Lt304888.ru

Туристические услуги

Крокодил (журнал)

21-08-2023

Перейти к: навигация, поиск
Крокодил
Специализация:

сатирический
иллюстрированный журнал

Периодичность:

3 раза в месяц

Язык:

русский

Издатель:

с 1922 года в издательстве «Рабочая газета», с 1932 года — в издательстве «Правда»

Страна:

СССР СССР
Россия Россия

История издания:

1922—2004; 2005—2008

Тираж:

6,5 млн

ISSN:

0130-2671

Награды:

Крокодил (журнал) на Викискладе

«Крокодил» — советский и российский сатирический журнал. Символом издания является рисунок: красный крокодил с вилами. Журнал выходил три раза в месяц. Тираж достигал 6,5 миллиона экземпляров.

История

«Крокодил» основан в 1922 году, сначала как приложение к «Рабочей газете», и выпускался одновременно с большим количеством других сатирических журналов (например, «Заноза», «Прожектор» и др.). В конце 20-х на собранные среди подписчиков журнала и его сотрудников средства был построен самолёт.

После массированной политико-идеологической атаки на «буржуазную сатиру», обслуживавшую НЭП и соответствующих цензурных запретов, с 1930 года «Крокодил» остался единственным всесоюзным сатирическим журналом.[1] Значимость, придававшаяся советской системой сатире, становится особенно ясной, если сравнить судьбы «Крокодила» и преследуемой группы ОБЭРИУ, писателей Даниила Хармса, Александра Введенского, Николая Олейникова и др.

С начала 1930-х годов «Крокодил» являлся важнейшим официальным рупором политики на всех уровнях общественно-политической жизни. В журнале публиковались как сатирические материалы, так и иллюстрации значительных достижений СССР.

После войны около двадцати лет главным редактором журнала был М. Г. Семёнов.Долгое время от партии к нему был приставлен функционер Б. А. Егоров, который в противовес Семёнову пытался соблюдать установки партийного руководства[2].

Сатира «Крокодила» не ограничивалась мелкими бытовыми темами — разоблачениями бюрократов, пьяниц, взяточников, халтурщиков, стиляг, а также критикой некомпетентных руководителей среднего и низшего звена, но отражала ключевые вопросы и центральные события внутренней и внешней политики, простираясь от обличений Льва Троцкого, шпионов и врагов народа до бичевания западногерманского реваншизма, американского империализма и его сателлитов, колониализма, НАТО и т. д. Вплоть до начала Перестройки сатира журнала сохраняла жёсткий характер, за минимальными исключениями.

В соответствующие исторические периоды «Крокодил» придерживался политики официального антисемитизма, борьбы с «безродными космополитами» и т. д. Во время «дела врачей» «Крокодил» публиковал карикатуры экстремального характера, значительно превосходящие по злобности аналогичные материалы других советских периодических изданий. Кинорежиссёр Михаил Ромм отмечал преувеличенную оскорбительность ряда карикатур подчёркнуто расовой направленности, публиковавшихся в «Крокодиле» между мартом 1949 и январём 1953.[3][4]

