Культура Хоа-Бинь — субнеолитическаяархеологическая культураИндокитая. Термин был введён французскими археологами, работавшими в Северном Вьетнаме, по названию провинции, в которой были обнаружены первые находки. Характеризуется по внешнему виду каменных орудий труда, датируется периодом 9 — 3 тысячелетие до н. э.[1]. Вначале предполагалось, что найденные артефакты созданы определённой этнической группой, но позже было установлено, что аналогичные артефакты создавались на обширных территориях, занятых разными этносами.
Культура Бак-Шон обычно считается частью культуры Хоа-Бинь, существовавшей в 7—5 тысячелетиях до н. э.[2][3].
Первые результаты раскопок в провинции Хоабинь были опубликованы в 1927 г. Описанная культура создавала примитивные каменные орудия труда, часто обработанные только с одной стороны, которые позже получили название суматралитов. Кроме них носители культуры широко использовали орудия из кости. Всего было найдено 82 артефакта 28 типов.
К 1970 г. определение первооткрывателей было уточнено. Культуру Хоа-Бинь было предложено характеризовать по:
артефактам, преимущественно обработанным только с одной стороны, изготовленным из гальки путём скола,
большому количеству использованных каменных сколов,
сходным остаткам пищевых продуктов, состоящих из раковин ныне вымерших моллюсков, рыбы и мелких животных,
стоянкам в горах близ источников пресной воды, часто в карстовых пещерах,
керамике с шнуровым орнаментом, вероятно, заимствованной, которая появляется в последний период существования культуры.
В 1994 г. на конференции в Ханое вьетнамские археологи представили доказательства существования культуры Хоа-Бинь уже 17 тыс. лет назад. Конференцией было предложено считать, что Хоа-Бинь — скорее традиция изготовления орудий труда, чем археологическая культура[4].
География
Сравнительно много (120) стоянок найдено во Вьетнаме, но это скорее отражает активность исследователей, чем плотность населения доисторической культуры или положение её географического центра. Другие стоянки обнаружены на Суматре, в Лаосе, Таиланде, Мьянме и Камбодже. Некоторые археологи считают, что культура распространялась также до южного Китая, Тайваня, Непала и Австралии.
Одомашнивание растений
Честер Горман (1970 г.) указывал, что в Пещере духов в Таиланде обнаружены остатки многочисленных растений: миндаля, бетеля, бобовых, тыквы-горлянки, каштана, перца, кабачков, огурцов и др., которые датируются 9800 — 8500 гг. до н. э. Хотя ни одно растение не отличается от дикого типа, Горман предполагал, что здесь имело место раннее одомашнивание перечисленных растений. Это мнение было поддержано другими исследователями Пещеры духов.
Примечания
"Hoabinhian", Encyclopedic Dictionary of Archaeology, Springer, p. 238, http://books.google.com/books?id=XneTstDbcC0C>. Проверено 26 мая 2008.
Prehistory of the Indo-Malaysian Archipelago. — ANU E Press, 2007. — P. 161–167. — ISBN 1921313129.
"Bacsonian", Encyclopedic Dictionary of Archaeology, Springer, p. 50, http://books.google.com/books?id=XneTstDbcC0C>. Проверено 26 мая 2008.
Colani M. (1927) L'âge de la pierre dans la province de Hoa Binh. Mémoires du Service Géologique de l’Indochine13
Flannery, KV. (1973) The origins of agriculture. Annual Review of Anthropology2: 271—310
Gorman C. (1969) Hoabinhian: A pebble tool complex with early plant associations in Southeast Asia. Science163: 671-3
Gorman C. (1970) Excavations at Spirit Cave, North Thailand: Some interim interpretations. Asian Perspectives13: 79-107
Gorman C. (1971) The Hoabinhian and After: Subsistence Patterns in Southeast Asia during the Late Pleistocene and Early Recent Periods. World Archaeology2: 300-20
Matthews JM. (1964) The Hoabinhian in Southeast Asia and elsewhere. PhD thesis. Australian National University, Canberra
Matthews JM. (1966) A Review of the 'Hoabinhian' in Indo-China. Asian Perspectives9: 86-95
Moser, J. (2001) Hoabinhian: Geographie und Chronologie eines steinzeitlichen Technocomplexes in Südostasien Köln, Lindensoft.
Phukhachon S. (1988) Archaeological research of the Hoabinhian culture or technocomplex and its comparison with ethnoarchaeology of the Phi Tong Luang, a hunter-gatherer group of Thailand. Tübingen: Verlag Archaeologica Venatoria: Institut fur Urgeschichte der Universitat Tübingen.
Shoocongdej R. (2000) Forager Mobility Organization in Seasonal Tropical Environments of Western Thailand. World Archaeology32: 14-40.
Solheim, W.G. (1972) An earlier agricultural revolution. Scientific American226: 34-41
Van Tan H. (1994) The Hoabinhian in Southeast Asia: Culture, cultures or technocomplex? Vietnam Social Sciences5: 3-8
Van Tan H. (1997) The Hoabinhian and before. Bulletin of the Indo-Pacific Prehistory Association (Chiang Mai Papers, Volume 3)16: 35-41
White JC, Gorman C. (2004) Patterns in «amorphous» industries: The Hoabinhian viewed through a lithic reduction sequence. IN Paz, V. (ed) Southeast Asian archaeology: Wilhelm G. Solheim II Festschrift University of the Philippines Press, Quezon City. pp. 411—441.