02-05-2023
ОАО «Московский метрострой» | |
Тип | |
---|---|
Год основания | |
Расположение | |
Ключевые фигуры |
Евгений Кашин (генеральный директор) |
Отрасль | |
Оборот |
17,1 млрд руб. (9 месяцев 2010 года) |
Чистая прибыль |
942,4 млн руб. (чистый убыток, 9 месяцев 2010 года) |
Число сотрудников |
10 933 тыс. (30 сентября 2012 года) |
Сайт |
www.metrostroy.com |
ОАО «Московский метрострой» («Мосметрострой») — российская строительная компания, основной подрядчик строительства Московского метрополитена. Полное фирменное наименование — Открытое акционерное общество «Московский Метрострой». Штаб-квартира — в Москве.
Содержание |
«Московский метрострой», созданный в 1932 году, является правопреемником управления «Метрострой», которое, в свою очередь, начало работать в 1931 году в здании бывшей гостиницы «Лоскутная», в то время, когда требовалось создание инфраструктуры для реализации решения о строительстве Московского метрополитена[1]. За годы своей работы (на 2010 год) «Мосметрострой» построил 177 станций и более 300 км линий метро.
До 2010 года 100 % акций компании принадлежало государству. 23 декабря «Московский метрострой» был полностью приватизирован: на открытых торгах 100 % его акций были проданы за 7,56 млрд рублей, превысив стартовую цену почти в 3 раза. Покупателем стало ООО «Центрострой». По данным Reuters, данное ООО принадлежит председателю совета директоров «Мосметростроя» Владимиру Когану (близкому знакомому Владимира Путина), а также структурам ЗАО «Инфраструктура» предпринимателя Валерия Абрамсона.[2][3] Высказывались мнения о возможной коррупционной природе данной сделки, приведшей к существенному занижению доходов государственного бюджета от продажи компании. В частности, к аукциону по формальным причинам («Объявляют аукцион в 9.15, бюро пропусков открывается в 9.00. Пропускают двух участников, а другим объявляют, что на них нет заявок») не были допущены представители крупных российских строительных компаний «Мостовик» и «Группа Е4».[4] Также, эксперт радиостанции Business FM высказывал мнение, что после заключения крупных контрактов на массированное строительство новых станций Московского метрополитена, планируемого в 2011 году, стоимость компании могла бы заметно вырасти[5]. Действительно, менее чем год спустя руководством департамента строительства Москвы было объявлено, что «Мосметрострою» достались подряды по строительству метро в столице на 2012—2014 годы на общую сумму 93,2 млрд руб.[6]
Позднее «Мостовик» и «Группа Е4» подали в суд иски о признании недействительными результатов продажи «Московского метростроя»[1]. В начале февраля 2011 года по иску «Мостовика» суд наложил запрет на передачу акций «Мосметростроя» победителю приватизационных торгов ООО «Центрострой»[7]. Впрочем, уже в марте 2011 года «Мостовик» свой иск отозвал[8], а претензии «Группы Е4» Арбитражный суд Москвы в мае 2011 года отклонил[9].
В деловой прессе озвучивались мнение представителей строительных кругов о том, что на самом деле Владимир Коган приобрёл «Мосметрострой» в интересах ряда московских чиновников[10]. Через год после приватизации компании структуры Когана перепродали принадлежавшие им пакеты акций группе топ-менеджеров «Московского метростроя» во главе с его руководителем Евгением Кашиным. По словам Кашина, после ухода с государственных постов, Коган «руководствуясь своими собственными соображениями, счел нелогичным заниматься строительством»[10]. Согласно интервью Кашина «Ведомостям», выкуп пакета в личное владение менеджеров осуществлялся за счёт кредита, выданного Банком Москвы самой компании[10].
«Мосметрострой» (по состоянию на март 2012 года) контролировался менеджментом компании, контрольный пакет принадлежал её генеральному директору Евгению Кашину[10].
Метрострой выполняет разные работы и обеспечивает:
Помимо Московского метрополитена, ОАО «Мосметрострой» занимается строительством автодорожных тоннелей и развязок. Компания выступала подрядчиком при строительстве Краснопресненской магистрали, соединившей центр столицы с Московской кольцевой автодорогой. Есть у компании и иностранные подряды: в 2000-х годах она построила водопроводный тоннель под Босфором в Стамбуле, по состоянию на начало 2012 года строила метро в индийском городе Ченнаи, железнодорожный тоннель в Израиле[10].
Структурно компания включает 20 строительно-монтажных управлений, из них 15 — общестроительного профиля[10].
Численность персонала на марта 2012 года — 8,5 тыс. человек[10]. Выручка компании по РСБУ за 9 месяцев 2010 года составила 17,1 млрд руб., убыток — 942,4 млн руб.[3]
Многие станции Московского метрополитена отмечены международными и отечественными премиями в области архитектуры. Премиями «Grand Prix» в Нью-Йорке, Париже, Брюсселе: Комсомольская-кольцевая, Красные ворота, Кропоткинская, Сокольники, Маяковская.
Премий Совета Министров СССР и Государственных премий СССР удостоились: Белорусская-кольцевая, Электрозаводская, Новокузнецкая, Чертановская, Автозаводская, Пушкинская, Кузнецкий мост и др.
Московский Метрострой.