Lt304888.ru

Туристические услуги

Мещане (пьеса)

22-07-2023

Мещане

Вольфганг Хайнц в роли Тетерева (Немецкий театр, 1957)
Жанр:

пьеса

Автор:

Максим Горький

Язык оригинала:

русский

Год написания:

1901

Отдельное издание:

1902

Электронная версия

«Мещане» — пьеса Максима Горького, написанная в 1901 году. Первая пьеса М. Горького. Впервые была напечатна отдельной книгой издательством «Знание» в 1902 году как «Мещане. Сцены в доме Бессеменова. Драматический эскиз в 4 актах». В течение года был распродан тираж в 60 000 экземпляров. В 1903 году пьеса получила Грибоедовскую премию.

Содержание

Действующие лица

  • Бессеменов, Василий Васильев, 58 лет, зажиточный мещанин, старшина малярного цеха.
  • Акулина Ивановна, жена его, 52 года.
  • Петр, бывший студент, 26 лет, его сын.
  • Татьяна, школьная учительница, 28 лет, его дочь.
  • Нил, воспитанник Бессеменова, машинист, 27 лет.
  • Перчихин, дальний родственник Бессеменова, торговец певчими птицами, 50 лет.
  • Поля, его дочь, швейка, работает в семьях поденно, 21 год.
  • Елена Николаевна Кривцова, вдова смотрителя тюрьмы, живет на квартире у Бессеменовых, 24 года.
  • Тетерев, певчий; Шишкин, студент, нахлебники у Бессеменовых.
  • Цветаева, учительница, подруга Татьяны, 25 лет.
  • Степанида, кухарка.
  • Баба с улицы.
  • Мальчишка, маляр.
  • Доктор.

Место действия — маленький провинциальный город.

Сюжет

В зажиточном доме проживают Бессеменов Василий Васильевич, 58 лет, старшина малярного цеха, метящий депутатом в городскую думу от цехового сословия; Акулина Ивановна, его жена; сын Петр, бывший студент, выгнанный за участие в недозволенных студенческих собраниях; дочь Татьяна, школьная учительница, засидевшаяся в невестах; воспитанник Бессеменова Нил, машинист в железнодорожном депо; церковный певчий Тетерев и студент Шишкин — нахлебники;

Елена Николаевна Кривцова — молодая вдова смотрителя тюрьмы, снимающая в доме комнаты, и Степанида — кухарка, выполняющая в доме всю черную работу с помощью девушки Поли, швеи, дочери дальнего родственника Бессеменова Перчихина, торговца певчими птицами и пьяницы. Кроме них, в доме часто бывает Цветаева, молодая учительница, подруга Татьяны.

Действие пьесы проходит в атмосфере постоянно разгорающихся и затихающих скандалов между Бессеменовым и его детьми. Отец недоволен непочтительностью к нему детей, а также тем, что оба до сих пор не нашли в жизни своего места. По его мнению, оба они стали слишком «образованными» и потому гордыми. Это мешает им жить. Татьяна просто должна выйти замуж, а Петр — выгодно жениться и работать на преумножение богатства отца. По мере развития действия становится понятно, что дети не столько не хотят жить «по-отцовски», сколько просто не могут из-за своей ослабленной воли, потери интереса к жизни и т. д. Образование действительно не пошло им на пользу; оно лишь запутало их, лишило воли к жизни и прочных мещанских корней.

В этом главная трагедия семьи Бессеменовых. В случае с Петром, по мнению Тетерева, выполняющего в пьесе своеобразную роль резонера, эта трагедия должна решиться в пользу отца: Петр оставит Кривцову, в которую пока влюблен против воли родителей, неизбежно пойдет по пути отца и тоже станет примерным мещанином. В случае с Татьяной, которая безнадежно влюблена в Нила, уже связанного обоюдной любовью с Полей, — вопрос открыт: скорее всего, Татьяна так и останется несчастной жертвой противоречия между своими мещанскими корнями и новыми веяниями времени.

