Lt304888.ru

Туристические услуги

Клеомен I

16-05-2023

Клеомен I Эврисфенид
Κλεομένης Α' της Σπάρτης
Царь Спарты
около 520 года до н. э. — около 490 года до н. э.
Предшественник: Анаксандрид
Преемник: Леонид I
 
Рождение: середина VI века до н. э.
Спарта
Смерть: около 487 года до н. э.[1]
Спарта
Династия: Агиады
Отец: Анаксандрид
Дети: Горго

Клеомен I Эврисфенид (середина VI века до н. э.—около 487 года до н. э.)— царь Спарты (около 520 года до н. э.—около 490 года до н. э.).

В 510 до н. э. повёл спартанское войско в Аттику и помог прогнать Писистратидов (по настоянию дельфийского оракула). Во время распри между Клисфеном и Исагором, Клеомен поддерживал последнего и занял Афины, но из-за всеобщего восстания афинян был вынужден покинуть Афины. В 494 году до н. э. Клеомен при Сепее одержал большую победу над аргосцами, в 491 году до н. э. лишил престола своего товарища по царской власти — Демарата. В Спарте возникла сильная оппозиция против Клеомена; он бежал в Фессалию, потом в Аркадию, где подстрекал местных жителей к войне со Спартой; спартанцы призвали его обратно, но вскоре по возвращении Клеомен, он умер при невыясненных обстоятельствах

Содержание

Источники

Источников о Клеомене мало. Главным источником о Клеомене является «История» Геродота[2]. Неоднократно Геродот в различных экскурсах обращался к каким-либо событиям его жизни (особенно часто — в пятой и шестой книгах). Именно из «Истории» известно об обстоятельствах, сопутствовавших рождению Клеомена и его приходу к власти, об основных его военных мероприятиях, об особенностях его внешней и внутренней политики, о конфликте с другими органами власти, который привёл к падению Клеомена и о странных обстоятельствах его смерти. «Клеоменовские» экскурсы Геродота разрозненны в его труде, и не все описанные в них события поддаются точной датировке[3].

Более поздние упоминания Клеомена восходят к Геродоту[3], в частности, пассаж Аристотеля, посвящённый походам Клеомена на Афины в последнем десятилетии VI в. до н. э.[4] Краткие упоминания отдельных эпизодов, связанных с Клеоменом, встречаются у писателей-антикваров римского времени: Павсания, Элиана, Полиена, Плутарха[3]. В частности, у Плутарха приводится большая сводка изречений Клеомена[5].

Происхождение

Царь из рода Агиадов Анаксандрид II (англ.)русск. был женат на своей племяннице. Его супруга долгое время была бездетной. Согласно Геродоту, эфоры посоветовали царю «отпустить свою жену» и взять другую, чтобы не прекратился царский род. Анаксандрид ответил, что не поступит таким образом, так как не может отвергнуть ни в чём не повинную супругу. Тогда эфоры и геронты разрешили царю стать двоежёнцем. От второй жены у него родился мальчик, впоследствии ставший царём Клеоменом I. Вскоре и первая жена, ранее считавшаяся бездетной, родила одного за другим трёх сыновей[6][7].

Когда Анаксандрид умер, то стал вопрос о престолонаследии. На стороне Клеомена было старшинство, в то время как Дорией указывал на то, что родился от первого и как бы более законного брака. Кроме того, он отличался физической силой и мужественной внешностью, а Клеомен не отличался хорошим здоровьем. Возможно также, что последний страдал какой-то формой психического расстройства. Для придания решению легитимности, скорее всего, было созвано народное собрание. Эфоры и геронты надеялись, что царь, выглядевший не очень здоровым и получивший власть благодаря им, будет послушным орудием в их руках. В конечном итоге вопрос был разрешён в пользу Клеомена. Несогласный с таким решением Дорией покинул Спарту[8][9].

