Lt304888.ru

Туристические услуги

Международные санкции против Югославии

13-10-2023

Перейти к: навигация, поиск

Международные санкции против Югославии — ограничительные политические, экономические, культурные и др. меры, введённые Советом безопасности ООН в отношении Союзной Республики Югославии 2 декабря 1991 года и отмененные 1 октября 1996 года. Они были вызваны стремлением ряда стран и международных организаций вынудить Союзную Республику Югославию отказаться от помощи боснийским сербам, являвшимся одними из ключевых участников войны в Боснии и Герцеговине. Санкции нанесли значительный экономический ущерб, остановив развитие югославской экономики и существенно ухудшили уровень жизни населения.

По мнению российского историка Елены Гуськовой, одной из причин введения санкций было желание западных стран изменить политический режим в Югославии, оказать давление на Слободана Милошевича[1].

Санкции против СРЮ

Б. Бутрос-Гали — Генеральный секретарь ООН в период введения санкций

С 15 по 21 мая 1992 года Генеральный секретарь ООН Б. Бутрос-Гали и Совет безопасности ООН в своей резолюции номер 752 потребовали от Союзной Республики Югославии прекращения вмешательства в события в Боснии и Герцеговине, которое по их мнению осуществляла СРЮ, и вывода из Боснии подразделений Югославской Народной Армии. В ответном письме от 26 мая президиум и правительство Югославии сообщили, что с 19 мая все югославские войска покинули Боснию, югославско-боснийская граница в течение уже 30 дней закрыта для военных формирований и что Югославия готова к полному сотрудничеству с ООН. Однако 30 мая 1992 года Совет безопасности ООН проголосовал за введение санкций против Югославии, приняв резолюцию под номером 757. В ответ президиум СРЮ направил Генеральному секретарю ООН телеграмму с просьбой созвать Международную конференцию по Югославии, на которой страна пошла бы на ряд уступок, включая и распределение миротворческих сил на границе между Югославией и Боснией и Герцеговиной. Однако ни данное обращение, ни последовавшие за ним не изменили ситуацию[1].

Резолюция Совбеза ООН под номером 757 запрещала странам-членам ООН любые торговые операции с Югославией, использование югославских кораблей и самолетов, деловые контакты, все финансовые транзакции с физическими и юридическими лицами из СРЮ. Замораживались югославские валютные фонды за границей, вводились ограничения на перелет и посадки югославских самолетов, сокращалась численность состава югославских дипломатических корпунктов, запрещалось участие югославских представителей в спортивных мероприятиях за границей, останавливалось научно-техническое и культурное сотрудничество[2]. Единственное исключение было сделано для ввоза в Югославию продовольствия, медикаментов и т.д.[3][4].

Действие санкций началось на следующий день после принятия резолюции 757. Ряд стран заявил о начале их выполнения и потребовали закрытия в своих столицах югославских посольств и консульств. Международная футбольная федерация запретила спортсменам из Югославии участвовать в международных соревнованиях. 2 июня США прервали воздушное сообщение с Югославией и заморозили банковские счета СРЮ в своих банках, прекратили научно-техническое и культурное сотрудничество, а ЕС заявило о совместных действиях в торговом эмбарго против СРЮ. 7 июня была закрыта югославско-румынская граница для провоза товаров. Ряд стран ввел режим виз для граждан Югославии[1].

16 ноября 1992 года Совбезом ООН была принята резолюция 787, ужесточившая режим санкций. Она запрещала транзит нефти и нефтепродуктов, угля, оборудования для энергетики, железа, стали, химикатов, пневматики, транспортных средств. Были ужесточены меры контроля за судами в югославских морских портах и на Дунае. Также вводился строгий контроль за судоходством на Дунае и в Адриатическом море[5][6][7].

Очередное ужесточение санкций было связано с принятием резолюции Совета безопасности ООН под номером 820. Она полностью запрещала транзит товаров по Дунаю, замораживала югославские счета в иностранных банках[8]. Была ограничена почтовая связь, при этом посылки не принимались, а для писем существовал ряд ограничений[6].

По данным экспертов ЦРУ, опубликованным в 1993 году, санкции смогли ускорить крах югославской экономики, однако не смогли спровоцировать антиправительственные настроения среди населения. По их мнению, существенной помощью для Югославии были средства, пересылаемые диаспорой, в значительной степени из стран Западной Европы, и прочная связь города с селом, что обеспечивало наличие продуктов в крупных населенных пунктах[9].

Последствия санкций

В экономике

Результат гиперинфляции — купюра в 500 миллиардов динаров
Очередь перед банком в Белграде. 1993 год

Санкции вызвали глубокий кризис экономики Югославии. За первые три года санкций прямой ущерб составил более 45 миллиардов долларов. По национальному доходу на душу населения СРЮ стала приближаться к уровню слаборазвитых стран Азии и Африки. Отсутствие сырья, запчастей и рынков сбыта заставило прекратить деятельность или перейти на минимальный режим работы значительное количество предприятий страны, более 900 000 человек были отправлены в вынужденные отпуска. Число безработных в январе 1994 года составило 760 000 человек[6]. Уровень промышленного производства тогда составил 38% от уровня февраля 1992 года[10].

