Lt304888.ru

Туристические услуги

Коронация Поппеи

25-04-2023

Опера
Коронация Поппеи
L'incoronazione di Poppea

Поппея Сабина на картине 16 века.
Композитор

Клаудио Монтеверди

Автор(ы)
либретто

Джованни Франческо Бузенелло

Источник сюжета

Тацит («Анналы»), Светоний («Жизнь 12 Цезарей»), Дион Кассий («Римская история»), Псевдо-Сенека («Октавия»)

Жанр

барочная опера

Количество действий

3 акта с прологом

Год создания

1642

Первая постановка

театр «Сан-Джованни и Сан-Паоло», сезон карнавала 1642/43 года.

Место первой постановки

Венеция

«Коронация Поппеи» (итал. L'incoronazione di Poppea) — итальянская барочная опера композитора Клаудио Монтеверди в трех актах с прологом. Одна из немногих опер XVII в., сохранивших поныне свою художественную ценность[1].

Одна из первых опер, написанных на исторический, а не на мифологический сюжет. Сюжет либретто основан на некоторых событиях жизни Поппеи Сабины, второй жены императора Нерона.

Как и большинство опер XVII века, сохранилась только в виде партий голосов и бассо континуо.

Содержание

Действующие лица

В опере 21 действующее лицо и разнообразные хоровые группы, поэтому Коронация Поппеи требует большой труппы. Однако, исполнение некоторых маленьких ролей одним и тем же исполнителем и участие в хорах позволяет исполнять оперу группой из 15 человек: шесть сопрано, одно меццо-сопрано, два контральто, два или три тенора и два или три баса.[2]

Роль Тип голоса Появление[3] Примечания
Фортуна, Богиня Случая сопрано Пролог
Виртус, Богиня Добродетели сопрано Пролог
Амур, Бог Любви сопрано Пролог
Акт 2 XIII и XIV
Партия может быть предназначена для дисканта.[4]
Отон, благородный римлянин, влюблённый в Поппею меццо-сопрано или контратенор Акт 1: I, II, XI, XII, XIII
Акт 2: VIII, IX, XI, XIV
Акт 3: IV
Написана для партии кастрата.[5]
Два солдата, телохранители Нерона теноры Акт 1: II
Поппея (Поппея Августа Сабина), знатная римлянка, любовница Нерона сопрано Акт 1: III, IV, X, XI
Акт 2: XII, XIII, XIV
Акт 3: V, VIIIabcd
Нерон, римский император сопрано, реже тенор или контратенор Акт 1: III, IX, X
Акт 2: VI
III, IV, V, VIIIabcd
Написана для партии кастрата.[6]
Арнальта, нянька Поппеи контральто или тенор Акт 1: IV
Акт 2: XII, XIV
Акт 3: II, III, VII
Роль часто исполняется мужским голосом для комического эффекта.[7]
Оттавия (Октавия), Императрица, жена Нерона сопрано Акт 1: V, VI
Акт 2: IX
Акт 3: VI
Нутриче, Нянька Оттавии контральто Акт 1: V
Акт 2: X
Как и Арнальту эту роль часто исполняют мужчины.[8]
Сенека, бывший наставник Нерона бас Акт 1: VI, VII, VIII, IX
Акт 2: I, II, III, IV
Valletto, паж сопрано Акт 1: VI
Aкт 2: V, X
Паллада (Афина Паллада), богиня сопрано Акт 1: VIII
Друзилла, знатная римлянка сопрано Акт 1: XIII
Акт 2: X, XI
Акт 3: I, II, III, IV
Меркурий, посланник богов тенор Акт 2: I
Либретто, раб-вольноотпущенник, ныне капитан Преторианской гваридии тенор Акт 2: II
Три домочадца Сенеки контральто, тенор, бас Акт 2: III
Хор Добродетелей партии не определены в музыке Акт 2: IV Отсутствует во всех сохранившихся партиях
Дамигелла, фрейлина Оттавии сопрано Акт 2: V
Лукан, римский поэт тенор Акт 2: VI
Петронио (Петроний) и Тигинелло, придворные Нерона тенор, бас Акт 2: VI Отсутствует в партиях; в либретто некоторые реплики Нерона и Лукана поручены этим двум придворным.
Ликтор бас Акт 3: II, III, IV
Венера, богиня Любви, мать Амура сопрано Акт 3: VIIIc
Консулы и трибуны Римской империи партии теноров и басов Акт 3: VIIIb
Хор Амуров партии контральто и сопрано Акт 3: VIIIc

Сюжет

Действие разворачивается в Риме в 62 г. н. э.. Главная героиня — Поппея, замужем за другом Нерона — Оттоном, но стала любовницей императора и мечтает занять место его жены Октавии. Оттон застает жену с Нероном, а философ Сенека отговаривает Нерона бросить жену. Поппея уговаривает Нерона, и тот приказывает Сенеке покончить с собой.

Оскорбленная Октавия склоняет Оттона убить Поппею. Чтобы осуществить этот замысел, Оттон встречается с Друзиллой, брошенной им ради Поппеи, и переодевается в её платье. Он приближается к спящей Поппее и хочет её убить, но её спасает бог Амур. Друзиллу арестовывают, и она берет вину на себя, так как все ещё любит Оттона. Нерон приговаривает её к казни, но тогда Оттон рассказывает правду о том, что на самом деле преступник — он.

Нерон отправляет Оттона в изгнание, Друзилла следует за любимым, а Нерон разводится с Октавией и женится на Поппее. Опера заканчивается любовным дуэтом молодоженов, а «за кадром» остается окончание этой истории: Нерон ударит беременную Поппею в живот, и она умрет, его убьют заговорщики, а Оттон станет императором.

Примечания

  1. А. Гозенпуд / classic-music.ru
  2. Carter (2002), pp. 104-07
  3. Нумерация сцен согласно либретто 1656 года, по Bartlett, Clifford. L'incoronazione di Poppea: an introduction [CD]. London: Virgin Classics.
  4. Ringer, pp. 221-22
  5. Ringer, p. 223
  6. Ringer, p. 228
  7. Ringer, p. 234
  8. Ringer, p. 238, предполагает, что в 1651 году обеих нянек играл один певец-мужчина.

Ссылки

  • Полное либретто оперы «Коронация Поппеи»
  • Мадридская постановка 2012

Источники

  • Carter Tim Monteverdi's Musical Theatre. — New Haven: Yale University Press, 2002. — ISBN 0-300-09676-3

Коронация Поппеи.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01