14-07-2023
Московская государственная академическая филармония — одна из крупнейшихМосквы, а также в регионах России и за рубежом. На сцене Московской филармонии выступали многие известные музыканты XX века.
концертных организаций мира, проводящая более 3000 концертов в год в девяти концертных залах
Содержание |
Историю Московской филармонии можно назвать летописью отечественного исполнительского искусства. Организованная в 1921 году по инициативе наркома просвещения А.В.Луначарского, Филармония стала беспрецедентным примером успешной концертной организации в стране, лишь за несколько лет до этого появившейся на картах мира; в течение всего советского периода отечественной истории она сохраняла за собой лидирующее положение, представляя в СССР и за его пределами крупнейших советских музыкантов; исключительно велика ее роль и в новейшей истории российского искусства, входящего в мировое культурное пространство.
Высокий уровень филармонических акций был заявлен с первых лет существования МГАФ: художественный совет Филармонии, руководимый Николаем Мясковским, в 1920-е годы представляет в Москве крупнейших музыкантов мира: дирижеров Отто Клемперера, Германа Абендрота, Эриха Кляйбера, Эрнеста Ансерме. Следующее десятилетие будет ознаменовано для Филармонии гастрольными выступлениями Артура Рубинштейна, Ефрема Цимбалиста, Яши Хейфеца, Мариан Андерсон. Филармония знакомит слушателей с новейшей музыкой крупнейших европейских авторов — авторские концерты в Москве дают Дариюс Мийо, Артур Онеггер и Бела Барток.
В 1923 году Филармония представляет коллектив, которому впоследствии будет суждено обрести мировую известность — Квартет имени Бетховена. Спустя пять лет, в 1928 году, в исполнительском составе филармонии появляется симфонический оркестр филармонии («Софила»), во главе которого становятся выдающиеся советские дирижеры Николай Голованов и Александр Орлов.
В 1930-е годы по инициативе Московской филармонии проводится два Всесоюзных конкурса музыкантов-исполнителей. В число лауреатов попадают молодые звезды советской России — Эмиль Гилельс, Святослав Кнушевицкий, Яков Флиер, Давид Ойстрах, Вера Дулова. В 1936 году при филармонии создается Государственный симфонический оркестр СССР, художественным руководителем и главным дирижером которого становится Александр Гаук. В следующем, 1937 году, исполнительский состав Филармонии значительно расширяется — в нем появляются более 80-ти солистов, среди них — певицы Нина Дорлиак, Дебора Пантофель-Нечецкая, пианисты Мария Гринберг, Яков Флиер, Юрий Брюшков, скрипачи Мирон Полякин и Михаил Фихтенгольц. Еще один инициированный Филармонией форум — на сей раз Первый Всесоюзный конкурс дирижеров — становится важнейшим достижением для плеяды дирижеров нового поколения — звания лауреатов получают Евгений Мравинский, Натан Рахлин, Константин Иванов, Кирилл Кондрашин, Александр Мелик-Пашаев. Меньше чем за год до начала войны, 12 октября 1940 года, торжественно открывается Концертный зал, которому было присвоено имя П. И. Чайковского и который отныне станет «лицом» Московской филармонии.
В годы войны Филармония не прекращала активной концертной деятельности. Яркое доказательство тому — шефские концерты для призывников, проводившиеся во всех районах Москвы начиная с 23 июня 1941 года, спустя два дня после начала войны. Только за первые 10 дней войны было дано более тысячи (!) концертов. В год окончания войны Филармония проводит несколько важнейших концертов, среди которых: цикл всех симфонических произведений Рахманинова, первое исполнение «Оды на окончание войны» Прокофьева под управлением Самуила Самосуда. Всесоюзный конкурс музыкантов–исполнителей выдвигает когорту молодых музыкантов, чьи имена сейчас не нуждаются в представлении — это Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, Виктор Мержанов, Юлиан Ситковецкий.
Послевоенные годы для Филармонии отмечены интенсивной концертной деятельностью. На филармонических афишах впервые упоминается Государственный квартет имени Бородина, появляются имена скрипача и композитора Джордже Энеску и Золтана Кодая; к 75-летию со дня рождения Рахманинова (1948) под управлением Александра Гаука впервые в Москве прозвучала восстановленная дирижером Первая симфония Рахманинова.
В начале 1950-х годов при Всесоюзном радиокомитете создается симфонический оркестр, с 1953 года ставший оркестром Московской филармонии (художественный руководитель — Самуил Самосуд).
