21-05-2023
Машинострое́ние — отрасль обрабатывающей промышленности по производству всевозможных машин и оборудования, изготовляющая средства производства.
Машиностроение делится на три группы — трудоёмкое, металлоёмкое и наукоёмкое[1]. В свою очередь, эти группы делятся на следующие отраслевые подгруппы: тяжёлое машиностроение, общее машиностроение, среднее машиностроение, точное машиностроение, производство металлических изделий и заготовок, ремонт машин и оборудования.
Общее машиностроение представлено транспортным машиностроением (железнодорожное, судостроение, авиационное, ракетно-космическая промышленность, но без автомобилестроения), сельскохозяйственным, производством технологического оборудования для различных отраслей промышленности.
Тяжёлое машиностроение:группа отраслей машиностроения,занятых разработкой и производством металлургического, горношахтного, тяж. кузнечно-прессового, подъемно-транспортного оборудования, тяж. экскаваторов и др. оборудования.
Разработка и производство технологического оборудования по отраслям:
В состав среднего машиностроения входят автомобилестроение, тракторостроение, станко-инструментальное машиностроение, разработка и производство технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности.
В советское время Министерством среднего машиностроения (Минсредмаш) называлось ведомство, главными объектами которого были разработка и производство ядерного оружия. Оно было организовано в 1953 году, и в его структуру входили собственные рудники, заводы, НИИ, транспорт, сеть связи, вузы и пр.
Ведущие отрасли точного машиностроения — приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, электротехническая промышленность. Продукция отраслей этой группы исключительно разнообразна — это оптические приборы, персональные компьютеры, радиоэлектронная аппаратура, авиационные приборы, волоконная оптика, лазеры и комплектующие элементы, часы.
Основными элементами развития современного машиностроения является совершенствование средств производства, методов организации производства (к прим. использование технологий серийного и массового изготовления), переход к стандартизации, автоматизации и информационному обеспечению процессов.
Компания | Стоимость фондов, млрд $ | Доходы, млрд $ | Прибыли, млрд $ | |
---|---|---|---|---|
General Electric | 750,507 (1)* | 152,866 (9) | 16,819 (4) | |
General Motors[3] | 479,603 | 193,517 (5) | 2,805 | |
Toyota Motor | 227,513 | 172,616 (7) | 10,898 (11) | |
DaimlerChrysler | 248,324 | 176,687 (6) | 3,067 |
*В скобках указана позиция в общем рейтинге по показателю.
General Electric — мощнейшая в мире компания по размеру фондов, по прибыльности уступает только нефтяным энергогигантам British Petroleum, ExxonMobil и Royal Dutch/Shell. Несмотря на то, что в сферу деятельности компании входит множество иных направлений, с момента основания основными являются машиностроение и энергетика.
Среди крупных машиностроителей серьезная часть — это компании автомобильной промышленности, во многом формирующие высокий уровень потребления и состояние экономики в целом.
Компания | Доходы, млн $ | Прибыли, млн $ | |
---|---|---|---|
АвтоВАЗ | 5570,3 (16)* | 160,2 (37) | |
Группа "СОК" | 1705,6 (33) | — | |
АХК Сухой | 1496,9 (37) | 84,4 (63) | |
КамАЗ | 1612,7 (35) | 7,3 |
*В скобках указана позиция в общем рейтинге по показателю.
Компании-автомобилестроители, ориентированные прежде всего на внутренний рынок, составляют верхушку списка, однако их ряды поправляют исторически сильные экспортные компании ВПК.
Крупным игроком на рынке грузовой и строительной техники является группа «Русские машины», а изготовителем продукции нефтегазового машиностроения группы ГМС, Интегра, Римера, Кунгур, Борец.
Машиностроение.