Правление Клеомена

Начало правления Клеомена датируется серединой 20-х годов VI века до н. э.[8] Согласно Плутарху, он уже был царём в конце правления Поликрата, который был убит персами в 522 году до н. э.[10]

Вопреки ожиданиям, Клеомен проявил себя одним из самых сильных и решительных спартанских правителей. Он был яркой личностью, крупным полководцем, тонким дипломатом[8]. Клеомен, в отличие от большинства спартанцев, отличался крайней беспринципностью при достижении собственных политических целей и прибегал к фальсификациям в религиозной сфере. На протяжении всего своего царствования Клеомен поддерживал прочные контакты с дельфийскими жрецами и стал там очень влиятелен. Кроме того, Клеомен проводил активную внешнюю политику, направленную на усиление позиций Спарты в Греции[11].

Первые походы

Пелопоннес и Средняя Греция в древности

Точная дата похода Клеомена в Арголиду неизвестна. Встречаются две возможные даты этого похода — около 520 и 494 г. до н. э. Историки, поддерживающие 494 год до н. э., в качестве аргумента приводит то обстоятельство, что Дельфийский оракул дал общее прорицание аргосцам и милетянам. В предсказании аргивянам содержался намёк на одно из событий похода на Аргоса, а в предсказании милетянам говорилось, что Милет будет захвачен варварами. Так как Милет пал в 494 году до н. э. под ударами персидских войск, считали, что в этом же году был и поход Клеомена в Арголиду[12]. Сторонники более ранней даты ссылаются на тот факт, что в походе участвовали оба царя, Клеомен и Демарат, а между тем известно, что после ссоры между теми же царями в 506 году до н. э. был принят закон, запрещавший обоим царям одновременно выступать в поход[12]. К тому же, Павсаний писал, что поход состоялся сразу после начала правления Клеомена. Перед походом Клеомену удалось заручиться благоприятным предсказанием оракула[13]. При переходе спартано-аргосской границы на реке Эрасин были получены неблагоприятные результаты гадания по жертвам. Реку он переходить не стал, а переправил войско в Арголиду морским путём[13].

Узнав о высадке Клеомена, аргивяне выступили навстречу ему. Противники расположились у селения Сепея, близ Тиринфа. Устрашённые неблагоприятным предсказанием Дельфийского оракула, аргивяне решили подражать действиям спартанского глашатая[14]. Заметив это, Клеомен приказал своим воинам идти в атаку по знаку глашатая к завтраку. В результате спартанцы напали на приступивших к завтраку аргивян и многих из них перебили. Бежавшие укрылись в священной роще, посвящённой Аргосу, где и были окружены спартанцами[15].

Тогда Клеомен сделал вот что. Узнав от перебежчиков имена запертых в святилище аргосцев, он велел вызывать их поименно, объявляя при этом, что получил уже за них выкуп (выкуп же за каждого пленника установлен у пелопоннесцев по 2 мины). Так Клеомен вызвал одного за другим около 500 аргосцев и казнил их. Оставшиеся в святилище не знали о их судьбе, так как роща была густая и те, кто там находился, не могли видеть, что происходит снаружи, пока кто-то из них не влез на дерево и не увидел сверху, что там творится. Тогда, конечно, никто уже больше не вышел на зов.

— Геродот. VI. 79

После этого спартанский царь посетил Герайон, религиозный центр Арголиды, и лично совершил там жертвоприношение, причём жрец, пытавшийся ему воспрепятствовать, был отогнан от алтаря и подвергнут бичеванию[16].

По возвращении в Спарту Клеомен был подвергнут суду эфоров. Его обвиняли в том, что он не извлек из победы всего возможного и не взял вражеский город. Однако царь сумел оправдаться, заявив, что полученное им при жертвоприношении в Герайоне знамение исключало успешный исход осады Аргоса[17].

