23-04-2023
Компью́терный руль — игровой контроллер, имитирующий автомобильный руль. Применяется для игры в компьютерные игры — автосимуляторы.
Помимо рулевого колеса и двух (трёх) педалей, в компьютерном руле могут быть такие органы управления.
Компьютерный руль является потомком джойстика; первые рули действительно эмулировали двухосный джойстик. Существуют два рудимента того времени; если первый остался лишь в отдельных играх (например, Grand Theft Auto 3), то второй всё ещё активно используется.
При игре на джойстике, если толкнуть ручку от себя, машина разгоняется; если потянуть — тормозит. В первых рулях нажатие на педаль газа имитировало движение ручки вперёд; нажатие тормоза — назад. При одновременном нажатии двух педалей они нейтрализовали друг друга. Такая конструкция называется «спаренные педали».
На спаренных педалях невозможны некоторые приёмы экстремального вождения, которым требуется одновременное нажатие газа и тормоза:
В современных рулях газ и тормоз являются разными осями; в некоторых моделях спаренные педали можно включить для совместимости со старыми играми.
Последовательное (англ. sequential shifting) переключение передач (R-N-1-2-3-…) является стандартом, который играми поддерживается безусловно, так как для работы в этом режиме достаточно двух кнопок. В реальной жизни на гоночных автомобилях с последовательными коробками нейтраль и задний ход включаются отдельными кнопками, а не основным рычагом переключения.
Современные игры начинают поддерживать «прямое» (англ. direct shifting) переключение передач: игрок, как в обычной механической коробке, переводит рычаг на нужную передачу. В компьютерных рулях высокого класса бывает рычаг прямого переключения на 6-7 передач (не считая заднего хода).
Играющие на игровом порту часто жалуются на замедленную реакцию руля по сравнению с рулём обычного автомобиля. Замечено, что при переходе с игрового порта на USB надо практически сначала учиться плавному рулению.
В дешёвых рулях поведение педали тормоза сильно отличается от реального. Сцепление есть лишь в дорогих рулях и в самых последних играх.
В самих играх может быть аркадная физика: другая реакция игры на руль, другое поведение force feedback'а. Практически все игры более терпимы к огрехам переключения передач, чем реальные автомобили.
Наконец, сидящий в автомобиле чувствует перегрузки, в то время как симрейсеру остаётся надеяться только на изображение, звук и force feedback руля.
Пояснения:
Руль | Поворот | Огран. поворота | Датчики | Диаметр | Анти-люфт | Покрытие | К-во педалей | К-во осей | Отдача | Блок КПП | Ручной тормоз | Обзоры |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Logitech | ||||||||||||
G25 | 900 | Произвольное | Оптика | 28 | Да | Кожа | 3 | 4 | Обратная связь, два мотора | 6-поз. / секвентальная | Нет | Страна Игр, Joysticks.ru, Домашний ПК |
G27 | 900 | Произвольное | Оптика | 28 | Кожа | 3 | 4 | Обратная связь, два мотора | 6-поз. | Нет | GT fan, InsideSimRacing | |
Logitech Driving Force™ GT | 900 | Произвольное | Оптика | 28 | Резина | 2 | 3 | Обратная связь | секвентальная | Нет | сравнение нескольких рулей | |
Driving Force™ Pro | 900 | Произвольное | Оптика | 25 | Нет | Резина | 2 | 3 | Обратная связь | секвентальная | Нет | Игруха |
MOMO Racing | 230 | Нет | Оптика | 25 | Нет | Резина | 2 | 3 | Обратная связь | секвентальная | Нет | iXBT |
Formula™ Force EX | 180 | Нет | Резина+пластик | 2 | 3 | Обратная связь | Нет | Нет | Terralab, Hard’n’Soft | |||
Thrustmaster | ||||||||||||
thrustmaster t500rs | 1080 | Произвольное | Оптика | 30 | 3 | 5 | Обратная связь осуществляется на базе промышленного электромотора (3000 об/мин, 65 Вт, 150 мНм) | отдельно | отдельно | обзор, на что способна отдача | ||
Rally GT Force Feedback Pro Clutch Edition |
270 | Нет | потенциометры | 24 | Резина | 3 | 5 | Ременная обратная связь | Секвентальная | Аналоговый | ||
Force Feedback GT | 270 | Нет | Потенциометры | 25 | нет | Резина | 2 | 3 | Шестерни, обратная связь | Секвентальная | нет | Omar |
Ferrari GT 2-in-1 Force | 240 | Нет | Резина+пластик | 2 | Ременная обратная связь | Нет | Нет | Terralab, Hard’n’Soft | ||||
F1 Force Feedback Racing Wheel |
150 | Нет | 28 | Резина+пластик | 2 | 3 | Ременная обратная связь | Нет | Нет | iXBT | ||
Act Labs | ||||||||||||
Force RS | 270 | нет | потенциометры | 27 | кожзаменитель | 2 (3 с дополнительным блоком педалей) | 3 (4 c дополнительным блоком педалей) | ременная, обратная связь | нет (7-позиционная с дополнительным блоком) | нет | 3dnews | |
Fanatec | ||||||||||||
Porsche 911 Turbo | 900 | Произвольное | Оптика | 30 | Да | Кожа | 3, беспроводные | 4 | Ременная обратная связь + 2 вибромотора | 6-поз. + секвентальная | Нет | Terralab |
Genius | ||||||||||||
Speed Wheel 3 Vibration | Нет | Пластик | 2 | Вибрация | Нет | Нет | Hard’n’Soft | |||||
Speed Wheel RV FF | 270 | Нет | 26 | Резина+пластик | 2 | Обратная связь | Секвентальная | Нет | HardwarePortal | |||
Диалог | ||||||||||||
GW-21FB | 270 | Нет | 25 | Резина+пластик | 2 | Обратная связь / вибрация | Секвентальная | Нет | Hard’n’Soft | |||
GW-300 | 180 | Нет | 26 | Резина+пластик | 2 | 2 | Нет | 4-поз. | Есть | iXBT | ||
GW-301 | 180 | Нет | 26 | Резина+пластик | 2 | 2 | Вибрация | 4-поз. | Есть | |||
Defender | ||||||||||||
Extreme Turbo (PRO) | 180 | Нет | 28 | Резина+пластик | 2 | 2 | 2 вибромотора | секвентальная | Есть (функционирует как тормоз) | Migom.by |
Компоненты персонального компьютера | |
---|---|
Системный блок |
Блок питания • Охлаждение • Материнская плата • Процессор • Шины • Порты • Видеокарта • Звуковая карта • Сетевая плата |
Память | |
Носители и дисководы |
Жёсткий диск • Твердотельный накопитель (Флеш-память • USB-флеш • Карта памяти) • Оптический привод (CD • DVD • BD) • НГМД (Дискета) • Стример • Кардридер |
Вывод |
Динамик • Монитор • Принтер • Графопостроитель (плоттер) • Акустическая система • Брайлевский дисплей |
Ввод |
Клавиатура • Мышь • Трекбол • TrackPoint • Тачпад • Сенсорный экран • Цифровая ручка • Световое перо • Графический планшет • Микрофон • Сканер • Веб-камера |
Игры | |
Прочее |
Модем • ТВ-тюнер • Плата видеозахвата • Сетевой фильтр • ИБП |
Компьютерный руль.