23-10-2023
«Леди Маклеод» | |
англ. Lady McLeod | |
Тип марки |
частная, местной почты |
---|---|
Страна выпуска | |
Место выпуска |
предп. Порт-оф-Спейн |
Способ печати | |
Дата выпуска |
апрель 1847 |
Номинал |
нет |
Зубцовка | |
Причина редкости |
первая почтовая марка британских колоний |
Оценка (Скотт) |
чистая — $ 50 000; |
Оценка (Гиббонс) |
чистая — £ 25 000; |
Оценка |
CHF 39 000 (на конверте) |
«Ле́ди Макле́од» (англ. Lady McLeod) — название колёсного парохода и частной местной почты. Судно совершало регулярные рейсы между городами Порт-оф-Спейн и Сан-Фернандо на острове Тринидад (в настоящее время входит в состав государства Тринидад и Тобаго) в период с конца 1845 года до 1854 года.
В этот же период функционировала организованная владельцем парохода частная местная почта, для оплаты пересылаемых почтовых отправлений которой с апреля 1847 года использовалась почтовая марка, известная под филателистическим названием «Леди Маклеод». Она считается первой маркой, выпущенной в британских колониях.[2]
Содержание |
Построенный на верфи Напира (Napier) в Глазго[3] пароход был назван в честь супруги губернатора Тринидада сэра Генри Маклеода (Henry McLeod). Он начал курсировать по маршруту Порт-оф-Спейн — Сан-Фернандо в ноябре 1845 года[4], заменив старый пароход «Пария» (Paria)[5].
Пароход водоизмещением 60 тонн, мощностью 40 л. с. и вместимостью сто пассажиров[6] был приобретён компанией Turnbull, Stewart & Co. В 1846 году его купил Дэвид Брайс (David Bryce)[7], который через несколько лет сдал судно в аренду консорциуму Джона Ламонта (John Lamont)[8] из Сан-Фернандо.[9]
В начале 1850-х годов почтовая монополия была отменена, и началась конкуренция с американскими и голландскими судами. После очередной купли-продажи парохода он затонул в районе Сан-Фернандо в 1854 году.[9] Пароходный колокол «Леди Маклеод» был поднят на поверхность, ныне он находится в фойе здания мэрии Сан-Фернандо[10] и регулярно выставляется на выставках Обществом филателистов Тринидада (Trinidad Philatelic Society).[9]
Основным бизнесом Дэвида Брайса был импорт и торговля шерстью.[6] Частная местная почта «Леди Маклеод» как попутный промысел была открыта вскоре после выхода парохода на линию в ноябре 1845 года. 3 ноября 1845 года в колонке Port of Spain Gazette хозяин бизнеса напечатал уведомление, сообщающее, что пароход «Леди Маклеод» впредь раз в неделю будет доставлять письма, деньги и бандероли между Порт-оф-Спейн и Сан-Фернандо по подписке из расчёта один доллар в месяц или по разовому тарифу 10 центов за пересылку одного письма.[11][8]
Опыт показал, что подписка не оправдала себя.[8] В апреле 1847 года Брайс решил ввести в обращение марки. 16 апреля в Port of Spain Gazette вышло новое объявление — о том, что, начиная с 24 апреля, «Леди Маклеод» будет перевозить только письма, оплаченные марками, либо по предоплаченной месячной подписке[11]. Почтовые марки продавались по отдельности по 5 центов, или по 4 цента при приобретении ста штук. Таким образом эта марка стала первой в мире, предполагавшей оплату почтовых услуг со скидкой.[12] На рисунке беззубцовой марки изображено белое судно на синем фоне и монограмма из букв «L Mc L» (сокращение от «Lady McLeod»). Напечатанная литографским способом[3] на толстой желтоватой бумаге марка гасилась пером — росчерком в виде креста (X-cancel) красными или чёрными чернилами — или путём надрыва уголка.[9]
Предполагается, что марки печатались в типографии местной газеты, но этот факт до сих пор точно не установлен, равно как не известно количество марок в марочном листе (предположительно, сотня[8]) и количество отпечатанных листов.[5]
Марки «Леди Маклеод» находились в обращении около трёх лет, но точную дату их выхода из обращения установить не удалось, поскольку марки не гасились календарным почтовым штемпелем.[5]
Мировые каталоги почтовых марок относятся к «Леди Маклеод» по-разному. «Стэнли Гиббонс» считает её первой маркой Британской империи[13] не только фактически, но и формально: ей присвоен номер (SG1). В каталоге «Скотт» номера у марки нет (поскольку её эмитентом не является государственная почта), однако ей посвящён абзац текста, отделённый от остальных марок Тринидада чертой.
В 1851 году эта британская колония выпустила собственные почтовые марки с изображением сидящей Британии.[14]
Выпущено множество фальшивых марок «Леди Маклеод», причём подделывались не только марки, но и конверты с наклеенными на них марками.
Фальшивки изготовляли такие известные авторы-фальсификаторы, как Жан де Сперати (фр. Jean de Sperati) и Петер Винтер (нем. Peter Winter).[5]
Портал «Филателия» | |
Проект «Филателия и почта» |
Легендарные почтовые марки (кроме России и СССР) | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
Базельская голубка • Большая королева на бумаге верже • Британская Гвиана • Бычий глаз • Бычьи головы • Гавайские миссионеры • Голубая Александрия • Двойная Женева • Красный Меркурий • Красный Синд • Леди Маклеод • Летние Олимпийские игры 1984 • Марки Ныо • Провизорий «Винета» • Саксонская тройка • Святой грааль • Синий двухпенсовик • Служебная VR • Трикера • Тринакрия • Угандийские каури • Чёрная королева Канады • Чёрно-зелёная шестёрка
|
|||||
Примечательные марки |
||||||
Связанные темы | ||||||
См. также Легендарные почтовые марки России и СССР | ||||||
Список всех статей по почте и филателии | Категория:Филателия | Портал:Филателия | Проект:Филателия и почта |
Леди Маклеод.