03-06-2023
|
Мари́йская му́зыка («мари сем» или «марий сем», переводится как «марийская песня») — лирическая и танцевальная музыка, создаваемая на основе народных финно-угорских мелодий. Долгое время была частью народного искусства: мелодии и слова передавались изустно, от поколения к поколению. Первые нотные записи появились в 20-е годы XX века, а первые аудиозаписи были сделаны на восковых цилиндрах фонографа в 20-х и 30-х годах выдающимся марийским фольклористом, этнографом и организатором науки Четкаревым Ксенофонтом Архиповичем[1] (до настоящего времени эти звукозаписи не переведены на современные аудионосители и хранятся в Фонограммархиве Института русской литературы (Пушкинском Доме) Российской академии наук в г. Санкт-Петербурге). Многие аудиозаписи были сделаны после появления первых ленточных магнитофонов. В настоящее время они переводятся на компакт-диски и в MP3. Песни исполняются на марийском языке.
Содержание |
Марийские мелодии состоят из повторяющихся «музыкальных линий», эти «линии» не перекрываются и не разрываются. Мелодии основаны на традиционном музыкальном звукоряде — пентатонике (кроме так называемой марийской эстрадной музыки). В музыке преобладают высокие ноты. Традиционные музыкальные инструменты — барабаны (тӱмыр), флейты из тростника (шиялтыш), волынки из бычего пузыря (шӱвыр), гусли (кӱсле, карш) и деревянные трубы (пуч). Своеобразен однострунный музыкальный инструмент конгон (коҥгоҥ). В современных записях звучат баян и скрипка.
Песни о любви (среди них особое место занимают «песни печали») сильнее выражают чувства, чем современная музыка, так как не предназначены для широкого распространения. Как старые, так и новые записи ежедневно передаются в эфир Марий Эл радио, но так как всё вещание идёт на марийском языке, это музыка, предназначенная «для своих».
Во многих танцевальных мелодиях используются ритмы, подчеркивающие «слабую долю», то есть второй и четвёртый счет каждого такта. Марийская музыка содержит и более сложные ритмические рисунки — например, ритм «четыре четверти» поверх ритма «одна вторая» с подчеркиванием начала каждого четвёртого такта (это связано с танцем)[2] или мелодия с двойным подчеркиванием «слабой доли» женским голосом (за счёт особого произношения гласных звуков в финно-угорских языках)[3].
Марий Эл радио передаёт танцевальные мелодии без слов, такие, как «Эрвел марий» и «Йӱржо йӱреш». Существуют быстрые «танцы для молодежи» с насыщенным музыкальным сопровождением, а также танцы, которые исполняют только женщины[4][5].
Народная музыка | |
---|---|
Жанры народной музыки | Баллада · Былина · Джига · Духовный стих · Застольная песня · Каланда · Колыбельная песня · Морские песни шанти · Хорнпайп · Частушка |
Региональные и этнические сцены | Россия (Бурятия · Чечня · Осетия · Марий Эл · Татарстан · Башкортостан) · Американская (Англоамериканская · Афроамериканская · Латиноамериканская · Музыка индейцев · Зайдеко) · Кельтская музыка |
Стили, объединяющие народную музыку с современной популярной музыкой |
J-pop · New Weird America · Анатолийский рок · Анти-фолк · Дарк-фолк · Инди-фолк · Каупанк · Келтик-метал · Келтик-панк · Келтик-рок · Келтик-фьюжн · Латин-поп · Латин-рок · Мидивал-фолк-рок · Музыка нью-эйдж · Ориентал-метал · Поп-фолк · Прогрессив-фолк · Психоделический фолк · Рага-рок · Регги · Ритм-н-блюз · Средневековый метал · Фолк-барок · Фолк-джаз · Фолк-метал · Фолк-панк · Фолк-рок · Этно-электроника |
Другие статьи по теме | Автор-исполнитель · Народные музыкальные инструменты · Народный танец · Этническая музыка |
Марийская музыка.