Около 519 года до н. э. Клеомен с войском находился в Беотии. Целью столь дальней экспедиции была, вероятно, защита Дориды от территориальный притязаний фокидян[18]. Дорида считалась исторической родиной дорийцев, и потому спартанцы оказывали им военную помощь[18]. Также фокидяне претендовадли на контроль над Дельфами, находившимися на их территории. Когда Клеомен был в Беотии, жители Платей, теснимые Фивами, стремившимися распространить своё влияние на все беотийские города, обратились к спартанскому царю с просьбой о помощи, то есть о вступлении в Пелопоннесский союз. Клеомен отказал им, сославшись на невозможность оказания помощи из-за большого расстояния между Спартой и Платеями, и посоветовал обратиться к афинянам. Афиняне и платейцы заключили союз. Согласно Геродоту, целью царя, давшего такой совет, было спровоцировать враждебные отношения Афин и Фив[19].

Афинская политика

Беотия и Аттика

Афины, значительно усилившиеся в период тирании Писистратидов, находились в дружественных отношениях со Спартой вплоть до конца VI века до н. э.

Изгнанные из Афин Алкмеониды, потерявшие надежду примириться с тираном Гиппием и потерпевшие поражение при попытке вернуться с применением военной силы, решили действовать другим путём. Алкмеониды приняли активное участие в восстановлении Дельфийского храма, в результате чего их влияние в Дельфах значительно возросло. Лидер Алкмеонидов Клисфен подкупил Пифию, чтобы она, когда спартанцы вопрошали оракул, отвечала им, что божество велит освободить Афины от тирании[20]. Кроме того, и у дельфийского жречества были свои причины желать, чтобы Писистратиды были свергнуты: тираны решили сделать Афины крупным религиозным центром, что должно было несколько оттеснить Дельфы с позиции важнейшего религиозного центра. Высказывалось предположение, что и Спарта была заинтересована в свержении тирании, так как прекрасно укладывалось бы в русло антитиранической политики Спарты и способствовало бы вовлечению Афин в спартанскую сферу влияния[21].

В конце концов благочестивые спартанцы решили отправить экспедицию против Афин. Первый поход, возглавляемый неким Анхимолием, закончился безуспешно. Спартанцы прибыли на кораблях к Фалеру и были разбиты фессалийцами, союзниками Гиппия[20]. После этой неудачи эфоры решили направить более многочисленное войско во главе с Клеоменом. Спартанцы вторглись в Аттику с суши и нанесли поражение фессалийской коннице, которая была вынуждена отступить перед спартанской фалангой. Клеомен вступил в город и осадил Акрополь, где находился Гиппий[22]. Осада длилась безуспешно до тех пор, пока спартанцы не захватили в плен сыновей тирана. В обмен на их свободу Писистратидам пришлось покинуть Аттику[23].

После свержения тирании за власть в Афинах стали бороться две аристократические группировки. Одну из них возглавлял Клисфен, другую — Исагор (возможно, он был из рода Филаидов)[24]. Последний был избран архонтом-эпонимом на 508/507 год до н. э. Терпя поражение, Клисфен обратился к демосу, желая привлечь его на свою сторону и предложив программу демократических реформ[25]. Пользуясь поддержкой народа, Клисфен увеличил своё влияние и добился избрания архонтом-эпонимом своего родственника Алкмеона. Исагор обратился за помощью к Клеомену[26]. Сначала спартанский царь отправил в Афины гонца с требованием изгнать «осквернённых» Алкмеонидов. Клисфен тайно бежал из города. Клеомен снова вступил в Афины, приказал изгнать 700 семейств из числа сторонников Алкмеонидов и попытался вместо прежнего Совета учредить некий «Совет Трёхсот», состоящий из приверженцев Исагора[27]. Последнее требование означало бы установление крайней олигархии, что вызвало недовольство афинян[28]. Клеомен и Исагор со своими людьми заняли Акрополь и были осаждены. На третий день осады было заключено перемирие, по которому спартанцам и приверженцам Исагора было разрешено покинуть страну[27].