Юбилейные и тематические номера

Юбилейные

Событийные

Тематические

  • № 13, 1930 — «Строительный»
  • № 15, 1930 — «Пожарный»
  • № 20, 1930 — «Мясной»
  • № 1, 1931 — борьба с вредительством
  • № 5, 1932 — о болтовне
  • № 37, 1933 — «„Крокодил“ — авиации»
  • № 13, 1934 — «О животных»
  • № 7-8, 1935 — «Театральный»
  • № 13-14, 1935 — «Спортивный»
  • № 17-18, 1935 — «Специальный курортный номер»
  • № 28-29, 1935 — «Специальный цирковой номер»
  • № 35-36, 1935 — «Специальный сказочный номер»
  • № 30-31, 1935 — «О хорошем тоне и приличном обществе»
  • № 5, 1936 — «Советская военная крокодильская энциклопедия»
  • № 12, 1936 — «Комсомольский»
  • № 30, 1936 — «Крокодильская сатирическая энциклопедия»
  • № 33, 1936 — «Чёрная книга» (антифранковский номер)
  • № 14, 1937 — «О бдительности»
  • № 15, 1937 — «Архитектурно-строительный»
  • № 19, 1937 — «Отдыхающим и путешествующим»
  • № 21, 1937 — «Школьный»
  • № 28, 1937 — «История с географией»
  • № 17, 1938 — «Экскурсия в Киев»
  • № 5, 1939 — «Красноармейский»
  • № 12, 1939 — «Первомайский»
  • № 27, 1939 — «Крокодил переходит границы» (о присоединении к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии)
  • № 21, 1940 — «Мой путеводитель»
  • № 9-10, 1944 — «Ленинградский»
  • № 8, 1949 — «Цитируя классиков»
  • № 30, 1949 — «Интернациональный»
  • № 25, 1950 — «Руки прочь от Кореи!»
  • № 4, 1952 — «Просим слова!» (детский номер)
  • № 36, 1952 — «Крокодильские типы»
  • № 12, 1953 — «Первомайский»
  • № 18, 1956 — «Летний»
  • № 27, 1956 — «Осенний»
  • № 17, 1957 — «Ленинградский»
  • № 35, 1958 — «Заинтересованное лицо» (школьный номер)
  • № 2, 1959 — прогноз результатов семилетки
  • № 11, 1959 — «Природа и люди»
  • № 16, 1959 — «Поговорим о Копейке»
  • № 35, 1959 — «Крокодил женится»
  • № 20, 1960 — «Спутник туриста»
  • № 25, 1960 — «Крокодил идет по Африке» (антиколониальный номер)
  • № 36, 1960 — «„Крокодил“ в 20.. году»
  • № 17, 1961 — «Детский»
  • № 22, 1961 — «Спортивный»
  • № 27, 1961 — «Снимаем грим!» (антикапиталистический номер)
  • № 29, 1961 — «Улыбки друзей»
  • № 17, 1962 — «Небожественные страницы» (антирелигиозный номер)
  • № 12, 1963 — «Весенний календарь Крокодила»
  • № 5, 1964 — «Семейный»
  • № 18, 1966 — «Умеем ли мы отдыхать?»
  • № 29, 1967 — «Интернациональный»
  • № 4, 1968 — «На рабочем месте»
  • № 16, 1968 — «Бремя летних отпусков»
  • № 16, 1968 — «Как ваше здоровье?» (медицинский номер)
  • № 27, 1969 — «На ниве просвещения»
  • № 32, 1969 — «Колхозный»
  • № 9, 1971 — «Крокодил о времени»
  • № 17, 1971 — «В мире животных»
  • № 25, 1971 — «Мое ателье»
  • № 35, 1971 — «Выставка плоховатых вещей (ВПВ-71)»
  • № 36, 1971 — «Крокодильские новогодние советы»
  • № 27, 1972 — «Крокодил на автомобиле»
  • № 36, 1973 — «Клуб Ча-ча»
  • № 29, 1974 — «Крокодил дает прикурить»
  • № 25, 1975 — «Крокодил строит дом»
  • № 23, 1977 — «Крокодил идет в отпуск»
  • № 27, 1979 — «Уральские самоцветы»
  • № 35, 1979 — «Крокодил Гена» (детский номер)
  • № 36, 1979 — «От великого до смешного»
  • № 36, 1980 — «Крокодильский почтамт»
  • № 14, 1981 — «Крокодильский лицей» (произведения молодых авторов)
  • № 15, 1983 — «Крокодильский лицей» (произведения молодых авторов)
  • № 36, 1983 — «Крокодильский маскарад»
  • № 7, 1984 — «Полезные советы женщинам»
  • № 36, 1984 — «Крокодильский гороскоп»
  • № 36, 1985 — «Крокодильские игры»
  • № 5, 1986 — «Бесхозяйственность»
  • № 6, 1986 — «Даешь ускорение!»
  • № 7, 1986 — номер, посвященный НТР
  • № 36, 1986 — «Крокодильская ярмарка»
  • № 36, 1987 — «В семейном кругу»
  • № 10, 1988 — первоапрельский номер
  • № 24, 1988 — «Природа и человек»
  • № 36, 1988 — «Крокодильский новогодний театр»
  • № 10, 1989 — выпуск к 8 Марта
  • № 25, 1989 — «Неформальный выпуск»
  • № 7, 1990 — выпуск к 8 Марта
  • № 10, 1990 — «Пожалте в балаган!» (первоапрельский номер)
  • № 16, 1990 — «Смеющиеся Штаты Америки»
  • № 36, 1991 — «Новогодний путч»
  • № 6, 1992 — «Крокодил: „Приказываю долго жить!“»