Эти веяния отчетливей всех выражает Нил, наиболее «прогрессивный» герой и, очевидно, будущий социалист-революционер, на что намекает Бессеменов. Нил отражает близкую Горькому эстетику борьбы и труда, неразрывно между собой связанных. Например, он любит ковать, но не потому, что любит труд вообще, а потому, что любит как бы сражаться с металлом, подавляя его сопротивление. В то же время воля и целеустремленность Нила имеют обратную сторону: он безжалостен к влюбленной в него Татьяне и к воспитавшему его Бессеменову.

Попутно в пьесе разворачиваются окраинные сюжеты: любовь Тетерева к Поле, в которой он видит свое последнее спасение от пьянства и скуки жизни; судьба Перчихина, человека не от мира сего, живущего только любовью к птицам и лесу; трагедия Кривцовой, влюбленной в жизнь, но потерявшей в ней свое место. Наиболее интересный из второстепенных персонажей — Тетерев. Этот человек слишком огромен (и физически, и духовно) для той убогой жизни, хозяевами которой пока являются Бессеменов и ему подобные. Но ему вряд ли найдется место и в той жизни, хозяевами которой будут люди вроде Нила. Его образ — образ вечного изгнанника жизни.

Пьеса заканчивается на трагической ноте. После неудавшейся попытки покончить с собой Татьяна понимает свою обреченность и ненужность среди людей. В последней сцене она падает на клавиши рояля, и раздается нестройный громкий звук.

Значительные постановки

  • 26 марта 1902 — Московский Художественный театр (на гастролях в Петербурге, в Панаевском театре). Реж. Станиславский и Лужский, худ. Симов; Бессеменов — Лужский, Акулина Ивановна — Муратова, Петр — Мейерхольд, Татьяна — Роксанова, Нил — Судьбинин, Перчихин — Артём, Поля — О. Алексеева, Елена — Книппер, Тетерев — Баранов, Шишкин — Тихомиров, Цветаева — Бутова. На московской сцене — 8 октября 1902 года.
  • Центральный театр Красной Армии (1935, реж. Телешева; Бессеменов — Нечаев, ПетрАлександров, Шевкуненко, Татьяна — Харламова, Нил — Осипов, Перчихин — Константинов, Ратомский, Поля — Богданова, Елена — Зеркалова, Тетерев — Г. Васильев, Герага, Никандров)
  • 1936 — Волгоградский театр (реж. Энгель-Крон); Смоленский теат (реж. А. Брянский)
  • 1937 — Ленингр. драм. театр; Ленинградский Большой драматический театр им. М. Горького (реж. А. Дикий; Бессеменов — Г.П. Петровский, Акулина Ивановна — Александра Фомина, Нил — Николай Корн, Виталий Полицеймако, Перчихин — В. Софронов, Поля — В. Кибардина, Тетерев — А. Лариков, Елена — Ольга Казико); Театр им. ЛОСПС; Ростовский на Дону театр (реж. Завадский, Лишин)
  • 1938 — Театр Артема, Юзовка (впервые — на укр. яз., пер. Гаккебуш, реж. Лазуренко); Театр им. Я. Коласа (Бессеменов — А. Ильинский, Перчихин — П. Молчанов)
  • Днепропетровский театр им. Шевченко (1939)
  • Театр «Ванемуйне» (1941, реж. Ирд, Бессеменов — Миккал, Петр — Ирд, Татьяна — Кайду, Нил — Салулат), Магнитогорский театр
  • Саратовский театр (1944)
  • Малый театр (1946, реж. Дикий, Бессеменов — Ковров, Татьяна — К. Тарасова, Нил — Анненков, Перчихин — П. Оленев, Елена — Зеркалова, Тетерев — Далматов, Дикий)
  • 1946 — Ивановский, Калининский и Омский театры
  • 1947 — Бакинский русский театр (реж. и исполнитель роли Тетерева — П. Юдин), Тбилисский театр им. А. С. Грибоедова
  • 1948 — Пермский и Ульяновский театры (1948),
  • 1949 — Харьковский русский театр (реж. и исполнитель роли Перчихина — Крамов)
  • 1949 — МХАТ. Реж. Блинников, Раевский, под рук. Кедрова.
  • Львовский театр им. Заньковецкой (1950, реж. Тягно)
  • 1951 — Ижевский русский, Лиепайский театры (реж. Мурниек), Театр «Красный факел» (реж. Бейбутов), Театр им. Хамзы (реж. Гинзбург), Челябинский (реж. и худ. Люце), Шауляйский театры
  • 1952 — Кишиневский, Новгородский театры; Грузинский театр в Сухуми (пер. А. Пагавы)
  • 1953 — Душанбинский, Ереванский русский, Калининградский, Клайпедский театры
  • 1954 — Казахский, Туркменский театры
  • Чувашский (1956)
  • Фрунзенский (1958)
  • Курский (1962)
  • Рижский ТЮЗ (1946), Куйбышевский ТЮЗ (1951), Казанский ТЮЗ (1953), Кировский ТЮЗ (1955), Владивостокский ТЮЗ, Горьковский ТЮЗ (1956), Московский областной ТЮЗ (1958), Саратовский ТЮЗ (1961)
  • 1966 — Ленинградский Большой драматический театр им. М. Горького. Реж . Г. А. Товстоногов. (см. Мещане (спектакль, 1966))
  • 2004 — МХТ. Реж. К. С. Серебренников.

