Lt304888.ru

Туристические услуги

Концепции исламской политической системы

16-10-2023

Можно выделить две основные концепции исламской политической системы. В основу каждой из них положены принципы как основные начала организации политической власти.

Первая концепция ( демократическая, республиканская )

В первой концепции принципы складываются из трех составных частей:

  • Принципы создания исламской политической системы,
  • Принципы функционирования исламской политической системы,
  • Принципы данного исламского политического института.

Принципами создания исламской политической системы являются принципы:

Принцип таухида означает единобожие (монотеизм) в исламе. Основные положения таухида: Аллах единственен и никто не может его увидеть. Аллах есть бог, давший мусульманам истину и веру в него.

Рисалят означает пророчество Дня страшного суда. Основные положения таухида Пророк открыл мусульманам пророчество и сказао о его исполнении. Концом земной жизни мусульман будет День Страшного суда, когда Аллах будет судить всех и решать о новой жизни. Умма есть всемирная община мусульман. Ничто и никто не может разъединить мусульман в их стремлении к познанию Аллаха и это высшая цель.

Умма означает, что все мусульмане братья и друзья друг другу.

Принципами функционирования исламской политической системы являются:

Меджлис создает представительное правление мусульман для блага демократического строя и процветания мусульман. Меджлис воплощает в себе представительство мусульман на Земле перед лицом верховной власти и их право решать свою судьбу по законам Аллаха. Меджлис может принимать законы, обязательные для земной жизни мусульман.

Шура есть принцип консультаций в исламе халифа с представителями уммы. Консультации предполагают исполнение воли представителей халифом для чего он обязан узнать их волю. Халиф не может идти против воли уммы, кроме часа тяжких бедствий уммы и заблуждений мусульман и с согласия улемов.

Принципами данного исламского политического института являются:

Вторая концепция (Теократическая монархия )

Вторая концепция более проста и предполагает наличие общих принципов организации власти как целостную систему.

К таким принципам относятся:

  • Суверенитет Аллаха,
  • Доктрина шариата как источник права,
  • Принцип консультаций,
  • Повиновение амиру,
  • Заключение байа.

Высший политический суверенитет принадлежит Аллаху и правитель лишь его наместник до Судного дня. Один Аллах может творить божественный суд и распоряжаться судьбами человечества.

Исламское право покоится на доктрине шариата как источнике права. Ни прецедент, как в англосаксонской правовой системе, или закон в континентальной романо-германской правовой системе, а именно доктринальное понимание права. И именно из доктрины вытекает толкование права путем фетвы ученых как второй источник права.

Принцип консультации совпадает с принципом Шуры в первой концепции. Сейчас этот принцип приближается все больше к западному пониманию парламентаризма. Повиновение амиру как главе государства является необходимым условием стабильного развития исламского государства. Амиру надлежит повиноваться до тех пор, пока он соблюдает шариат. Высшим критерием оценки справедливости правления амира является шариат. Отношения народа и правителя регламентирует байа как конституционно-правовой договор. Байа несет в себя все основные обязанности правителя помимо Конституции государства. Только байа содержит конкретную программу деятельности правителя и устанавливает ответственность за ее невыполнение.



Концепции исламской политической системы.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01