Lt304888.ru

Туристические услуги

Монтанизм

07-10-2023

Монтани́зм — религиозное движение (ересь) в христианстве II века.

История

О первоначальной истории Монтанизма сохранилось так мало положительных сведений, что в новейшее время некоторые слишком скептические историки склонялись к признанию самого Монтана и его двух пророчиц за мифы. Религиозные идеи Монтанизма известны главным образом из книг обратившегося в эту секту Тертуллиана.

Бывший языческий жрец Монтан из Фригии (на границе с Мизией), обратившись в христианство (около 156), не захотел войти в слагавшиеся в то время церковные рамки и стал проповедовать живое духовное общение с Божеством, свободное от иерархии и обрядов и проявляющееся в индивидуальных харизмах, то есть особых дарах Святого Духа, преимущественно в пророческом даре. Последователи Монтана, между которыми выделялись особенно две пророчицы, Приска (или Присцилла) и Максимилла, признали своего учителя за Параклета (Духа-Утешителя), обещанного в Евангелии Иоанна.

Движение распространилось из Малой Азии во Фракии; отголоски его достигли Карфагена, Рима и Южной Галлии.

Учение

Монтанизм, полагая сущность христианства исключительно в религиозном энтузиазме, своим отрицанием всякой иерархической и богослужебной формы сталкивался с Церковью, а своим пренебрежением к умственной стороне религии представлял противоположность гностицизму, с которым, однако, последователи Монтана сходились в том, что настоящими духовными христианами (пневматиками) и «святыми» считали только себя, а большинство обычных верующих христиан признавали за низший род людей — душевных (психиков).

Монтанизм проповедовал крайний аскетизм, категорический запрет повторных браков и стремление к мученичеству во имя Христа - как прямой путь в Царство Небесное.

Пророческий дар у монтанистов выражался в экстатических припадках, а со стороны содержания пророчества сводились главным образом к возвещению скорого второго пришествия Христа, причём фригийское поселение Пепуза объявлялось Новым Иерусалимом.

Так как монтанисты оставляли неприкосновенными основные Христианские догматы и восставали против Церкви только в отношении дисциплины и нравов, заявляя себя здесь крайними ригористами, — то многие важные предстоятели церковные (Ириней Лионский, Элевтерий Римский) смотрели сначала на это движение снисходительно; более строго отнесся к нему Папа Виктор, а впоследствии Монтанова, или катафригийская, ересь была окончательно осуждена Первым вселенским собором в Никее (325). Известно сочинение против монтанистов, написанное около 212 года Аполлонием Эфесским.

Осужденный Церковью, монтанизм в III веке сохранял влияние в Африке, где его крупным представителем был Тертуллиан. Гроб Монтана и его пророчиц в городе Пепуза был уничтожен ефесским епископом Иоанном в VI веке. При гонении императора Юстиниана I последние монтанисты заперлись в своих деревянных церквах и сожгли себя (срв. позднее 'гарь' старообрядцев в России). Немало сект в истории повторяют основную специфику монтанисткого раскола, напр. Присциллиан Авилский, Иоаким Фиорский и духовные францисканцы, шейкеры, ранние квакеры, ранние методисты, французские гугеноты (камисарды), современные пятидесятники, харизматы, болгарские добросамарянe и др.

Литература

  • Schwegler, «Der Montanismus und die christliche Kirche» (Тюбинген, 1841);
  • Stroelin, «Essai sur le M.» (Страсбург, 1877);
  • De Soyres, «Montanism and the Primitive Church» (Кембридж, 1878);
  • Bonwetsch, «Die Geschichte des M.» (Эрланген, 1881).
  • Стефанов, П., архим. История и учение на монтанизма (София, 2011).
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Монтанизм.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01