Афиняне ожидали мести со стороны Клеомена и того, что он снова прибудет в Аттику с более многочисленными войсками. Поэтому они отправили посольство в Персию и даже дали лидийскому сатрапу «землю и воду», что означало подчинение державе Ахеменидов. На родине, однако, послы были осуждены. В 506 году до н. э. большая армия Пелопоннесского союза во главе с обоими царями двинулась в Аттику. Тайной целью Клеомена было установление тирании Исагора. Впрочем, возможно, это лишь догадка Геродота, а на самом деле спартанцы хотели установить олигархию в Афинах[29]. Пелопоннесцы заняли Элевсин, с севера вторглись беотийцы, с востока — халкидяне[30]. Однако внезапно в пелопоннесском войске начались раздоры. Коринфяне отказались от участия в военных действиях и вернулись домой. За ними последовали и многие другие союзники. Царь Демарат выразил своё согласие с коринфянами и отправился в Спарту[31]. Спартанцы были вынуждены отступить. Пользуясь их оступлением, афиняне атаковали беотийцев и халкидян и нанесли им поражение[32]. Публичный конфликт между двумя царями вызвал большой скандал, после которого в Спарте был принят закон, запрещающий обоим царям командовать войском[33].

Несколько лет спустя Клеомен вновь попытался организовать поход на Афины и предложил восстановить в качестве тирана Гиппия. Вероятно, он рассчитывал на группировку его приверженцев в Афинах. Гиппий был приглашён из Сигея в Спарту, и по этому поводу собрался конгресс Пелопоннесского союза. Коринфяне высказались против этого, и с ними согласилось большинство союзников[34].

Персидский вопрос

Держава Ахеменидов

В «персидском вопросе» Клеомен занял осторожную позицию невмешательства[35]. Когда около 520 года до н. э. в Спарту прибыли послы с Самоса, просившие помощи против персов, он решительно отклонил их просьбу и приказал послам удалиться с территории Спарты[36][37]. В 513 году до н. э. в Спарту явилось скифское посольство с предложением союза против персов. Скифы обили вторжение Дария и теперь стремились перейти в наступление. Хотя союз и был заключён и даже велись переговоры о совместных действиях, спартанцы ничего не предприняли против персов[38]. Клеомен, очевидно, опять осторожничал[35]. Согласно Геродоту, скифы якобы научили Клеомена пить по их обычаю неразбавленное вино, от чего он позже сошёл с ума.

В 499 году до н. э. вождь восставших ионийцев Аристагор отправился в европейскую часть Эллады для привлечения союзников. Первым пунктом остановки посольства была Спарта, где Аристагор вёл переговоры с царём Клеоменом. В своей речи он указывал не столько на освобождение собратьев-эллинов от персидского владычества, сколько на лёгкость возможной победы над империей Ахеменидов и на перспективу огромного обогащения в случае её завоевания[39][40]. Его слова не произвели на спартанца впечатления, и он ответил отказом. Видя неуспех своей миссии, лидер восстания отправился в дом царя и начал предлагать ему всё больше и больше денег, пока не пообещал 50 талантов. Находившаяся рядом малолетняя дочь Горго воскликнула: «Отец! Чужеземец подкупит тебя, если ты не уйдёшь!». Обрадованный советом, Клеомен удалился, а посольству ионийцев пришлось, ничего не добившись, покинуть Спарту[41].

В 491 году до н. э. Дарий отправил в островные полисы Греции с требованием дать ему «землю и воду», то есть признать свою зависимость от Персии. Многие из них, в том числе Эгина, вынуждены были согласиться[42]. Эгина была важным торговым центром в Сароническом заливе, и её принятие условий Дария говорило о масштабе и близости персидской опасности[40]. Соперничащие с эгинцами афиняне попросили спартанцев наказать Эгину, тем более что она входила в Пелопоннесский союз. Клеомен лично отправился на Эгину с целью схватить лидер проперсидской группировки[43]. Однако в его отсутствие Демарат обвинил Клеомена в том, что он действует незаконно, без санкции органов власти. Возможно, Клеомена обвиняли также и в подкупе афинянами. Высказывалось предположение, что уже в это время в Спарте существовала персофильская группировка, возглавляемая Демаратом[44]. Но скорее всего, здесь имели место дружественные отношения Демарата с некоторыми представителями полисных элит, которые оказались в лагере персофилов[44]. Возможно, Демарат поддерживал ксенические отношения с одним из вождей проперсидской группировки, Криосом[44], который, согласно Геродоту, противодействовал Клеомену «по приказанию Демарата»[45].

