28-07-2023
К-10 (КН-10) | |
|
|
Основные данные | |
---|---|
Годы постройки | |
Страна постройки | |
Заводы |
Александровский машиностроительный завод[1], Новочеркасский электровозостроительный завод (выпускает электровозы под серией КН-10)[2] |
Всего построено |
К-10 — более 5600, КН-10 — более 900 |
Страны эксплуатации | |
Ширина колеи |
550, 575, 600, 750 и 900 мм |
Род службы |
шахтный, промышленный |
Осевая формула |
2О |
Технические данные | |
Род тока и напряжение в контактной сети |
постоянный ток, 250 В |
Длина локомотива |
4520, 4920 или 5200 мм (в зависимости от модификации) |
Конструкционная скорость |
25 км/ч |
Рабочая масса |
10 т. |
Нагрузка от движущих осей на рельсы |
5 т. |
Тип ТЭД |
НБ-33/20 (КН-10) |
Электрическое торможение |
пуско-тормозные реостаты ПТР-27 |
Диаметр колёс |
680 мм |
Часовая мощность ТЭД |
2х33 кВт |
Сила тяги часового режима |
19 кН |
Скорость часового режима |
11.7 км/ч |
Длительная мощность ТЭД |
2х20 кВт |
Сила тяги длительного режима |
9,5 кН |
Электровоз К-10 — контактный узкоколейный шахтный электровоз, предназначенный для эксплуатации на шахтных и промышленных узкоколейных железных дорогах, электрифицированных по системе постоянного тока напряжением 250 В. Используется преимущественно для перевозки составов вагонеток по подземным рельсовым путям угольных шахт и рудников, неопасных по взрыву газа и пыли, но также применяется и в наземной эксплуатации на различных электрифицированных УЖД промышленных предприятий.
Первый электровоз этой серии был выпущен в 1971 году на Александровском машиностроительном заводе, с 1973 года по настоящее время выпускается серийно. В 2011 году был выпущен юбилейный локомотив этой серии с номером 5555.[3]. На данный момент электровозы этой серии являются самыми распространёнными шахтными электровозами на территории России. Аналогичные электровозы, имеющие обозначение серии КН-10 и небольшие конструктивные отличия, выпускаются на Новочеркасском электровозостроительном заводе.
Электровозы К-10 (КН-10) представляют собой локомотивы с двумя ведущими колесными парами, расположенными в одной раме. Кабина машиниста расположена в концевой части электровоза. Электровозы имеют множество модификаций по форме и высоте кабины машиниста, длине кузова, типу токоприёмника и ширине колеи (наиболее распространенными являются модификации под 750 и 900 мм). Как правило, электровозы, поставляемые на наземные предприятия, оборудуются более просторными кабинами машиниста и рассчитаны на большую высоту контактного провода.
Основными составными узлами кузова являются рама и кабина управления. Рама кузова разборной конструкции, выполнена из двух боковин, соединенных литыми буферными брусьями по концам, двумя промежуточными балками и поперечной стенкой. Подвеска рамы - балансирная, состоит из двух наружных и двух внутренних пружин. Для сглаживания продольных колебаний подрессоренной части используются фрикционные амортизаторы. Верхняя часть кабины машиниста сварной конструкции, крепление ее к раме осуществляется при помощи болтовых соединений. Кабина остеклена и снабжена стеклоочистителями, внутри имеется аппаратура управления электрическим и пневматическим оборудованием электровоза, а также сидение машиниста.
Длина кузова электровоза базовой комплектации по раме составляет 4520 мм, длина по буферам штыревых сцепок — 4920 мм, длина базы - 1200 мм, ширина кузова - 1350 мм, высота кузова по крыше кабины от головки рельса — 1650 мм. Расстояние от оси сцепного устройства до головки рельса при новых бандажах составляет 320мм, Расстояние от головки рельса до рабочей поверхности токоприемника в рабочем положении — 1800 - 2300 мм. Минимальный радиус проходимых электровозом кривых составляет 12 метров.
Управление электровозом можно осуществлять как из кабины машиниста, так и дистанционно. Для дистанционного управления используется контроллер машиниста КМ-7, состоящий из двух переключателей управления: главного и реверсивного. Коммутирующие контакты главного переключателя собраны на базе кулачковых элементов и оснащены дугогасителями. Контакты реверсивного переключателя пальцевые.
Ходовая часть состоит из двух последовательно расположенных колесно-моторных блоков. Каждый блок включает в себя тяговый электродвигатель, колесную пару, цилиндрическо-конический редуктор и две буксы. На одном колесно-моторном блоке установлен датчик скорости. Тяговый двигатель НБ-33/20 постоянного тока расположен на подвеске опорно-осевого типа и представляет собой 4-полюсную электрическую машину с последовательным возбуждением, защищенного рудничного нормального исполнения, с самовентиляцией.
