12-10-2023
|
|
Илья Репин | |
Крестный ход в Курской губернии, 1880—1883 | |
Холст, масло. 175×280 см | |
Государственная Третьяковская галерея, Москва |
«Кре́стный ход в Ку́рской губе́рнии» — картина русского художника Ильи Репина (1844—1930), написанная в 1880—1883 годах. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Размер картины — 175 × 280 см[1] (по другим данным, 178 × 285,4 см[2]).
Содержание |
Сюжет картины родился в середине 1870-х годов, когда Репин находился в своём родном городе Чугуеве, расположенном в Харьковской губернии[3]. Работа над картиной была начата в 1880 году в Москве, а окончена в 1883 году в Санкт-Петербурге. Картина была представлена на 11-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») весной 1883 года[4].
Во время работы над картиной Репин ездил в Коренную пустынь под Курском, которая была знаменита своими крестными ходами. Кроме этого, он посетил Киев, а также Чернигов, где он наблюдал крестный ход из Троицкого монастыря[3].
Из глубины картины на зрителя движется людской поток. Впереди (в правой части картины) идут певчие и несут украшенную пёстрыми лентами будку, которая представляет из себя гигантский фонарь с позолоченным куполом и мерцающими свечами внутри него. За ними две женщины несут икону, а далее следуют церковники и мещане, военные и купцы. По краям процессия оцеплена конными полицейскими, которые охраняют идущих от толпы простолюдинов, впереди которых находится молодой горбун-инвалид, которому палкой преграждают путь к священной иконе[4].
Художественный критик Андрей Сомов писал о картине «Крестный ход в Курской губернии»[5], что она представляет собой «полный беспощадный реализм» и
... все это залито солнцем и движется в воздухе. Что ни лицо, то живой тип, целиком выхваченный из народа; что ни фигура, то - характерная. Но не ищите в этих лицах и фигурах глубокого религиозного настроения; его нет, вместо него - одна суетня, одно пристрастие к обрядности. Написана картина как нельзя лучше: колоритно, сочно, свежо, широко. |
Художник и искусствовед Игорь Грабарь в своей монографии о Репине писал[6]:
"Крестный ход в Курской губернии" — наиболее зрелое и удавшееся произведение Репина из всех, созданных им до того. Недаром он так долго работал над ним. Каждое действующее лицо картины здесь высмотрено в жизни, остро характеризовано и типизировано: не только на первом плане, но и там, вдали, где уже поднявшаяся уличная пыль стирает четкость контуров, форм и экспрессии, — и там эта толпа не нивелирована, как задние планы всех картин, изображающих толпу, и там она живет, дышит, движется, действует. Об отдельных персонажах — главных и второстепенных — можно говорить часами, ибо чем больше в них всматриваешься, тем более изумляешься их разнообразию, неходульности и меткости, с какой художник их выхватил из жизни. |
|
|
---|---|
Славянские композиторы (1872) · Бурлаки на Волге (1872—1873) · Садко (1876) · Крестный ход в Курской губернии (1880—1883) · Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (1883—1885) · Запорожцы (1880—1891) · Осенний букет (1892) · Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года (1903) |
Крестный ход в Курской губернии.