В 1992 году темпы гиперинфляции составили 19 810,2 %, К концу 1993 года инфляция составила 1 000 000%. В декабре того года цены по сравнению с ценами в ноябре выросли в 1790 раз. В частности на продовольствие они выросли в 3586 раз. К январю 1994 года инфляция составила 313 000 000%[6]. Из-за инфляции средняя зарплата в Югославии опустилась ниже шести долларов. Правительством было введено нормированное распределение продуктов, предметов первой необходимости[6]. В июле 1992 года, спустя месяц после введения санкций, остановили работу до 40% предприятий общественного сектора. Скупщина приняла ряд законов, по которым правительство лимитировало заработную плату работающих граждан и заморозило цены на почти 50% товаров[7].

В культуре и спорте

Сербские культурные организации были исключены из важнейших мировых культурных процессов. Практически полностью прекратился библиотечный книгообмен. Ряду иностранных артистов власти их государств запретили выступать на концертах в Югославии. Президент Российской академии наук отказывался подписать протокол о научном сотрудничестве с САНУ, а деятели сербской науки и культуры не приглашались на праздник славянской культуры и письменности, ежегодно отмечаемый в Москве[11].

От санкций пострадали и югославские спортсмены. За историю югославского спорта ими были завоеваны 110 олимпийских наград, 885 медалей на европейских соревнованиях и 1171 медаль на мировых первенствах. Однако с июня 1992 года югославским спортсменам было запрещено участвовать в международных соревнованиях, в том числе и Олимпийских играх[11].

В здравоохранении

Последствия санкций тяжело отразились на здоровье населения. Функционирование системы здравоохранения в Югославии в значительной степени зависело от ввоза лекарств, сырья для их производства, медицинских и санитарных материалов и т. д. Нехватка лекарств и медицинского оборудования вместе с общим спадом уровня жизни ухудшали здоровье населения. Уже в 1992 году недоставало более 50% необходимых для первой медицинской помощи лекарственных препаратов: антибиотиков, препаратов для лечения гипертонии, заболеваний сердца, почек, лекарств в ампулах, средств для анестезии и переливания крови[12]. Уменьшение количества выживших при родах детей и увеличение количества умерших привело к падению уровня рождаемости с 16% в 1986 году до 13% в 1993 году и к росту смертности с 9,6% в 1986 до 10,2% в 1993 году. За первые два года действия санкций в Югославии родилось на 24 000 детей меньше, нежели в 1991 году. Количество умерших по сравнению с тем же годом увеличилось на 10 122. В белградской клинике акушерства и гинекологии «Народный фронт» в 1989 году умерло 2% новорожденных, а в 1994 году —15%. Каждый второй ребенок Белграда был истощен[12].

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 Югославия в XX веке, 2011, с. 840
  2. Резолюция 757. Положение в бывшей Югославии (рус.). Совет безопасности ООН. Проверено 7 сентября 2014.
  3. Югославия в XX веке, 2011, с. 841
  4. Сербия о себе, 2005, с. 353
  5. Резолюция 787. Положение в Боснии и Герцеговине (рус.). Совет безопасности ООН. Проверено 7 сентября 2014.
  6. 1 2 3 4 5 Гуськова, 2001, с. 591
  7. 1 2 Сербия о себе, 2005, с. 355
  8. Резолюция 820. Ситуация в Республике Боснии и Герцеговине (рус.). Совет безопасности ООН. Проверено 7 сентября 2014.
  9. Kako je CIA videla Srbiju (серб.). Проверено 7 сентября 2014.
  10. Сербия о себе, 2005, с. 397
  11. 1 2 Гуськова, 2001, с. 599
  12. 1 2 Гуськова, 2001, с. 592

Литература

  • Гуськова Е.Ю. История югославского кризиса (1990-2000). — М.: Русское право/Русский Национальный Фонд, 2001. — 720 с. — ISBN 5941910037.
  • Сербия о себе / М. Йованович. — М.: Европа, 2005. — 520 с. — ISBN 5-9739-0032-0.
  • Югославия в XX веке: очерки политической истории / К. В. Никифоров (отв. ред.), А. И. Филимонова, А. Л. Шемякин и др. — М.: Индрик, 2011. — 888 с. — ISBN 9785916741216.

Ссылки

  • Резолюция 757. Положение в бывшей Югославии (рус.). Совет безопасности ООН. Проверено 7 сентября 2014.
  • Резолюция 787. Положение в Боснии и Герцеговине (рус.). Совет безопасности ООН. Проверено 7 сентября 2014.
  • Резолюция 820. Ситуация в Республике Боснии и Герцеговине (рус.). Совет безопасности ООН. Проверено 7 сентября 2014.
  • CIA o Srbiji 1993: Sankcije ne pogađaju dovoljno (серб.). Проверено 7 сентября 2014.

Международные санкции против Югославии.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01