25-04-2023
Коронация Поппеи | |
L'incoronazione di Poppea | |
Поппея Сабина на картине 16 века. |
|
Композитор | |
---|---|
Автор(ы) либретто |
|
Источник сюжета |
Тацит («Анналы»), Светоний («Жизнь 12 Цезарей»), Дион Кассий («Римская история»), Псевдо-Сенека («Октавия») |
Жанр |
барочная опера |
Количество действий |
3 акта с прологом |
Год создания | |
Первая постановка |
театр «Сан-Джованни и Сан-Паоло», сезон карнавала 1642/43 года. |
Место первой постановки |
«Коронация Поппеи» (итал. L'incoronazione di Poppea) — итальянская барочная опера композитора Клаудио Монтеверди в трех актах с прологом. Одна из немногих опер XVII в., сохранивших поныне свою художественную ценность[1].
Одна из первых опер, написанных на исторический, а не на мифологический сюжет. Сюжет либретто основан на некоторых событиях жизни Поппеи Сабины, второй жены императора Нерона.
Как и большинство опер XVII века, сохранилась только в виде партий голосов и бассо континуо.
Содержание |
В опере 21 действующее лицо и разнообразные хоровые группы, поэтому Коронация Поппеи требует большой труппы. Однако, исполнение некоторых маленьких ролей одним и тем же исполнителем и участие в хорах позволяет исполнять оперу группой из 15 человек: шесть сопрано, одно меццо-сопрано, два контральто, два или три тенора и два или три баса.[2]
Роль | Тип голоса | Появление[3] | Примечания |
---|---|---|---|
Фортуна, Богиня Случая | сопрано | Пролог | |
Виртус, Богиня Добродетели | сопрано | Пролог | |
Амур, Бог Любви | сопрано | Пролог Акт 2 XIII и XIV |
Партия может быть предназначена для дисканта.[4] |
Отон, благородный римлянин, влюблённый в Поппею | меццо-сопрано или контратенор | Акт 1: I, II, XI, XII, XIII Акт 2: VIII, IX, XI, XIV Акт 3: IV |
Написана для партии кастрата.[5] |
Два солдата, телохранители Нерона | теноры | Акт 1: II | |
Поппея (Поппея Августа Сабина), знатная римлянка, любовница Нерона | сопрано | Акт 1: III, IV, X, XI Акт 2: XII, XIII, XIV Акт 3: V, VIIIabcd |
|
Нерон, римский император | сопрано, реже тенор или контратенор | Акт 1: III, IX, X Акт 2: VI III, IV, V, VIIIabcd |
Написана для партии кастрата.[6] |
Арнальта, нянька Поппеи | контральто или тенор | Акт 1: IV Акт 2: XII, XIV Акт 3: II, III, VII |
Роль часто исполняется мужским голосом для комического эффекта.[7] |
Оттавия (Октавия), Императрица, жена Нерона | сопрано | Акт 1: V, VI Акт 2: IX Акт 3: VI |
|
Нутриче, Нянька Оттавии | контральто | Акт 1: V Акт 2: X |
Как и Арнальту эту роль часто исполняют мужчины.[8] |
Сенека, бывший наставник Нерона | бас | Акт 1: VI, VII, VIII, IX Акт 2: I, II, III, IV |
|
Valletto, паж | сопрано | Акт 1: VI Aкт 2: V, X |
|
Паллада (Афина Паллада), богиня | сопрано | Акт 1: VIII | |
Друзилла, знатная римлянка | сопрано | Акт 1: XIII Акт 2: X, XI Акт 3: I, II, III, IV |
|
Меркурий, посланник богов | тенор | Акт 2: I | |
Либретто, раб-вольноотпущенник, ныне капитан Преторианской гваридии | тенор | Акт 2: II | |
Три домочадца Сенеки | контральто, тенор, бас | Акт 2: III | |
Хор Добродетелей | партии не определены в музыке | Акт 2: IV | Отсутствует во всех сохранившихся партиях |
Дамигелла, фрейлина Оттавии | сопрано | Акт 2: V | |
Лукан, римский поэт | тенор | Акт 2: VI | |
Петронио (Петроний) и Тигинелло, придворные Нерона | тенор, бас | Акт 2: VI | Отсутствует в партиях; в либретто некоторые реплики Нерона и Лукана поручены этим двум придворным. |
Ликтор | бас | Акт 3: II, III, IV | |
Венера, богиня Любви, мать Амура | сопрано | Акт 3: VIIIc | |
Консулы и трибуны Римской империи | партии теноров и басов | Акт 3: VIIIb | |
Хор Амуров | партии контральто и сопрано | Акт 3: VIIIc |
Действие разворачивается в Риме в 62 г. н. э.. Главная героиня — Поппея, замужем за другом Нерона — Оттоном, но стала любовницей императора и мечтает занять место его жены Октавии. Оттон застает жену с Нероном, а философ Сенека отговаривает Нерона бросить жену. Поппея уговаривает Нерона, и тот приказывает Сенеке покончить с собой.
Оскорбленная Октавия склоняет Оттона убить Поппею. Чтобы осуществить этот замысел, Оттон встречается с Друзиллой, брошенной им ради Поппеи, и переодевается в её платье. Он приближается к спящей Поппее и хочет её убить, но её спасает бог Амур. Друзиллу арестовывают, и она берет вину на себя, так как все ещё любит Оттона. Нерон приговаривает её к казни, но тогда Оттон рассказывает правду о том, что на самом деле преступник — он.
Нерон отправляет Оттона в изгнание, Друзилла следует за любимым, а Нерон разводится с Октавией и женится на Поппее. Опера заканчивается любовным дуэтом молодоженов, а «за кадром» остается окончание этой истории: Нерон ударит беременную Поппею в живот, и она умрет, его убьют заговорщики, а Оттон станет императором.
Коронация Поппеи.