В ответ Клеомен стал распускать слух о том, что Демарат не является сыном царя Аристона и потому занимает трон незаконно. Клеомен договорился с Леотихидом, родственником Демарата и его врагом, чтобы тот утверждал, что Демарат — не сын Аристона[46].

Принеся клятву, Левтихид напомнил слова, вырвавшиеся у Аристона, когда слуга сообщил царю весть о рождении сына. Тогда царь, сочтя по пальцам месяцы, поклялся, что это не его сын. Левтихид особенно ссылался на эти слова царя в доказательство того, что Демарат — не сын Аристона и незаконно присвоил себе царское достоинство. Свидетелями он вызвал тех эфоров, которые заседали тогда в совете вместе с Аристоном и слышали его слова.

— Геродот. VI. 65

По этому поводу возникли разногласия. Было решено обратиться к Дельфийскому оракулу. Клеомен каким-то образом, возможно, путём подкопа, привлёк на свою сторону жреца Кобона, который убедил пифию дать угодный Клеомену ответ[47]. Клеомен, вероятно, опирался на традиционные связи Дельф со Спартой и мог иметь ксенические отношения с семьёй Кобона[48]. Демарат лишился престола, и его занял Леотихид. Вскоре оба царя прибыли на Эгину и арестовали десятерых наиболее влиятельных персофилов. Они были отправлены в качестве заложников в Афины[49].

Изгнание. Возвращение в Спарту и смерть

Однако вскоре Клеомен был официально обвинён в фальсификации предсказания. Не дожидаясь суда, он покинул Спарту и бежал в Фессалию. Высказывалось предположение, что в тексте Геродота есть ошибка, и вместо «Фессалия» следует читать «Селласия» (город в Северной Лаконии)[50]. Затем Клеомен попал в Аркадию и развил там бурную деятельность, побуждая аркадян к выступлению против Спарты. Аркадяне оказали ему поддержку и даже принесли ему присягу на верность[51]. Это свидетельствует об авторитете спартанских царей среди союзников и показывает готовность аркадян при первой же возможности отложиться от спартанцев[52]. Некоторые современные историки считают, что Клеомен побуждал также мессенских илотов к восстанию[53]. По словам Платона, около 490 года до н. э. произошло какое-то восстание илотов[54]. Некоторые историки связывают это сообщение с антиспартанской деятельностью Клеомена в Аркадии[53].

Антигосударственная деятельность Клеомена сделала его в глазах спартанской элиты государственным преступником[55]. Не имея возможности вернуть его в Спарту силой, эфоры вернули ему престол, а вскоре Клеомен, по официальной версии, покончил жизнь самоубийством. Согласно Геродоту, сразу же после возвращения из Аркадии Клеомен впал в безумие и покончил жизнь самоубийством, нанеся себе множество ран[56]. Судя по всему, Геродот озвучил официальную спартанскую версию, согласно которой царь довел себя до безумия из-за распущенности и безудержного пьянства)[57]. Сам Геродот, по-видимому, не очень верил версии о безумии Клеомена как результате пьянства и склонялся к тому, что это была божественная кара за святотатственный поступок царя в истории с Демаратом[58]. Традиции о природном слабоумии, сумасбродстве и пьянстве Клеомена противоречат многочисленные данные об его многолетней и вполне успешной военно-политической карьере. Во всяком случае, Клеомен был объявлен сумасшедшим и на этом основании подвергнут аресту. Это произошло по инициативе родственников — единокровных братьев Леонида и Клеомброта и дочери Горго, бывшей уже женой Леонида. Леониду, как престолонаследнику, было крайне выгодно скорейшее устранение Клеомена[57]. Современные историки сомневаются, что Клеомен покончил с собой. Вероятно, он был убит по приказу эфоров или Леонида[57].

