19-04-2023
Михаил Семенович Ку́торга | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Страна: | |
Научная сфера: |
История Древней Греции |
Известные ученики: | |
Известен как: |
исследователь афинской демократии |
Произведения в Викитеке. |
|
Михаил Семенович Ку́торга на Викискладе
|
Михаил Семенович Ку́торга (1809—1886) — историк, зачинатель русского профессионального антиковедения, первый самостоятельный русский исследователь древнегреческой истории.
Содержание |
В своей научной деятельности М. С. Куторга особое внимание уделял истории Афин V—IV веков до н. э., в том числе времени становления и развития афинской демократии. В 1827 г., по приказу Николая I, при Дерптском университете создается Профессорский институт для подготовки отечественных преподавателей всеобщей истории . Это было связано как с отсутствием отечественных преподавателей всеобщей истории, так имело и политические цели. После событий 1825 года правительство намеревалось подготовить надежный преподавательский состав. В новооткрытый институт принимались лишь природно-русские кандидаты с незапятнанной репутацией. Одним из слушателей этого института и становится М. С. Куторга. В своих первых работах М. С. Куторга еще не касается вопросов, связанных с темой афинской демократии. Его магистерская и докторская диссертации были посвящены разбору племенного устройства в древней Греции в ранний период ее истории[1].
Первый труд Куторги, посвященный истории афинской демократии — «История афинской республики от убиения Иппарха (Гиппарха) до смерти Мильтиада» (1848), где Куторга основное внимание уделяет политической борьбе аристократии и демократии в Греции и в Афинах[2] Отдельную работу в 1853 году Куторга посвящает законодательству Клисфена, где опираясь на свидетельство аристотелевой «Политики» (Arist. Pol., III, 1, 10) делает вывод о том, что Клисфен принял в сословие граждан весь класс метеков, состоявший из отделов метеков-иностранцев и метеков-рабов . Дальнейшие работы в 1850-е годы, по преимуществу, были связаны с его изысканиями в области хронологии. Так, хронологии персидских войн посвящена работа Куторги «Персидские войны. Критические исследования событий эпохи древней греческой истории» (1858).
Новый всплеск интереса к политической истории Греции V в. до н. э., и в частности, к вопросам, связанным с историей афинской демократии, возникает у М. С. Куторги в 1860-е гг., что, надо думать, было непосредственно связано с наступлением эпохи либеральных реформ в России, а также с развитием идей панславизма, порождавших особый интерес к греко-славянскому миру. Видимо, не случайно, что появление программной статьи Куторги «Введение в историю древней греческой образованности», где историк говорит об особой значимости для русских изучения истории древней Греции, совпало по времени с проведением в России Славянского съезда[3]. Именно в 1860-70-е гг. Куторга говорит о необходимости создания национальной самобытной науки об античности, в это же время зарождается его оригинальный взгляд на развитие афинской демократии при Перикле. По мнению Куторги, при Перикле в Афинах сложился особый политический строй, пришедший на смену демократии[4]. Этот строй Куторга именует политией. Полития, по мнению Куторги, была самым совершенным строем древнего мира и представляла из себя государственное устройство, в котором были сняты все противоречия, характерные как для аристократии, так и для демократии[5]. Полития представляла из себя, как считал Куторга, равноправную гражданскую общину, где мирно уживаются все слои общества[6].
Ошибкой всех новейших ученых Куторга считал то обстоятельство, что «политический строй перикловых Афин и дальнейшее их развитие те именовали демократией»[7]. Именно политией, установленной Периклом, по мнению М. С. Куторги, управлялись Афины «в благоденствии, коему во всей прочей Греции не было равного до самого Македонского господства». В своем мнении о том, что при Перикле государственный строй древних Афин греки именовали не демократией, а политией, Куторга опирается, главным образом, на рассуждениях Аристотеля (Arist. Polit., III, V, 1.) о политии, как наилучшем виде государственного устройства; и на диалоге Платона «Политик». (Plato. Pol., 293в, 300с-е), где, как считает Куторга, Платон также высказывается о политии, как наилучшем виде государственного устройства. Причем Куторга полагал, что Аристотель и Платон относили политию именно ко времени правления Перикла[8].
В концепции политии отразился и другой важный аспект мировоззрения М. С. Куторги, а именно, идея о противоборстве двух разных миров — Романо-германского и Греко-славянского, где краеугольным камнем была мысль о противостоянии православия и католицизма. Для М. С. Куторги Романо-германский мир ассоциировался с насилием и угнетением, с тиранией цезарей, впоследствии воплотившейся в папстве[9]. Совсем в другой ипостаси предстает в представлении М. С. Куторги Греко-славянский мир: он наследник первых христианских общин, построенных, в свою очередь, наподобие древней афинской политии и воспринявших самоё её имя — полития, гражданство, преимущественно экклесия, вече, что, в конечном итоге, означало для Куторги «возрождение афинской политии, но преобразованной по учению Евангелия» . Сам дух афинских гражданских свобод перешел, по мнению Куторги, в православную церковь: «сохранилось до сих пор общинное избрание Вселенского Патриарха, равно как и общинные избрания приходских священников в Греции»[10]. Древняя Европа, замечал М. С. Куторга, распалась на западную и восточную, на две совершенно в самом существе противоположные части. «Падение Западной Римской империи не уничтожило и не ослабило этого раздела …, не прекращаясь поныне, … образовалось два глубоко различных христианских мира: Германо-романский на западе; славяно-греческий — на востоке»[11]. Этот акцент, сделанный Куторгой на преемственности греческого и славянского миров, не случаен. По его мнению, основные идеи политии в трех её существенных чертах — общины, веча и церкви перешли и в Россию. «Греки распространили между Славянами начала гражданственности и внушили им понятие Общины, которая привилась и водворилась у них в своем тройственном значении общины, веча и Церкви. Так, открылся на востоке Европы новый Славяно-Эллинский мир, коего представителем Россия, наше отечество. Изучая историю древних Эллинов, изучаем законы исторической преемственности»[12].
Куторга, Михаил Семёнович.