Lt304888.ru

Туристические услуги

Концерт (произведение)

12-10-2023

Конце́рт (нем. Konzert от итал. concerto — гармония, согласие и от лат. concertare — состязаться) — чаще всего музыкальное сочинение для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром. Существуют также концерты для одного инструмента — без оркестра, концерты для оркестра — без строго определённых сольных партий, концерты для голоса (или голосов) с оркестром и концерты для хора а cappella[1].

Концерт появился в Италии на рубеже XVIXVII веков как вокальное полифоническое произведение церковной музыки (духовный концерт) и развился из многохорности и сопоставления хоров, широко применявшихся представителями венецианской школы. Сочинения такого рода могли именоваться как концертами (concerti), так и мотетами (motetti); позже И. С. Бах называл концертами свои полифонические кантаты[1].

Представители венецианской школы широко применяли в духовном концерте инструментальное сопровождение и с начала XVII века принцип «состязания» нескольких солирующих («концертирующих») голосов постепенно распространяется и в инструментальной музыке — в сюите и церковной сонате. Во второй половине XVII век появились сочинения, основанные на контрастном сопоставлении оркестра (tutti) и солиста или группы солирующих инструментов и оркестра — в кончерто гроссо. Первые образцы таких концертов принадлежат Джованни Бонончини и Джузеппе Торелли, фактически же концерт сложился в I половине XVIII века в творчестве Арканджело Корелли и особенно Антонио Вивальди — как трёхчастная композиция с двумя крайними частями в быстром движении и медленной средней частью[1].

В концертах I половины XVIII века быстрые части обычно основывались на одной, реже на двух темах, которые проходили в оркестре в неизменном виде как рефрен-ритурнель, концертирование солиста чаще всего носило характер орнаментальной виртуозности; в таком стиле писали концерты, в частности И. С. Бах и Г. Ф. Гендель. Во II половине XVIII века в творчестве «венских классиков», Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, утвердилась сонатно-симфоническая форма концерта[1].

Развитие жанра концерта как сочинения для одного или нескольких («двойной», «тройной», «четверной» концерт) солирующих инструментов с оркестром продолжилось в XIX веке в творчестве Н. Паганини, Р. Шуман, Ф. Мендельсон, И. Брамса, Ф. Листа, П. Чайковского, М. Бруха и многих других композиторов. При этом в сочинениях композиторов-романтиков наблюдался отход от классического формы концерта, в частности, был создан одночастный концерт малой формы (концертштюк или концертино) и крупной формы, по построению соответствовавший симфонической поэме, с характрными для него монотематизмом и принципом «сквозного развития»; таковы, в частности, фортепианные концерты Ф. Листа[1].

Существуют также произведения, не являющиеся концертами формально, но несущие черты этого жанра, например Турангалила-симфония или Концерт для оркестра Бела Бартока, в котором отсутствуют солирующие инструменты.

Примечания

  1. ↑ Концерт (произведение) // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1973—1982.

Литература

  • Michael Thomas Roeder Das Konzert. Handbuch der musikalischen Gattungen. — Laaber: Laaber-Verlag, 2000. — Т. 4. — ISBN 3-89007-127-9  (нем.)

Ссылки

  • Партитуры концертных произведений для духового оркестра
  • концерт длиной 639 лет


Концерт (произведение).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01