Знаменательным для Московской филармонии становится 1956 год. Известный альтист и дирижер Рудольф Баршай выступает инициатором создания первого в СССР камерного коллектива, который впоследствии получит название Московскиой камерный оркестр. В этом же году в Москве выступают крупнейшие симфонические оркестры мира: Лондонский филармонический оркестр (дирижер Адриан Боулт), лейпцигский оркестр Гевандхауса (дирижер Франц Конвичный), Филадельфийский оркестр (дирижер Юджин Орманди) и Бостонский симфонический оркестр (дирижер Шарль Мюнш).
В эти годы Московская филармония продолжает последовательно включать в свои программы новые сочинения советских композиторов — Седьмую симфонию Прокофьева (1952), Одиннадцатую симфонию Шостаковича (1957), «Патетическую ораторию» Свиридова (1959). В 1958 году Филармония выступает одним из организаторов Первого международного конкурса имени Чайковского. Продолжаются гастроли известных зарубежных музыкантов — дирижеров Леопольда Стоковского, Курта Мазура, Юджина Орманди, Леонарда Бернстайна, Андре Клюитанса, Игоря Маркевича, виолончелиста Пабло Казальса, пианиста Гленна Гульда.
В 1960 году начинается новая страница в биографии симфонического оркестра Московской филармонии — во главе коллектива становится Кирилл Кондрашин, под руководством которого оркестр быстро приобретает международный авторитет и славу одного из ведущих советских коллективов. На начало 60-х приходятся памятные гастроли Игоря Стравинского, концерты оркестра Венской филармонии под управлением Герберта фон Караяна, хора и камерного оркестра под управлением Роберта Шоу. В 1963 году Филармония организует собственный фестиваль искусств «Русская зима», а спустя год впервые проводит другой фестиваль — «Московские звёзды».
Середина 60-х годов — пора расцвета московской концертной жизни. Создан первый в стране ансамбль старинной музыки «Мадригал» под управлением композитора и клавесиниста Андрея Волконского. Художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра СССР назначен Евгений Светланов. Симфонический оркестр Московской филармонии впервые гастролирует в США, а в СССР с ответным визитом приезжает Кливлендский симфонический оркестр под управлением Джорджа Селла и Джульярдский квартет. Расширяется круг молодых солистов филармонии — в 1966 году на филармонических афишах появляются имена Николая Петрова и Владимира Крайнева, спустя четыре года к ним добавляются имена Виктора Третьякова, Виктории Постниковой, Владимира Спивакова, Олега Кагана.
В 70-х—80-х годах Московская филармония регулярно представляет в Москве и других городах крупнейших музыкантов мира и ведущие симфонические коллективы. Так, в рамках «Дней английской музыки в Москве» проходят выступления Лондонского симфонического оркестра под управлением Бенджамина Бриттена и солистов — Питера Пирса, Джона Лилла, Святослава Рихтера, Мстислава Ростроповича. В 1973 году в Москве дает концерт симфонический оркестр Сан-Франциско под управлением Сейджи Озавы. В 1977 году в Москве дебютирует Дитрих Фишер-Дискау, выступающий в ансамбле со Святославом Рихтером.
В 1980 году солисты и коллективы Московской филармонии принимают участие в культурной программе ХХ летних Олимпийских игр в Москве. Памятные события тех лет — авторский вечер польского композитора Витольда Лютославского, появление в составе филармонии новых коллективов («Академия старинной музыки», «Концертино»), легендарный концерт в Большом зале консерватории Владимира Горовица, гастроли Нью-Йоркского филармонического оркестра под управлением Зубина Меты.
Новая эпоха в российской истории — 90-е годы — открывает для Московской филармонии новые рубежи. Вероятно, в самый трудный для российской культуры период — в начале 90-х годов — филармония успешно проводит гастроли Чикагского симфонического оркестра под управлением Георга Шолти, Израильского филармонического оркестра с Зубином Метой и Ицхаком Перлманом. Разнообразные фестивали («Русская православная музыка», Фестиваль, посвященный 50-летию образования Государственного квартета им. Бородина, Фестиваль, посвященный 50-летию В.Третьякова, серия концертов к 850-летию Москвы) также являются характерной чертой этого десятилетия.
Важнейшим событием рубежа столетий стало начало сотрудничества филармонического оркестра и народного артиста СССР Юрия Симонова, занявшего пост художественного руководителя и главного дирижера АСО МГАФ в 1998 году. Последующее десятилетие показало плодотворность этого союза. За эти годы оркестр не только подтвердил, но и упрочил свою блестящую репутацию выступлениями в России и гастролями во многих странах мира, неизменно вызывая восторженные отклики. В 2001 году оркестр отметил свое 50-летие, а в 2007-м получил грант Правительства РФ.
