«Крокодил» основан в 1922 году, сначала как приложение к «Рабочей газете», и выпускался одновременно с большим количеством других сатирических журналов (например, «Заноза», «Прожектор» и др.). В конце 20-х на собранные среди подписчиков журнала и его сотрудников средства был построен самолёт.
С начала 1930-х годов «Крокодил» являлся важнейшим официальным рупором политики на всех уровнях общественно-политической жизни. В журнале публиковались как сатирические материалы, так и иллюстрации значительных достижений СССР.
После войны около двадцати лет главным редактором журнала был М. Г. Семёнов.Долгое время от партии к нему был приставлен функционер Б. А. Егоров, который в противовес Семёнову пытался соблюдать установки партийного руководства[2].
Сатира «Крокодила» не ограничивалась мелкими бытовыми темами — разоблачениями бюрократов, пьяниц, взяточников, халтурщиков, стиляг, а также критикой некомпетентных руководителей среднего и низшего звена, но отражала ключевые вопросы и центральные события внутренней и внешней политики, простираясь от обличений Льва Троцкого, шпионов и врагов народа до бичевания западногерманского реваншизма, американского империализма и его сателлитов, колониализма, НАТО и т. д. Вплоть до начала Перестройки сатира журнала сохраняла жёсткий характер, за минимальными исключениями.
В соответствующие исторические периоды «Крокодил» придерживался политики официального антисемитизма, борьбы с «безродными космополитами» и т. д. Во время «дела врачей» «Крокодил» публиковал карикатуры экстремального характера, значительно превосходящие по злобности аналогичные материалы других советских периодических изданий. Кинорежиссёр Михаил Ромм отмечал преувеличенную оскорбительность ряда карикатур подчёркнуто расовой направленности, публиковавшихся в «Крокодиле» между мартом 1949 и январём 1953.[3][4]
Из-за ограничений печатной машины, полиграфия «Крокодила» до 1980-х годов была своеобразной. Одна сторона печаталась в четыре краски (то есть была полноцветной), вторая — в две (чёрная и цветная).
Новый Крокодил
В 2000 году в связи с недостаточным финансированием «Крокодил» перестал издаваться.
С сентября 2001 года группой «крокодильцев» издавался журнал «Новый Крокодил», просуществовавшиий до августа 2004 года. Издание журнала возобновилось в Москве в августе2005 года под редакцией журналиста Сергея Мостовщикова. Одним из акционеров был главный редактор газеты «Новая газета» Дмитрий Муратов. Рассчитанный не на широкие массы, а на узкий круг читателей, он не смог завоевать прежней известности и окончательно закрылся в 2008 году[5].
Интересные факты
Среди сочинений Шостаковича, который был известен своей склонностью к сатире, числится произведение под названием «5 романсов на слова из журнала „Крокодил“» (1965), тексты которых были заимствованы из рубрики «Нарочно не придумаешь».
В 1976—1979 гг. в журнале существовал раздел «Молодёжный Сатиробус», освещавший жизнь молодёжи и представляющий собой как бы уменьшенный вариант «Крокодила». Ведущим рубрики был молодой журналист Михаил Казовский. Главное отличие «Сатиробуса» от «Крокодила» состояло в том, что в «Сатиробусе» публиковались материалы исключительно на внутренние темы. Любопытно, что многие рубрики «Сатиробуса» были прямыми аналогами соответствующих рубрик «Крокодила»:
«Моральный тупик», «Детская комната милиции», «Химчистка» — «Вилы в бок»
«Закусочная» (впоследствии «Заправочная станция») — «Нарочно не придумаешь»
"Ателье «Визг моды»", "Клуб «До-диез»" — «Таланты и поклонники»
«Главпочтамт» — «Мой недолгий ящик»
На страницах "Сатиробуса" был проведен всесоюзный конкурс на лучшую юмористическую молодежную песню - председателем жюри стал Никита Богословский, в жюри входили Валентина Толкунова, Сигизмунд Кац и Владимир Высоцкий. Четыре песни-лауреата вышли отдельной пластинкой на фирме "Мелодия" под названием "Песни Крокодила". Одна из них - "Песенка первоклассника" ("Задавать всё больше нам стали почему-то"), перепетая Аллой Пугачёвой, сделалась шлягером.
В 1979-1982 при редакции "Крокодила" функционировали также студии молодых фельетонистов ("Крокодильский Лицей") и студия молодых карикатуристов. Перед молодыми слушателями выступали ведущие сотрудники журнала и известные сатирики.
В 1987-93 в "Крокодиле" существовала т.н. "молодёжная редакция", выпустившая несколько острых тематических номеров (с пародией на ГКЧП, с критикой сталинизма к 110-й годовщине со дня рождения И.Сталина, а также номер, позитивно освещавший неформальные молодежные движения). В редакцию входили молодые сотрудники журнала - Рэм Петров, Наталия Грачева, Леонид Флорентьев, Михаил Казовский, Владимир Мочалов, Андрей Бенюх, Рубен Бекназар-Юзбашев, Алексей Смирнов.
Мнения
Один из известных художников «Крокодила» Герман Огородников утверждал, что без прежней советской художественной редакции, профессиональной «худколлегии», жанр оказался потерян, а многие художники журнала утратили навыки[6]:
Я сейчас всем говорю, что как только пропал «Крокодил» все наши карикатуристы дисквалифицировались! Абсолютно никто не может ничего сделать!
— Карикатурист «Крокодила» Герман Огородников дает интервью художнику Максиму Митрофанову[7].
Примечания
↑см.: А. В. Блюм. За кулисами «Министерства правды». Тайная история советской цензуры. СПб, 1994
Эксмо! ещё эксмо?. — Проза.ру, 2008.
↑Benjamin Pinkus. The Soviet Government and the Jews. 1948—1967. A documented study. General Editor: Jonathan Frankel. Cambridge, 1984, p. 112—113
Обложка журнала «Крокодил» № 8 от 20 марта 1949 года
«Крокодил» на сайте «Media atlas»
Герман Огородников «От первого лица» «Большая энциклопедии карикатуры».