Номера по письмам читателей

  • № 15, 1981
  • № 22, 1981
  • № 31, 1987

Постоянные рубрики

  • «Вилы в бок!» — фельетоны на разные темы.
  • «Крокодил помог» — статьи о мерах, принятых по итогам публикаций журнала; если тема получала продолжение, существовала рубрика «По тому же поводу».
  • «Нарочно не придумаешь» (с 1959 г.) — коллекция разнообразных курьезов в печати, агитации, быту и т. д.
  • «Мимоходом» — афоризмы.
  • «Улыбки разных широт» (с 1971 г.) — иностранный юмор.
  • «Крокодильский весёлый кроссворд» (с 1983 г.).
  • «Ба, знакомые всё лица!» (с 1983 г.) — шаржи и эпиграммы на деятелей культуры и искусства.
  • «Крокодилинки» — юмористические карикатуры.
  • «Крокодильский концерт» — сатирические карикатуры с подписями-цитатами из популярных песен.
  • «В нашем цехе» — сообщения о новинках: новых сатирических и юмористических книгах, пьесах, фильмах и т. д.
  • «Таланты и поклонники» — фельетоны и карикатуры на тему культуры.
  • «Из зала — сюда» — судебные фельетоны.

Главные редакторы журнала

П. П. Белянин. «Темное» совещание в редакции «Крокодила». Коллективный дружеский шарж. 1929.

Известные работники журнала

Писатели, поэты

Карикатуристы

Аналогичные издания

Аналогичные журналы существовали (некоторые и сейчас существуют) во всех союзных и шести автономных республиках СССР:

а также в странах социалистического лагеря:

Аналогом «Крокодила» на киноэкране являлся киножурнал «Фитиль».

Из западных аналогов близок по подаче информации к французскому еженедельнику «Канар аншене» и британскому изданию «Прайвэт Ай».

Постсоветские аналоги (в контексте сатирического подхода к описываемым объектам): проекты «Московская комсомолка» и «the eXile».

В «Крокодиле» печатались Владимир Маяковский, Валентин Катаев, Михаил Зощенко, Ясон Герсамия.

Полиграфические и художественные особенности

Из-за ограничений печатной машины, полиграфия «Крокодила» до 1980-х годов была своеобразной. Одна сторона печаталась в четыре краски (то есть была полноцветной), вторая — в две (чёрная и цветная).

Новый Крокодил

В 2000 году в связи с недостаточным финансированием «Крокодил» перестал издаваться.

С сентября 2001 года группой «крокодильцев» издавался журнал «Новый Крокодил», просуществовавшиий до августа 2004 года. Издание журнала возобновилось в Москве в августе 2005 года под редакцией журналиста Сергея Мостовщикова. Одним из акционеров был главный редактор газеты «Новая газета» Дмитрий Муратов. Рассчитанный не на широкие массы, а на узкий круг читателей, он не смог завоевать прежней известности и окончательно закрылся в 2008 году[5].

