25-04-2023
Морти́ра (нидерл. mortier) — артиллерийское орудие с коротким стволом (обычно длиной менее 15 калибров) для навесной стрельбы. Мортира предназначена главным образом для разрушения особо прочных оборонительных сооружений и для поражения целей, укрытых за стенами или в окопах. Применялась с XV века. Во многих современных языках мортира и миномёт называются одним словом. В современном русском языке термин «мортира» применяется лишь к короткоствольным орудиям, не имеющим плиты, передающей отдачу в землю (то есть не являющихся миномётами).
Содержание |
К мортирам по отношению длины ствола к калибру можно отнести бомбарды — одни из первых артиллерийских орудий, применявшихся при осаде и обороне крепостей в XIV—XVI вв. Однако бомбарды обычно стреляли прямой наводкой по стенам.
Термин «мортира» проник в Россию при Петре I, когда артиллерийские орудия разделили на длинноствольные (пушки), средние (гаубицы) и короткоствольные (мортиры). В начале своего развития мортира предназначалась для обстрела целей, недоступных для настильного огня — живой силы противника, укрытой в траншеях или за стенами крепостей; разрушения зданий и укреплений при осадах. Древние пушки обычно использовали железные ядра, потому что металлургия того периода не могла произвести тонкостенные снаряды, которые могли бы выдержать выстрел из орудия , не ломаясь. Ядра мортиры могли быть снаряжены взрывчаткой, так как скорость ядра, а значит, и перегрузки при выстреле были меньше. Промежуточным вариантом была гаубица. Древние мортиры иногда достигали огромного размера и транспортировались в специальных отдельных телегах, с которых они выгружались на землю для перехода из походного положения в боевое.
Впервые мортиры были поставлены на железнодорожные платформы во время гражданской войны в США в 1861 г. в армии Северных штатов. Артиллерия была быстро доставлена к расположившимся лагерем у линии железной дороги войскам Южных штатов и произвела внезапное опустошение в их стане. Этот удачный опыт потом неоднократно использовался. В 1864 г. на платформы были установлены уже 13-дюймовые мортиры, стрелявшие при осаде Питтсбурга снарядами массой примерно 100 кг с дальностью стрельбы до 4,5 км. В Европе подобное использование железнодорожных платформ имело место в 1871 г. при осаде Парижа прусской армией во время франко-прусской войны: удалось обстреливать укрепления города с разных сторон.
В Германии в конце XIX века решили организовать подвижные отделения осадных парков, преобразованных потом в корпусную артиллерию. В эти подвижные отделения были назначены четыре 21-см мортиры и шесть 15-см гаубиц, переделанных из бронзовых 12-фунтовых пушек приёмом вставления в них стальной трубы (такой способ переделки бронзовых и частью чугунных орудий довольно широко применялся всюду для модернизации орудий). Эти орудия мало удовлетворяли требованиям маневренности, но, во всяком случае, могли быть сравнительно скоро доставлены на участок фронта, где в них встречалась надобность. По такому же пути как и в других отношениях вслед за Германией пошла и Австрия. При большом весе снаряда (выражение бомба (граната) обычно используется по отношению к снаряду мортиры) и малом весе ствола (15 — 20 снарядов) скорость отката последнего получалась очень большой, вследствие чего и откат системы получался большой. Всякие препятствия откату системы вызывали сильные прыжки, уклонения в сторону, почему восстановление первоначального положения орудия требовало много времени.
В начале XX века конструкция мортир практически совпадала с конструкцией других артиллерийских орудий того времени, отличаясь лишь длиной и калибром. Например, 305 мм мортира «Шкода» образца 1911 года имела массу снаряда 384 кг. Первая мировая война 6-дюймовые полевые мортиры Круппа использовались российской армией в Первой мировой войне и также Гражданской войне. 6-дюймовые полевые мортиры принимали, несмотря на небольшую их дальнобойность (менее 4000 м), участие в Русско-японской войне. В числе претензий не только к 6-дюймовой полевой мортире, а полевой мортире вообще, всегда выставлялись: малая скорострельность, трудность снабжения их боеприпасами вследствие большого их веса и быстрая утомляемость по этой же причине орудийного расчёта.
Во время Первой мировой войны появились мортиры-миномёты, сочетавшие преимущества мортир и миномётов.
В XX веке функции мортир по разрушению особо прочных фортификационных сооружений перешли к гаубицам, которые обладали несколько меньшим максимальным углом возвышения и более длинным стволом. Однако некоторые из орудий этого периода по-прежнему классифицировались как мортиры, например состоявшая на вооружении Красной Армии в Великую Отечественную войну 280-мм мортира обр. 1939 г. или самодвижущаяся немецкая 600-мм мортира «Карлгерэт». В качестве орудия непосредственной поддержки пехоты навесным огнём мортиры ещё в начале XX века были вытеснены миномётами.
В германской армии идея мобильной мортиры не была забыта, хотя мортиры с коротким стволом значительно уступали дальнобойности пушек и гаубиц. После сталинградской битвы Гитлер распорядился разработать самоходные мортиры для осадных действий. Помимо известной самоходной мортиры «Карл» (1941) появились самоходные мортиры типа «Штурмтигр» (380 мм). Но проблема низкой скорострельности осталась, и по мнению многих историков, эти образцы «чудо-оружия» были пустой тратой ресурсов: результат можно было достигнуть бомбёжкой. (Впрочем, у Германии было мало крупных бомбардировщиков).
После окончания Второй мировой войны мортиры окончательно вышли из употребления. В современных армиях функции мортиры выполняют гаубица и миномёт.
Железнодорожная мортира.
120 мм миномёт в бронетранспортёре.
Мортира.