Примечания

  1. Печатнова, 2006, с. 46
  2. Суриков, 2005, с. 236
  3. 1 2 3 Суриков, 2005, с. 237
  4. Аристотель. Афинская полития. 19. 5 — 20. 3
  5. Плутарх. Моралии. 223а —224b
  6. Геродот. История V. 39—41
  7. Суриков, 2005, с. 240—241
  8. 1 2 3 Суриков, 2005, с. 241
  9. Геродот. История V. 41
  10. Плутарх. Моралии. 223d
  11. Суриков, 2005, с. 242
  12. 1 2 Суриков, 2005, с. 246
  13. 1 2 Геродот. VI. 76
  14. Геродот. VI. 77
  15. Геродот. VI. 78
  16. Геродот. VI. 80
  17. Геродот. VI. 82
  18. 1 2 Суриков, 2005, с. 247
  19. Геродот. VI. 108
  20. 1 2 Геродот. V. 63
  21. Суриков, 2005, с. 250
  22. Геродот. V. 64
  23. Геродот. V. 65
  24. Геродот. V. 66
  25. Геродот. V. 69
  26. Геродот. V. 70
  27. 1 2 Геродот. V. 72
  28. Суриков, 2005, с. 254
  29. Суриков, 2005, с. 257
  30. Геродот. V. 74
  31. Геродот. V. 75
  32. Геродот. V. 77
  33. Геродот. V. 75
  34. Геродот. V. 91—92
  35. 1 2 Суриков, 2005, с. 260
  36. Геродот. III. 148
  37. Плутарх. Моралии. 224a
  38. Геродот. VI. 84
  39. Геродот. V. 49—50
  40. 1 2 Суриков, 2005, с. 262
  41. Геродот. V. 51
  42. Геродот. VI. 49
  43. Геродот. VI. 50
  44. 1 2 3 Печатнова, 2006, с. 40
  45. Геродот. VI. 51
  46. Геродот. VI. 65
  47. Печатнова, 2006, с. 43
  48. Печатнова, 2006, с. 44
  49. Геродот. VI. 73
  50. Суриков, 2005, с. 265
  51. Геродот. VI. 74
  52. Печатнова 1, 2006, с. 56
  53. 1 2 Печатнова 1, 2006, с. 57
  54. Платон. Legg. III. 698е
  55. Печатнова 1, 2006, с. 60
  56. Геродот. VI. 75
  57. 1 2 3 Суриков, 2005, с. 266
  58. Геродот. VI. 84

Литература

Источники

Исследования

  • Кулишова О. В. Спартанский царь Клеомен и Дельфы // Мнемон. — СПб., 2003. — В. 2. — С. 65—88.
  • Печатнова Л. Г. Царь Клеомен и дела о коррупции // Вестник СПбГУ. — 2006. — В. 2.
  • Печатнова Л. Г. Античное предание о гибели спартанского царя Клеомена I // Античный мир и археология. — Саратов, 2006. — В. 12. — С. 52—65.
  • Печатнова Л. Г. Противостояние Клеомена и Демарата (К вопросу о соотношении властных структур в Спарте) // Вестник древней истории. — 2006. — № 4. — С. 29—49.
  • Строгецкий В. М. О датировке битвы при Сепее // Вестник древней истории. — 1979. — № 4. — С. 108—117.
  • Строгецкий В. М. Некоторые особенности внутриполитической борьбы в Спарте в конце VI — начале V в. до н.э. Клеомен и Демарат // Вестник древней истории. — 1982. — № 3. — С. 38—49.
  • Суриков И. Е. Глава IV. Клеомен I: «рождение личности» в Спарте // Античная Греция: политики в контексте эпохи: архаика и ранняя классика. — М.: Наука, 2005. — С. 212—271. — 351 с. — ISBN 5-02-010347-0
  • Клеомен, спартанские цари // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Предшественник:
Анаксандрид
Царь Спарты
из рода Агидов

520 до н. э.491 до н. э.
Преемник:
Леонид I

Клеомен I.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01