20-10-2023
«Кузыйкурпяс и Маянхылу» | |
«Ҡуҙыйкүрпәс менән Маянһылыу» | |
Жанр: | |
---|---|
Язык оригинала: |
Кузыйкурпяс и Маянхылу (башк. «Ҡуҙыйкүрпәс менән Маянһылыу») — башкирское эпическое сказание о любви.
Впервые был записан и переведён на русский язык в начале XIX века и издан в 1812 году Т. С. Беляевым в типографии Казанского университета под наименованием «Куз-Курпяч, башкирская повесть, писанная на башкирском языке одним курайчем и переведенная на российский в долинах гор Рифейских, 1809 года». Данная повесть рассматривается как памятник башкирской литературы начала XIX века.
В 1938 году С. Г. Галимов записал один из версий эпоса «Кузыйкурпяс и Маянхылу» со слов своей матери Уммугульсум Галимовой в селе Тягишево Челябинской области[1][2].
В 1959 году А. Н. Киреевым записано 2 варианта эпоса со слов 118-летней Бадернисы Афлятуновой в деревне Сарт-Абдрашево, а также несколько версий в разные годы — в деревне Бакаево Курганской области[3].
В 1962 году Н. Д. Шункаровым была записана ещё одна версия эпоса со слов Гайши Галимовой в д. Старое Соболево Челябинской области[4].
В целом, начиная с 30-х гг. ХХ века в Башкортостане и соседних областях было записано более 40 вариантов эпического произведения. Из которых два варианта эпоса, а также версия Беляева, были опубликованы в многотомном своде «Башкирское народное творчество». В эпическом сказании «Кузыйкурпяс и Маянхылу» воспеваются возвышенные чувства любви, идеалы свободной личности.
30 сентября 2002 года в Уфе в Национальной библиотеке имени Ахмет-Заки Валиди прошла научно-практическая конференция «Актуальные проблемы башкирского эпосоведения», посвященная 190-летию со дня первой публикации эпоса «Кузыйкурпес и Маянхылу»[5].
Сюжет возник среди тюркских народов в средневековье, бытовал в нескольких вариантах среди казахов, алтайцев и других народов, но наибольшее распространение имел у башкир. В основе сюжета эпоса «Кузыйкурпяс и Маянхылу» лежит конфликт, порождённая обычаем заключения брачных союзов между молодыми людьми до их рождения и приводящий к гибели главных персонажей эпического произведения.
Исходя из наличия общих качеств, большинство исследователей полагают что произведения «Алдар и Зухра» и «Кузыйкурпяс и Маянхылу» были написаны одним и тем же автором.
Это заготовка статьи по культуре Башкортостана. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Кузыйкурпяс и Маянхылу.