Lt304888.ru

Туристические услуги

Кузыйкурпяс и Маянхылу

20-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
«Кузыйкурпяс и Маянхылу»
«Ҡуҙыйкүрпәс менән Маянһылыу»
Жанр:

эпос

Язык оригинала:

башкирский

Кузыйкурпяс и Маянхылу (башк. «Ҡуҙыйкүрпәс менән Маянһылыу») — башкирское эпическое сказание о любви.

Описание

Впервые был записан и переведён на русский язык в начале XIX века и издан в 1812 году Т. С. Беляевым в типографии Казанского университета под наименованием «Куз-Курпяч, башкирская повесть, писанная на башкирском языке одним курайчем и переведенная на российский в долинах гор Рифейских, 1809 года». Данная повесть рассматривается как памятник башкирской литературы начала XIX века.

В 1938 году С. Г. Галимов записал один из версий эпоса «Кузыйкурпяс и Маянхылу» со слов своей матери Уммугульсум Галимовой в селе Тягишево Челябинской области[1][2].

В 1959 году А. Н. Киреевым записано 2 варианта эпоса со слов 118-летней Бадернисы Афлятуновой в деревне Сарт-Абдрашево, а также несколько версий в разные годы — в деревне Бакаево Курганской области[3].

В 1962 году Н. Д. Шункаровым была записана ещё одна версия эпоса со слов Гайши Галимовой в д. Старое Соболево Челябинской области[4].

В целом, начиная с 30-х гг. ХХ века в Башкортостане и соседних областях было записано более 40 вариантов эпического произведения. Из которых два варианта эпоса, а также версия Беляева, были опубликованы в многотомном своде «Башкирское народное творчество». В эпическом сказании «Кузыйкурпяс и Маянхылу» воспеваются возвышенные чувства любви, идеалы свободной личности.

30 сентября 2002 года в Уфе в Национальной библиотеке имени Ахмет-Заки Валиди прошла научно-практическая конференция «Актуальные проблемы башкирского эпосоведения», посвященная 190-летию со дня первой публикации эпоса «Кузыйкурпес и Маянхылу»[5].

Сюжет

Сюжет возник среди тюркских народов в средневековье, бытовал в нескольких вариантах среди казахов, алтайцев и других народов, но наибольшее распространение имел у башкир. В основе сюжета эпоса «Кузыйкурпяс и Маянхылу» лежит конфликт, порождённая обычаем заключения брачных союзов между молодыми людьми до их рождения и приводящий к гибели главных персонажей эпического произведения.

Исходя из наличия общих качеств, большинство исследователей полагают что произведения «Алдар и Зухра» и «Кузыйкурпяс и Маянхылу» были написаны одним и тем же автором.

См. также

Литература

  • Башкирское народное творчество. Эпос// Сост. М. М. Сагитов. Коммент. Н. Т. Зарипова, М. М. Сагитова и А. М. Сулейманова. — Уфа, 1987. — Т. I. — 541 с.
  • Башҡорт халыҡ ижады. Легенда һәм риүәйәттәр. / Төҙ., башһүҙ һәм аңлатмалар авт. Ф. А. Нәҙершина. Яуаплы ред. К. Мәргән һәм Ә. М. Сөләймәнов. — Өфө, 1997. — Т. II. — 439 б. (башк.)
  • Народный эпос «Кузыйкурпяс и Маянхылу». Под ред. А. Н. Киреева и А. И. Харисова. Уфа, 1964.
  • Сказания о любви. Уфа, 1983.
  • Илембетова А. Ф. Пережитки культа орла в мифологии и народных традициях башкир // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов: сборник научных трудов /Рос. акад. наук, Калмыц. ин-т гуманитар. исслед. РАН; [редкол.: У.Б. Очиров (отв. ред.), Э.П. Бакаева, Б.Б. Горяева, Т.И. Шараева]. – Элиста: КИГИ РАН, 2010. – Вып II. – 210 с. – С.134 – 144.
  • Рахимкулов М. Г. Любовь моя — Башкирия. Уфа, 1985.

Примечания

  1. ныне Большое Таскино Сосновского района Челябинской области
  2. Муртазин Камса. Фольклор башкир Челябинской области.//«Ватандаш».
  3. Оба ныне входят в состав Сафакулевского района Курганской области
  4. Ныне в составе Аргаяшского района Челябинской области
  5. Шарафлисламова Гульназ. В Уфе прошла конференция посвященная 190-летию «Кузыйкурпес и Маянхылу». // ИА «Башинформ».

Ссылки

Кузыйкурпяс и Маянхылу.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01