Стандартная модель электровоза снабжена токоприемником ТРН-Н пантографного типа с предохранительным устройством-синхронизатором, пружинным приводом на подъем и с ручным приводом на опускание из кабины. Рабочая высота токоприёмника составляет от 500 до 1100 мм, масса - 40 кг. Стабилизатор напряжения СН-7 предназначен для преобразования и поддержания в заданных пределах напряжения питания цепей освещения и вспомогательного оборудования.
Электровоз оборудован колодочным тормозом с ручным и пневматическим приводами и электродинамическим реостатным тормозом с ручным приводом от рукоятки контроллера машиниста. Для реостатного пуска и торможения используется пуско-тормозной резистор ПТР-27. Резистор представляет собой блок, состоящий из трех ленточных резисторов рамочного типа, и устанавливается в кузове электровоза.
Один из первых электровозов серии К-10 поступил на Зарайский завод строительных материалов в 1971 году для перевозки песка из карьера на завод, где был подвергнут серьёзной модернизации кузова. Традиционная верхняя часть электровоза и прикреплённая к ней сбоку кабина машиниста была убрана, на её место устанавливалась кабина «дирижабельного» типа во всю длину кузова локомотива. Вход в кабину осуществляется с торца, противоположного пульту управления. Электрооборудование было перенесено под пол, а на крыше были установлены прожекторы и два типа токоприёмников — стандартный и боковой. Боковой токоприёмник выполнен в виде штанги, выдвигаемой вручную помощником машиниста, и используется при движении локомотива в точке погрузки, где подвешивание контактного провода возможно только сбоку от пути. Позднее в Зарайск поступило ещё 4 электровоза (последний локомотив — в 1991 году), которые были подвергнуты аналогичной модернизации.[4]
По состоянию на начало 2000-х годов, самый первый электровоз был списан и порезан, остальные 4 локомотива, получившие инвентарные номера от 1 до 4, использовались для перевозки вагонеток (при этом 2 локомотива находились в эксплуатации, а 2 отстаивались в тупиках). Локомотивы обслуживались бригадой из 2-х человек. По состоянию на 2005 год был отставлен от работы электровоз № 1, а в 2008 — № 2. В конце 2008 года узкоколейная железная дорога закрылась, и электровозы находились в заброшенном состоянии до 2010 года. Один из электровозов было решено сохранить как памятник, остальные вероятнее всего были порезаны на металлолом.
Заброшенный электровоз № 1
Электровоз № 3
Кабина электровоза № 3
Электровозы железных дорог Советского Союза и постсоветского пространства | |
---|---|
Магистральные |
Электровозы постоянного тока С — 1931—1932 | СС — 1932—1934 | СИ — 1933—1934 | ВЛ19 — 1932—1938 | ПБ21 — 1934 | СК — 1936—1938 | ВЛ22 — 1938—1941 | ВЛ22М — 1947—1958 | ВЛ8 — 1953—1967 | ВЛ23 — 1956—1961 | ЧС1 — 1957—1960 | ЧС2 — 1958—1973 | ЭО — 1959 | ЧС3 — 1961 | ВЛ10 — 1961—1977 | ЧС2Т — 1972—1976 | ВЛ12 — 1973, 1974 | ЧС200 — 1974—1979 | ВЛ11 — 1975—... | ЧС6 — 1979—1981 | ЧС7 — 1983—2000 | ВЛ15 — 1984—1991 | ДЭ1 — 1995—2008 | ЭП2К — 2006—… | 2ЭС4К — 2006—… | 2ЭС6 — 2007—… | 2ЕЛ4 — 2009—… | 2ЭС10 — 2010—… Электровозы переменного тока ОР22 — 1938 | ВЛ61 — 1954—1957 | ВЛ60 — 1957—1967 | Ф — 1959—1960 | К — 1961, 1962 | ВЛ80 — 1961—1994 | ВЛ62 — 1962—1963 | ЧС4 — 1965—1972 | ВЛ40 — 1966, 1969 | Sr1 — 1971 | ЧС4Т — 1971—1986 | ВЛ81 — 1976 | ВЛ83 — 1976 | ВЛ84 — 1979 | ЧС8 — 1983—1989 | ВЛ85 — 1983—1994 | ВЛ86Ф — 1985 | ВЛ65 — 1992—1998 | ЭП1 — 1998—… | ЭП200 — 1997 | ДС3 — 2002— | Э5К — 2004—… | KZ4A — 2004—2010 | O’Z-Y — 2009—2010 | ВЛ40У — 2004—… | 2ЭЛ5 — 2005—… | 2ЭС5 — 2011—… Электровозы двойного типа питания ЧС5 — 1966 | ВЛ82 — 1966—1979 | ЭП10 — 2005—2006 | ЭП20 — 2010-… |
Маневровые | |
Промышленные |
К-10.