Lt304888.ru

Туристические услуги

Классический киноформат

23-10-2023

Размеры и расположение изображения и фонограммы на фильме обычного формата

Обы́чный форма́т (классический формат) — неанаморфированный кинематографический формат, предусматривающий использование стандартной[1] перфорированной киноплёнки шириной 35-мм с классическим соотношением сторон получаемого на экране изображения и одноканальной оптической фонограммой (или пространством для нее) между изображением и перфорацией, с одной стороны. Обычный формат для съёмки и демонстрации кинофильма использует[2] сферическую (аксиально-симметричную) оптику и стандартную частоту 24 кадра в секунду. В СССР на 35-мм киноплёнке выпускались фильмы трёх разновидностей: «обычного формата», «кашетированные» и «широкоэкранные», о чём делалась соответствующая надпись на коробке с фильмокопией и зарядных ракордах. Поэтому, название «обычный формат» в кинематографическом обиходе заменило более правильное «классический».

Содержание

Техническое описание

Размеры и расположение изображения на киноплёнке для обычного формата регламентированы нормативными документами SMPTE и российскими стандартами. При киносъёмке пространство, предназначенное для совмещённой фонограммы на фильмокопии, остается пустым. Поэтому размеры кадра[3] негатива и позитива не отличаются, а кадровое окно кинопроектора лишь незначительно меньше размера исходного изображения, чтобы исключить появление каймы при проекции. Кадровое окно киносъёмочного аппарата обычного формата имеет размеры 16,0×21,95 мм по ГОСТ 24229—80[4][5], а полезный проецируемый на экран кадр — 15,29×20,96 мм. Поэтому классический формат может быть как производственным, так и прокатным, то есть с негатива обычного формата возможна контактная печать совмещённых фильмокопий в таком же формате[6].

Формат имеет академическое соотношение сторон 1,375:1, узаконенное 15 марта 1932 года Американской Академией киноискусства и использует шаг кадра в четыре перфорации, считающийся стандартным[7]. Обычно соотношение сторон «классического» кадра сокращают до 1,37:1, что также отражено в иногда употребляемом названии «Формат 137». Некоторые источники указывают цифру 1,33:1, что неверно, поскольку относится к телевидению стандартной чёткости и кадру немого кинематографа с другими размерами изображения, которое занимало всю ширину киноплёнки между перфорациями, не оставляя места под фонограмму. Кроме того, по сравнению с «немым кадром», обычный формат имеет более широкий межкадровый промежуток.

Фильмокопии обычного формата

Фильмокопии обычного формата могут печататься как контактным способом с такого же негатива, так и оптическим способом с негативов других форматов, причем соотношение сторон кадра у оригинального изображения может быть отличным от классического. В обычном формате при помощи оптических кинокопировальных машин могут быть напечатаны в том числе и фильмы, снятые в форматах с широким экраном — широкоэкранные и широкоформатные. При этом часть изображения теряется из-за несоответствия форматов. Поэтому при перепечатывании на обычный формат применяются специальные приспособления для изменения положения (Pan & scan) печатаемой области изображения-оригинала, «панорамируя» по широкому кадру в особо сложных сценах. Обычно этот процесс происходит при изготовлении совмещенного дубльнегатива. Практика перевода широкоэкранных и широкоформатных фильмов в обычный формат была повсеместной, поскольку киноустановок, оборудованных кинопроекторами обычного формата, во всем мире было подавляющее большинство. По этой же причине до изобретения техники Pan & scan компанией Panavision некоторые продюсеры широкоэкранных фильмов выпускали их в двух версиях, для чего проводили съёмки одновременно двумя киносъёмочными аппаратами, один из которых был обычного формата. Кроме того, перевод формата был необходим для полноэкранной демонстрации по телевидению.

Распространённость

За всю историю кинематографа обычный формат стал самым долгоживущим из всех существующих[6]. Подавляющее большинство кинокартин снято в этом формате, благодаря распространенности съемочного и проекционного оборудования. Именно в обычном формате снималась практически вся кинохроника, научно-популярные фильмы и мультипликация. Классический формат был стандартом для большей части технических киносъёмок. Технология скрытого кашетирования также предполагала изготовление негатива обычного формата, который впоследствии использовался целиком для мастеринга оптических видеодисков. Однако, на сегодняшний день обычный формат применяется только при печати прокатных фильмокопий для малобюджетных кинотеатров. Киносъёмочная аппаратура обычного формата давно не производится, уступив место аппаратуре, рассчитанной на более универсальный формат «Супер-35», пригодной также для съёмки в классическом формате после замены кадровой рамки. Наступление цифровых технологий кинопроизводства приводит к вытеснению киноплёнки из кинематографа. Лишь часть копий современных фильмов выпускается на киноплёнке и печатаются они по большей части, в кашетированных форматах.

Примечания

Источники

  1. Коноплёв, 1975, с. 27
  2. Типы и форматы киноплёнки  (рус.). Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 10 мая 2012.
  3. 35-мм киноплёнки  (рус.). Cinema-museum.net. Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 10 мая 2012.
  4. ГОСТ 24229-80 Аппараты киносъемочные 70-, 35- и 16-мм. Экспонируемые поля. Размеры и расположения  (рус.). Gostedu.ru (1 января 1982). Проверено 10 мая 2012.
  5. Аппараты киносъемочные 70-, 35- и 16-мм. Экспонируемые поля. Размеры и расположения. Методы контроля  (рус.). Complexdoc.ru (1 января 1980). Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 10 мая 2012.
  6. 1 2 Гордийчук, 1979, с. 10
  7. Форматы кадра  (рус.). Кинофотопроцессы. Леонид Коновалов (18 ноября 2011). Архивировано из первоисточника 16 октября 2012. Проверено 26 сентября 2012.

Литература

  • Б. Н. Коноплёв Глава II. Классификация кинофильмов // Основы фильмопроизводства. — 2-е изд. — М.: Искусство, 1975. — С. 25. — 448 с.
  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль Раздел I. Системы кинематографа // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.,: «Искусство», 1979. — С. 8, 9.

Ссылки

  • Ольга Бессмельцева, Юрий Косарский Формат кадра и восприятие телевизионного изображения // «625» : журнал. — 2004. — № 4. — 0869-7914.

Классический киноформат.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01