и московского князя успехом не увенчались.

В самой Москве тоже далеко не все были заинтересованы в освобождении от татарской зависимости. И прежде всего так называемая боярская партия — окружение молодого великого князя. Причиной были всё те же коммерческие интересы, связанные с теми же генуэзцами. Поэтому Киприан был нежелателен и там.[11]

Таким образом, против объединительной политики Константинополя, которую проводит патриарх Филофей, оказывается как Генуя, и Золотая Орда, так и влиятельное московское боярство, поддерживаемое молодым великим князем. В это же время в самом Константинополе (в 1376 году) происходит переворот и к власти при поддержке генуэзцев приходит император Андроник IV. Патриарх Филофей был низложен, а на его место волей нового императора поставлен патриарх Макарий.

В 1376—1377 годах Киприан занимался делами «своей» части митрополии, довольно запущенными за годы конфликта. В частности совершил хиротонию на долго вдовствующую кафедру во Владимире-Волынском, возвращал церковные имения, которые оказались расхищенными боярами.[12]

Борьба за митрополию

12 февраля 1378 года умер митрополит Алексий. Согласно соборному постановлению, Киприан должен был распространить свои полномочия на всю митрополию. 3 июня из Любутска, он пишет игуменам Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому о намерении прибыть в Москву. Однако волей великого князя Дмитрия Ивановича в Москву он допущен не был и, более того, ограблен и после краткого заключения с позором выдворен за пределы княжества. Киприан поспешил под защиту Дмитрия и Владимира Ольгердовичей и 23 июня написал второе послание игуменам Сергию и Феодору, в котором доказывал о недопустимости поставления митрополита «по завещанию» и предал князя Дмитрия Ивановича анафеме[13].

Зимой Киприан отправился в Византию через Болгарию, был тепло встречен болгарским патриархом Евфимием, населением Тырново, в апреле-мае 1379 года прибыл в Константинополь. В июле Киприан участвовал в заседании Синода и 6 октября 1379 года как митрополит всея Руси подписал постановление патриархата. В Москве собор епископов по воле князя избрал княжеского духовника Митяя в митрополита «Великой Руси», но епископ Суздальский Дионисий объяснил князю, что поставление первосвятителя без воли Вселенского патриарха будет незаконно. Осенью 1379 года Митяй вынужден был поехать к патриарху. Его сопровождала представительная московская делегация, но близ Константинополя Митяй умер. В июне 1380 года, когда подкупленные московской делегацией члены Синода и новый патриарх Нил ставили в митрополиты «Киевские и Великой Руси» архимандрита переяславского монастыря Пимена, Киприан покинул Константинополь до соборного решения, таким образом оставшись митрополитом.

Вернувшись на Русь, Киприан благословил Андрея и Дмитрия Ольгердовичей на борьбу с Ордой. Андрей и Дмитрий Ольгердовичи с псковскими, полоцкими, друцкими, туровскими, брянскими полками, в союзе с двоюродным братом Дмитрием Михайловичем Боброком-Волынским и мужем своей сестры Елены Ольгердовны Владимиром Андреевичем Храбрым 8 сентября 1380 года участвовали в разгроме ордынских войск на Куликовом поле. 24 мая 1381 года митрополит Киприан был торжественно принят в Москве. Осенью 1381 года в Коломне поймали и сослали в Чухлому поставленного взяточником Нилом Пимена. Нил вскоре назначил отдельного митрополита на Галицкую Русь. В канцелярии митрополита Киприана был сделан список «всем градом рускым далным и ближним». Летом 1382 года Киприан был в Новгороде. Во время нашествия Тохтамыша на Москву (26 августа 1382 года) только что вернувшийся из Новгорода митрополит и великая княгиня с трудом успели выбраться из города, будучи при этом ограблены москвичами. Киприан отправился в Тверь, оттуда съездил в Новгород. Осенью 1382 года посол Тохтамыша выдал великокняжеский ярлык Дмитрию Ивановичу, княжич Василий был взят в заложники, Киприан был удален из Москвы, а Пимен возвращен к московскому митрополичьему престолу. Последователь Киприана Афанасий (Высоцкий) ушел к нему в Литву.