Интересные факты

Среди сочинений Шостаковича, который был известен своей склонностью к сатире, числится произведение под названием «5 романсов на слова из журнала „Крокодил“» (1965), тексты которых были заимствованы из рубрики «Нарочно не придумаешь».

В 1976—1979 гг. в журнале существовал раздел «Молодёжный Сатиробус», освещавший жизнь молодёжи и представляющий собой как бы уменьшенный вариант «Крокодила». Ведущим рубрики был молодой журналист Михаил Казовский. Главное отличие «Сатиробуса» от «Крокодила» состояло в том, что в «Сатиробусе» публиковались материалы исключительно на внутренние темы. Любопытно, что многие рубрики «Сатиробуса» были прямыми аналогами соответствующих рубрик «Крокодила»:

  • «Моральный тупик», «Детская комната милиции», «Химчистка» — «Вилы в бок»
  • «Сатиробус оставил след» — «Крокодил помог»
  • "Изостудия «Проба фломастера»" — «Крокодилинки»
  • "Кафе «Клыки Пегаса»" — «Стихопад»
  • "Гостиница «Интурист»" — «Улыбки разных широт»
  • «Стадион „У подножия Олимпа“ — „КроСС“ («крокодильская спортивная страница»)
  • «Закусочная» (впоследствии «Заправочная станция») — «Нарочно не придумаешь»
  • "Ателье «Визг моды»", "Клуб «До-диез»" — «Таланты и поклонники»
  • «Главпочтамт» — «Мой недолгий ящик»

На страницах "Сатиробуса" был проведен всесоюзный конкурс на лучшую юмористическую молодежную песню - председателем жюри стал Никита Богословский, в жюри входили Валентина Толкунова, Сигизмунд Кац и Владимир Высоцкий. Четыре песни-лауреата вышли отдельной пластинкой на фирме "Мелодия" под названием "Песни Крокодила". Одна из них - "Песенка первоклассника" ("Задавать всё больше нам стали почему-то"), перепетая Аллой Пугачёвой, сделалась шлягером.

В 1979-1982 при редакции "Крокодила" функционировали также студии молодых фельетонистов ("Крокодильский Лицей") и студия молодых карикатуристов. Перед молодыми слушателями выступали ведущие сотрудники журнала и известные сатирики.

В 1987-93 в "Крокодиле" существовала т.н. "молодёжная редакция", выпустившая несколько острых тематических номеров (с пародией на ГКЧП, с критикой сталинизма к 110-й годовщине со дня рождения И.Сталина, а также номер, позитивно освещавший неформальные молодежные движения). В редакцию входили молодые сотрудники журнала - Рэм Петров, Наталия Грачева, Леонид Флорентьев, Михаил Казовский, Владимир Мочалов, Андрей Бенюх, Рубен Бекназар-Юзбашев, Алексей Смирнов.

Мнения

Один из известных художников «Крокодила» Герман Огородников утверждал, что без прежней советской художественной редакции, профессиональной «худколлегии», жанр оказался потерян, а многие художники журнала утратили навыки[6]:

Я сейчас всем говорю, что как только пропал «Крокодил» все наши карикатуристы дисквалифицировались! Абсолютно никто не может ничего сделать!

— Карикатурист «Крокодила» Герман Огородников дает интервью художнику Максиму Митрофанову[7].

Примечания

  1. см.: А. В. Блюм. За кулисами «Министерства правды». Тайная история советской цензуры. СПб, 1994
  2. Эксмо! ещё эксмо?. — Проза.ру, 2008.
  3. Benjamin Pinkus. The Soviet Government and the Jews. 1948—1967. A documented study. General Editor: Jonathan Frankel. Cambridge, 1984, p. 112—113
  4. Обложка журнала «Крокодил» № 8 от 20 марта 1949 года
  5. «Крокодил» на сайте «Media atlas»
  6. Герман Огородников «От первого лица» «Большая энциклопедии карикатуры».
  7. Герман Огородников, карикатурист

Ссылки

История журнала «Крокодил»

Крокодил (журнал).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01