Новый век открыл и новые страницы в истории Московской филармонии, обогатил ее рядом новаторских идей и проектов. Значительно расширился круг выдающихся артистов и коллективов, принимающих участие в филармонических концертах. Только за последние три сезона в Москве побывали Венский филармонический оркестр с Даниэлем Баренбоймом, Берлинские «филармоники» с Саймоном Рэттлом и ансамбль «12 виолончелистов Берлинской филармонии», «Оркестр Артуро Тосканини» с Лорином Маазелем, Симфонический оркестр Баварского радио с Марисом Янсонсом, камерный оркестр театра Ла Скала, Лондонский симфонический с Валерием Гергиевым, композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий, выдающиеся солисты: Патриция Чьофи, Марк-Андре Амлен, Альфред Брендель, Маурицио Поллини и многие другие. Особенно богаты артистами высочайшего мирового уровня абонементные циклы «Оперные шедевры», «Великие оратории» и «Звезды мировой оперы в Москве».
Пополнилась фестивальная филармоническая палитра. С 2000 года проводится фестиваль «Посвящение Олегу Кагану», в 2005-м в афише появились «Девять веков органа» и «Виртуозы гитары». С большим успехом прошли фестивали в честь 70-летия со дня рождения А. Шнитке (2004), 100-летия Д. Шостаковича (2006), «Приношение Мстиславу Ростроповичу» (2008). Новое дыхание обрел Фестиваль искусств «Русская зима», история которого насчитывает уже почти полвека.
Не меньшее внимание уделяет Филармония и деятельности в России, взаимодействию с регионами. Уже несколько лет с успехом функционирует программа «Всероссийские филармонические сезоны», в рамках которой ведущие коллективы и солисты МГАФ посещают десятки городов — от Калининграда до Владивостока, ежегодно давая более 120 концертов. В сезоне 2008-2009 это направление филармонической работы обогатилось и «обратной связью»: на сцене Концертного зала им. П.И.Чайковского выступили лучшие симфонические оркестры России — из Омска, Казани, Екатеринбурга, Новосибирска.
Особый акцент в 2000-х годах — на абонементную политику. С каждым годом увеличивается количество абонементных циклов, количество продаж абонементов ежегодно возрастает на 10 и более процентов.
Особенностью последнего филармонического десятилетия стало постепенное перенесение «центра тяжести» в концертной практике МГАФ на Концертный зал им. П.И.Чайковского. Он стал главным филармоническим залом Москвы, на сцене которого уже не первый год проходят самые яркие и запоминающиеся проекты. Постоянно идет работа над совершенствованием акустики КЗЧ, но и то, что уже сделано, по многим параметрам ставит этот зал в ряд лучших в России. Осуществленные в сезоне 2004-2005 годов качественные нововведения значительно изменили пространственную концепцию КЗЧ, в особенности сцены, расширили его творческие возможности (это касается, в частности, проведения масштабных проектов по исполнению опер и ораторий). За прошедшие годы здесь прошли запоминающиеся исполнения «Пиковой дамы» Чайковского, «Очарованного странника» Щедрина, «Четырех девушек в голубом» Денисова, «Царя Эдипа» Стравинского и др.
Вместе с тем, Филармония многое делает для восстановления исторического облика зала Чайковского — одного из выдающихся памятников русской архитектуры ХХ столетия.
В декабре 2007 года в жизни Московской филармонии произошло знаменательное событие: открылся Камерный зал на 95 мест, расположенный в здании КЗЧ. С появлением Камерного зала значительно увеличился удельный вес современной музыки в филармонических концертных программах, в т.ч. самых авангардных ее течений. Эта тенденция нашла свое наиболее яркое воплощение в фестивале «Другое пространство», прошедшем в марте 2009 года. В этом проекте была задействована еще одна новая площадка: так называемый «Трюм Мейерхольда», располагающийся под первым этажом КЗЧ (именно здесь в 20-е годы прошлого века Всеволод Мейерхольд проводил многие свои творческие эксперименты). Камерный зал стал важным звеном и в осуществлении филармонической «Программы продвижения молодых исполнителей»: здесь проходят концерты первого звена этой программы — «Филармонический дебют».
В сезоне 2009-2010 годов в филармоническую орбиту входит ещё один комфортабельный зал — «Оркестрион» (станция метро «Новые Черемушки»). Это создает новые возможности для расширения филармонической аудитории.
Большие залы:
Малые залы
Это заготовка статьи по искусству. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Московская филармония.