В 1385 году митрополит Киприан с Афанасием (Высоцким) отбыл в Константинополь, а оттуда на Афон. На Афоне митрополит Киевский и всея Руси переводил на русский язык ряд греческих текстов, в том числе и творения Дионисия Ареопагита. Киприан составил Евхологион, по которому позднее проводилась реформа в богослужебной практике русской церкви. На Афон Киприану писал патриарх Евфимий Тырновский. В 1387 году Киприан вернулся в Константинополь и 27 апреля в константинопольском Студийском монастыре закончил переписывать Лествицу Иоанна Синайского. 29 мая того же года он был послан императором Иоанном V Палеологом в Малую Русь с обязательством возвратиться в течение года. Летом 1387 года митрополит Киприан, взяв с собой сбежавшего из Орды и укрывшегося в Молдавии московского княжича Василия, прибыл в Литву. Киприан убедил Витовта возглавить антипольскую коалицию и обручил дочь Витовта Софью с Василием Дмитриевичем.[14] Затем Киприан вернулся в Константинополь.

Митрополит Киевский и всея Руси

В феврале 1389 года константинопольский собор при патриархе Антонии подтвердил низложение Пимена и полномочия Киприана как митрополита Киевского и всея Руси, а 19 мая умер Дмитрий Иванович. 1 октября 1389 года Киприан покинул Константинополь и, переплыв Черное море (попав при этом в бурю), через Белгород (Аккерман) и Киев 6 марта 1390 года прибыл в Москву. В Москве Киприан организовал проведение активных церковно-строительных и художественных работ. 9 января 1391 года он обвенчал Василия Дмитриевича с Софьей Витовтовной. Весной 1394 года ездил к новгородцам, от которых старался добиться восстановления утраченного в 1385 года при Пимене митрополичьего права на апелляционный суд в Новгороде. 26 августа 1395 года, во время приближения к Москве Тимура (Темир-Аксака), по инициативе Киприана из Владимира в Москву была перенесена Владимирская икона Божией Матери, а затем, после ухода Тимура, на месте ее встречи построена церковь и основан Сретенский монастырь.

В 1396—1397 годах Киприан находился в Литве, неоднократно встречался с великим литовским князем Витовтом и польским королем, вел с королем Владиславом II Ягайло переговоры о союзе православной и римско-католической церквей в борьбе с агрессией мусульман, писал об этом патриарху Антонию (1396 год), предлагая созвать общецерковный собор на Руси. По совету Киприана русские князья в 1398 году послали в Византию 20 тысяч рублей. Примерно в конце 90-х годов распространил свою власть на Молдовлахию и Галицию. В начале XV столетия жил в подмосковном селе, занимался книжной деятельностью. В 1404—1405 годах был в Литве и присутствовал при встрече Ягайло и Витовта в Милолюбе. В январе 1406 года вернулся в Москву.

Иоанн Мейндорф в своей работе «Византия и Московская Русь» (гл. 10) отмечает такой факт: за время своей деятельности с 1390 по 1406 годы митрополит Киприан ни разу не был ни в Орде ни в Константинополе, но дважды на длительные сроки (с 1395 по 1397 и с 1404 по 1405 годы)оставался в «землях королевства Польского». Автор полагает, что основной заботой Киприана там «явно было сохранение там православия».

За четыре дня до смерти Киприан продиктовал Духовную грамоту, которую велел прочесть при своем погребении. Почил 16 сентября 1406 года. Тело его было перенесено из Голенищева в Москву и предано земле в Успенском соборе Кремля.

Уже при преемнике Киприана митрополите Фотии, а в особенности — при Ионе многие сведения о деяниях Киприана или удалялись из рукописей, или приписывались Алексию и Сергию (Радонежскому). Весьма преуспел в этом Пахомий Логофет.[15]

Святители Фотий, Феогност и Киприан

Канонизация

Святые мощи его были обретены при перестройке Успенского собора 27 мая 1472 года и покоятся рядом с мощами святителя Московского Фотия — преемника святителя Киприана в управлении Русской Церковью.

