15-09-2023
Ля́рва (лат. larvæ — привидение, изначально маска, личина[1][2][3][4][5][6], ср. с современным итал. larva — личинка или латинским же mascus — призрак) — в древнеримской мифологии душа (дух) умершего злого (по другим сведениям — молодого[7]) человека, приносящего живым несчастья и смерть[8]. Возможно, имеют отношение к ларам.
Содержание |
Для предотвращения угрозы со стороны лярв в Риме 9, 11 и 13 мая каждого года устраивались специальные «очистительные» ночные церемонии, т. н. лемурии или лемуралии[9], во время которых храмы закрывались, а браки не заключались[8].
В средневековую демонологию слово лярва перешло из античности, где обозначало призрак трагически погибшего человека[8][10][11].
Согласно «Словарю греческой и римской мифологии» (фр. Dictionnaire de la mythologie grecque et romaine, Larousse, 1998)[12] французского учёного Жоэля Шмидта (фр.) лярвы являются душами людей, совершивших тяжкие преступления, либо людей, не похороненных должным образом. Лярвы принимают вид ведьм или скелетов, насылая на людей страх, нервные болезни и эпилепсию[12].
В древнегреческой мифологии аналогом древнеримской лярвы являлся лемур, ночной дух (греч. Λεμούρια, лат. lemurеs)[8], вследствие чего в разных европейских языках для этого духа могут употребляться названия как лемур, так и лярва (подобно параллельному употреблениию имён Геракл/Геркулес, Гермес/Меркурий и пр.) В современном поэтическом стиле русского языка слово лярва может употребляться в качестве синонима слову маска.
Крестьяне на Руси на колядование наряжались в соответствующие римским лярвам хари и ходили с ними по дворам[15]. В разговорном русском языке первоначальный смысл слова утерян и является синонимом злой, лицемерной или же падшей в нравственном смысле женщины[16].
Согласно современным представлениям о славянской мифологии, существует мнение, что лярва — якобы злобный женский дух, способный вселяться в тело женщины, после чего та становилась распутной и непотребной. На это современное представление повлияла мода на оккультизм, наступившая в начале ХХ века и пришедшая в Россию с Запада, где, согласно средневековой демонологии, лярва являлась адским чудовищем, появившимся из духа трагически погибшего и не получившего должного погребения человека, насылающим на людей безумие и обладающим ядовитым дыханием[17].
Современные последователи оккультизма и эзотерики, очевидно, следуя средневековой европейской демонологии, утверждают, что «лярва» является неким бесплотным «духом-паразитом», якобы паразитирующим на «биополе» человека и питающимся его «биоэнергией». Чтобы избавиться от подобного «духа», необходимо подавлять в себе отрицательные эмоции и постоянно думать о положительном, а также совершать добрые бескорыстные поступки. Помочь в избавлении от духа-«лярвы» может успокаивающая музыка, картины, фотографии и ароматические масла[18].
В уголовном жаргоне слово лярва имеет два значения. Лярвой могут назвать пpоститутку, а также воровку-предательницу, выдавшую своих подельников, что может косвенно отсылать к первоначальному смыслу слова лярва, как личина, маска, то есть предательница, скрывавшаяся под личиной «своей»[19].
В разговорном русском языке слово лярва может использоваться как ругательство по отношению к женщине, обозначающее распущенность и невоздержанность в связях.
Практически все эти обряды пришли к нам из глубокой древности, когда колядовщики выступали в роли духов предков, проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия. Для праздника юноши и девушки наряжались в хари, или лярвы, и страшила. Ряженые ходили по дворам, пели колядки — песни, прославляющие Коляду, дающую всем блага.
Лярва.