Lt304888.ru

Туристические услуги

Мектеп

26-08-2023

Мактаб, мектеп, мектеб, мактап (араб. بـتــكـمـ‎‎ — «там, где пишут»; письменный стол; школа) — мусульманская (как правило) начальная школа в странах Востока и Российской империи. Мактабы также известны как куттаб (по арабски: “школа”). В основном обучали детей чтению, письму, грамматике и Исламу[1]. Хотя в арабском мире, мактаб означает только начальную школу, слово "мактаб" в персидских языках означает начальную и среднюю школу. Ибн Сина также использовал этот термин.

Содержание

История

Учитель и студенты в Оттоманском мактабе.

В средневековом исламском мире, мактабы известны как минимум с X века. Как и медресе(которые относились к высшему образованию), мактабы обычно создавались при медресе[1]. В X веке, исламский юрист Ибн Хаджар аль-Хайтами (Ibn Hajar al-Haytami) обсуждал мактабы в своих работах[2] . В ответ на запрос от бывшего судьи которые управлял начальной школой для сирот Мадхаб(Madhab), аль-Хайтами издал фатву описывающую структуру обучения в мактабах в которой запрещалась любая физическая или экономическая эксплуатация сирот[3].

В XI веке, знаменитый персидский философ и учитель Ибн Сина(известный как Авиценна на Западе), в одной из своих книг, написал главу о мактабах, озаглавленную "Роль учителя в обучении и воспитании ребенка", как руководство учителям работающим в мактабах. Он писал что дети лучше усваивают знания и навыки в классах, а не при обучении один на один. Он доказывал это ролью соревнования и соперничеством среди учеников, также как и пользой группового обсуждения и дебатов. Ибн Сина описал учебный план обычного мактаба, разделив его на две стадии: начальную школу и среднюю[1].

Начальное образование

Ибн Сина писал что детей необходимо посылать в мактабы с 6 лет и обучать начальному образованию до 14. В этот период они должны учить Коран, исламскую метафизику, язык, литературу, исламскую этику, и навыки обычной жизни[1].

Среднее образование

Ибн Сина считал среднее образование как этап специализации, когда школьники должны были начать получать практические навыки, которые были бы полезны в их будущей работе, независимо от социального статуса ребенка. Он считал что дети после 14 должны иметь право выбора предметов обучения которые им интересны: чтение, мастеровитость, поэзия, духовное образование, медицина, геометрия, торговля и коммерция, искусство, или любой другой предмет который был бы им полезен в их будущей профессии. Он писал что это промежуточный этап и что необходимо быть гибким позволяя каждому ученику заканчивать школу в своем темпе, учитывая разную скорость взросления и сложность предметов[4].

Грамотность

В средневековые времена, грамотность в мусульманском мире была одной из самых высоких и ценность образования росла. Она была сравнима с грамотностью населения древних Афин[5]. Появление мактабов и медресе сыграло в этом огромную роль[6].

К средствам воспитания в мактабах могли относится не только оплеухи, подзатыльники и кулаки, но также широко применялись палки «чубуки», которыми учитель (ходжа, домулла) колотил провинившегося ученика, а также палочные удары по подошвам ног (фалака). Учителя убеждали мусульман, что битые ими места ребёнка в случае наказания того в раю - воссияют небесным светом, а очутись они в аду, они не будут гореть негасимым пламенем.[7][8] В конце XIX — начале XX века под влиянием джадидистов возникли полусветские начальные школы. В учебные курс были введены родной язык и литература, история, русский язык и другие светские дисциплины. Появились женские мектебы. После революции 1917 года мектебы были закрыты или преобразованы в обычные советские школы.

Топонимы

На территории Ногайской степи существуют населённые пункты, в название которых входит слово мектеб: Терекли-Мектеб — административный центр Ногаского района Дагестана, Махмуд-Мектеб и Тукуй-Мектеб в Нефтекумском районе Ставропольского края. Эти ногайские поселения были основаны при школах, что и осталось увековечено в их названиях.

Ссылки

  1. 1 2 3 4 M. S. Asimov, Clifford Edmund Bosworth (1999), The Age of Achievement: Vol 4, Motilal Banarsidass, pp. 33–4, ISBN 8120815963 
  2. Review: Law and Education in Medieval Islam: Studies in Memory of Professor George Makdisi, Edited by Joseph E. Lowry, Devin J. Stewart and Shawkat M. Toorawa", Journal of the Royal Asiatic Society (Cambridge University Press) . — Т. 18 (01): 98–100, DOI 10.1017/S1356186307007912 
  3. Review: Law and Education in Medieval Islam: Studies in Memory of Professor George Makdisi, Edited by Joseph E. Lowry, Devin J. Stewart and Shawkat M. Toorawa", Journal of Islamic Studies (Oxford University Press) . — Т. 17 (3): 359–62, DOI 10.1093/jis/etl027 
  4. M. S. Asimov, Clifford Edmund Bosworth (1999), The Age of Achievement: Vol 4, Motilal Banarsidass, pp. 34–5, ISBN 8120815963 
  5. Delivering Education, http://media.hoover.org/documents/0817928928_105.pdf>. Проверено 22 ноября 2008. 
  6. Islam at the Center: Technological Complexes and the Roots of Modernity", Journal of World History (University of Hawaii Press) . — Т. 20 (2): 165–186 [178–82], DOI 10.1353/jwh.0.0045 
  7. Очерк истории крымскотатарского этноконфессионального мектебе (XIX — начало XX вв.). // Культура народов Причерноморья: Научный журнал.- Симферополь, 1997. — № 2-декабрь.
  8. Очерки истории культуры советского Узбекистан, Изд-во Академии наук СССР, 1955.
  • Мэктэбе в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Мектеп.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01