Память святителя Киприана митрополита Киевского и всея Руси, святителя Московского и всея России чудотворца празднуется Русской Православной Церковью 16/29 сентября, 27 мая/9 июня и в день Собора Московских святых (воскресенье перед 26 августа/8 сентября).

«…святитель Киприан в смиренном величии нес духовный крест своего первосвятительства и оставался молитвенником и предстателем за Всероссийскую паству. Высокообразованный, книжный, монашеского устроения души человек, не политикан, он не затевал интриг, но ни на минуту не допускал мысли об отступлении от принятого послушания.» (Жития святых).

Киприан и Русская Церковь

Святитель Киприан распространил на Руси исихастскую традицию, осуществил литургическую реформу, ввел иерусалимский церковный устав. Занимался переводом с греческого и переписыванием южнославянских книг и при нем стала быстро увеличиваться в своем составе русская книжность. Протодъякон Киприана Спиридоний в 1379 году написал знаменитую Киевскую Псалтырь. При Киприане была проведена реформа и некоторая унификация русского церковного пения, музыкальной нотации и начался переход летосчисления с мартовского года на «сентябрьский», активизировалась монастырская колонизация северных пределов Руси, церковное строительство, украшение церквей. В Замоскворечье был построен митрополичий монастырь, первым игуменом которого был поставлен сподвижник Киприана Андроник.[16] Спасский собор Андроникова монастыря повторял особенности полоцкого Спасо-Преображенского храма.[источник не указан 285 дней]

Сотрудник Киприана Феофан Грек приехал в Новгород, где в 1378 году расписал церковь Спаса Преображения на Ильине улице.[17]

Под руководством Киприана митрополичьим иконником Андреем Рублевым была написана Троица,[18] по митрополичьей богословской программе в 1390-х годах созданы шедевры русской исихастской иконописи — Архангел Михаил с деяниями и Похвала Богоматери с Акафистом в клеймах. При Киприане в 1404 году афонский монах Лазарь Серб установил возле Благовещенской церкви первые в Москве часы с боем, нужные священнику для заполнения служб чтениями и руководства протяженностью церковного пения. В 1405 году в Благовещенской церкви трудились митрополичьи иконники Феофан, Прохор и Андрей. Киприан оказал влияние на оживление местного и общерусского летописания. С его именем связывают, в частности, завершенную уже после его смерти (статьей 1408 г.) Троицкую летопись.

Примечания

  1. ЧДОИР 1872 г. кн 1. отд. V. с.29.
  2. Архм. Леонид «Киприан до восшествия на Московскую митрополию». ЧДОИР 1867 г. кн. 2. с. 11.
  3. В контексте документа часто встречается мысль именно о духовном родстве, духовном отцовстве: «не учителя токмо, но иж и родителя, иже благодатию Пресвятаго Духа вас породи» (с. 26). В свою очередь и Евфимий назван «рожденiимъ насъ отцeмъ и учителемъ зельнымъ» (с. 27). См. так же Иоанн Мейендорф. «Византия и Русь» глава IX «Митрополит Киприан и московский сепаратизм» прим. 8.
  4. Никаких точных данных на этот счёт нет. Такое предположение высказывает П. А. Сырку. «К истории исправления книг в Болгарии в XIV веке.» т. 1, вып. 1 с. 252—253.
  5. Архм. Леонид предполагает появление Киприана на Афоне около 1356 года, однако, не подтверждая своих предположений документально. ЧДОИР 1867 г. кн. 2. с. 19.
  6. П. А. Сырку. «К истории исправления книг в Болгарии в XIV веке.» С. 403—404.
  7. На протяжении XIV века было несколько попыток образовать вторую русскую митрополию с центром в Галиче и Новогрудке.
  8. См. например. о. Иоанн Мейендорф «Византия и Московская Русь», Г. М. Прохоров «Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы» с. 36-47.
  9. Сурож в это время принадлежит генуэзцам.
  10. Соборное деяние о русском [митрополите] кир Киприане. // Протоиерей Иоанн Мейендорф. Византия и Московская Русь. Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке. YMCA-PRESS 11, rue de la Montagne-Ste-Genevieve. Paris, 1990.
  11. Характеризуя московскую политику конца 70-х годов XIV столетия, протоиерей Иоанн написал о яростном антилитовстве московской боярской партии которая отстаивала «московский сепаратизм, основанный на знакомой нам традиции лояльности Орде». См: Протоиерей Иоанн Мейендорф. Византия и Московская Русь. Глава IX. Митрополит Киприан и московский сепаратизм (1376—1381).
  12. О своей деятельности в Литве он сообщает во втором послании преподобному Сергию и Феодору Симоновскому
  13. Послание митрополита Киприана игуменам Сергию и Феодору.
  14. Быков А., Кузьмина О. Митрополит Киприан. Портрет на фоне эпохи // 1 сентября. История. 2001. № 22-23.
  15. Брюсова В. Г. Спорные вопросы биографии Андрея Рублева. // Вопросы истории. 1969, № 1. С. 35—48.
  16. О дате построения собора см: Брюсова В. Г. Спорные вопросы биографии Андрея Рублева. // Вопросы истории. 1969, № 1. С. 35—48.
  17. Betin L.V. Митрополит Киприян и Феофан Грек. // Études Balkaniques XIII (1977). № 1. Pp. 109—115.
  18. Ранний (1375 года) так называемый «рублевский» извод иконы св. Троицы сохранился в рукописи друга[источник не указан 285 дней] Киприана — Иоанна-Иосифа Кантакузина. См: Paris. gr. 1247.