Зарубежные театры

  • 1902 — берлинский «Лессинг-театр», Бреслауский театр, венский «Раймунд театр», Краковский театр
  • Гамбургский, Дармштадтский и Лейп-цигский театры (1902-03)
  • 1903 — миланский театр «Фоссати», Мюнхенский театр, пражский Национальный театр, труппа Де Санктиса в Турине (Тетерев — Де Санктис)
  • 1904 — Палермский театр Баллини, римский театр «Национале», софийский театр «Слеза и смех»
  • 1906 — английское театральное объединение «Сирена» («Мермейд сосайети»; Лондон), финский театр «Суоми Лайметти» (Гельсингфорс)
  • 1923 — «Централ-театр» (реж. Э. Пискатор, Берлин)
  • Чехословацкое общество рабочего любительского театра, Прага (1936)
  • миланский «Пикколо-театро» (1946)
  • пражский Национальный театр (1948)
  • Бургасский театр, Болгария (1949)
  • римский Театр Пиранделло и театр в Генуе (1952)
  • познаньский Новый театр и римский театр «Балле» (1953)
  • сегедский Национальный театр, Венгрия (1955)
  • берлинский Немецкий театр (Камерная сцена, 1957)
  • 1959 — варшавский театр «Класычны», парижский театр «Эвр», «Фрай Мочо» в Буэнос-Айресе

См. также

  • Мещане (спектакль БДТ им. Горького)

Литература

  • Николаева Л. Ранняя драматургия М. Горького в историко-функциональном изучении: проблема интерпретации жанра пьес «Мещане», «На дне», «Дачники» — Глава 3. «Мещане»
  • «Мещане». Материалы и исследования. М.: Изд-во ВТО, 1946.
  • «Мещане» М.Горького. Литературная и сценическая история. Материалы и исследования / Общая редакция С. Балухатого. М.—Л.: ВТО, 1941.
  • Анненский И. «Мещане» на советской сцене // Театр. 1938. № 3. С.75-82.
  • Базилевская И. Н. «Мещане» М.Горького в постановке МХТ 1902 г. // Ежегодник МХТ 1949—1950. М.: Искусство, 1952. С. 233—277.
  • Базилевская И. Н. «Мещане» М. Горького в постановке МХТ 1949 г. // Ежегодник МХТ 1949—1950. М.: Искусство, 1952. С. 323—354.
  • И. [Игнатов И.] «Мещане», сцены в доме Бессеменова // Русские ведомости. 1902. 27 октября.
  • Дурылин С. Горький на сцене // Горький и театр. Сб. статей. M.—Л., 1938.
  • Данилов С. С. Горький на сцене. Л.- М., 1958.

Ссылки

В Викитеке есть тексты по теме
Мещане (пьеса)
  • А. М. Горький. Мещане

Мещане (пьеса).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01