Литература

  • Андреев В. Ф. Из истории Русской Церкви XIV—XV веков. Митрополит св. Киприан. Великий Новгород, 2008.
  • Betin L.V. Митрополит Киприян и Феофан Грек. // Et. Balkaniques XIII (1977). № 1. Pp. 109—115.
  • Быков А., Кузьмина О. Митрополит Киприан. Портрет на фоне эпохи // 1 сентября. История. 2001. № 22-23.
  • Глубоковский Н. Н. Св. Киприан. митрополит всея Руси (1374—1406), как писатель // Чтения в обществе любителей духовного просвещения. 1892—Февраль. С. 358—424.
  • Архм. Леонид «Киприан до восшествия на Московскую митрополию». ЧДОИР 1867 г. кн. 2. с. 11-32.
  • Дмитриев Л. А. Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы: К истории русско-болгарских литературных связей XIV—XV вв.//ТОДРЛ. 1963. Т 19. С. 215—254.
  • Прохоров Г. М. Древнейшая рукопись с произведениями митрополита Киприана // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник за 1978 г.—Л., 1979. С. 17—30.
  • Прохоров Г. М., Дробленкова Н. Ф. Киприан // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. М., 1988. С. 464—473.
  • Архангел Михаил хранитель святой Троицы: Из наследия преподобного Андрея Рублёва // Новая книга России. 2005. № 2, 3.
  • Ульянов О. Г. Митрополит Киприан и тропарь третьего часа. // Материалы ежегодной Богословской конференции ПСТБИ. М. 2001. С. 98-101.
  • Ульянов О. Г. Влияние Святой горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане (к 600-летию преставления святителя) // Человек верующий в культуре Древней Руси. Материалы международной конференции СПбГУ 5-6 декабря 2005 г. СПб., 2005. С. 88-100
  • Ульянов Олег Германович о свт. Киприане
  • Киприан (Цамблак) Сербианин, св. на сайте Русское православие
  • Митрополит Киприан В Библиотеке Якова Кротова
  • Иоанн Мейендорф. Византия и Московская Русь // Глава IX Митрополит Киприан и московский сепаратизм (1376—1381)
  • Киприан (святой митрополит киевский) Русский биографический словарь: В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896—1918.
  • Чешмеджиев, Д. Митрополит Киприан и култовете на българските светци — Studi Slavistici, V (2008), 15-30
Предшественник:
Алексий (митрополит Киевский)
Митрополит Киевский, Русский и Литовский
Митрополит Киевский и всея Руси

(1375 —12 февраля 1378)
(12 февраля 13781406)
Преемник:
Фотий (митрополит киевский)

Киприан (митрополит киевский).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01