Lt304888.ru

Туристические услуги

Московский собор (1654)

26-09-2023

Перейти к: навигация, поиск

Московский собор 1654 года — поместный собор, проходивший в Москве в 1654 году, собранный патриархом Никоном, этап Церковной реформы.

Предыстория собора

Патриарх Hикон приступил после вступления на патриаршую кафедру в 1653 годy к Церковной реформе, перед наступлением Великого поста, патриарх Hикон разослал по московским церквам «Память» или распоряжение, в которым предписывалось при чтении молитвы Ефрема Сирина («Господи и Владыко живота моего…») класть 4 великих и 12 поясных поклонов, а также совершать крестное знамение тремя первыми пеpстами[1], в частности, в ней было написано: «Год и число. По преданию святых апостол и святых отец, не подобает во церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны, еще же и трема персты бы есте крестились».[2] Этим распоряжением патриарх Никон по сути единолично отменил решения поместного Стоглавого собора, в частности о том, что надо креститься двумя перстами).

Если учение о том, что надо креститься двумя перстами было принято Русью вместе со Святым Крещением, и к середине XVII века не только было закреплено поместным собором Русской церкви — в Стоглаве, но и имелось в творениях святых отцов: Петра Дамаскина, Максима грека, Иова патриарха Московского, то ни в одном творении святых отцов не было учение о том, что надо креститься тремя перстами. Единственным источником, в котором изложено учение о троеперстии, была книга неизвестного на Руси митрополита Дамаскина Студита, изданная в Венеции на греческом языке только в XVI веке, и непереведённая на славянский, под названием «Сокровище». Учение о двоеперстии на протяжении первой половине XVII века на Руси неоднократно было напечатано в различных богослужебных книгах. Начиная с 1640-х годов до 1653 года, учение о двоеперстии было напечатано во всех наиболее используемых людьми книгах: Часословах и Псалтырях. Кроме того, 21 июля 1649 года в присутствии царя, высших церковных иерархов, и при большом стечении народа мощи святой Анны Кашинской были торжественно открыты, рука святой было сложена двоеперстно. По вышеназванным причинам «Память» Никона встретила сопротивление в лице духовенства. Оппозиционное священство патриарх Никон подверг преследованиям. В опалу попали, например, Иоанн Неронов, Аввакум Петров, священник Лонгин и другие.

Поскольку реформы Патриарх Никона шли вразрез с решениями Стоглавого собора, на что указывали противники реформ (решения собора может отменить только другой собор), Патриарх и царь созвали поместный собор, на котором на котором реформы должны были получить соборное одобрение.

Участники собора

  1. Патриарх Московский и всея Руси Никон
  2. Митрополит Великого Новгорода и Великих Лук Макарий
  3. Митрополит Казанский и Свияжский Корнилий
  4. Митрополит Ростовский и Ярославский Иона (Сысоевич)
  5. Митрополит Сарский и Подонский Сильвестр
  6. Митрополит Каласийский и Кротовский Михаил
  7. Архиепископ Вологодский и Великопермский Маркелл
  8. Архиепископ Суздальский и Тарусский Софроний
  9. Архиепископ Рязанский и Муромский Мисаил
  10. Епископ Коломенский и Каширский Павел
  11. Архимандрит Чудова монастыря Ферапонт
  12. Архимандрит Нового монастыря Никон
  13. Архимандрит Андроникова монастыря Ермоген
  14. Архимандрит Богоявленского монастыря из Торгу Серапион
  15. Архимандрит Соловецкого монастыря Илия
  16. Архимандрит Пречистыя Богородицы Симонова монастыря Илья
  17. Игумен Знаменского монастыря Варлаам
  18. Протопоп Большого Богородского собора Иоанн
  19. Архангельский протопоп Никифор
  20. Преображенский протопоп Григорий
  21. Сретенский протопоп Петр
  22. Рождества Богородицы протопоп Андрей
  23. Рождества Христова протопоп Трофим
  24. Никольский протопоп Климент
  25. Спаской, что у государя на Сенях, протопоп Александр
  26. Покровской, что на Рву, протопоп Артемий
  27. Князя Александра Невского Чудотворца протопоп Феодор

Решения собора

Целью собора была унификация обрядов и чинов согласно практике церквей греческой традиции, сложившейся к XVII веку. На соборе был принят новый перевод Символа веры, которым пользуются и поныне. Затем было решено исправлять книги по греческим образцам, а славянские книги с чинами и обрядами, которые не соответствовали греческим, считать ошибочными. На соборе Патриарх Никон прямо обратился к собору с следующими словами: «сего ради должен есть нововводные чины церковные объявите» и затем в семи вопросах указал для примера в Служебниках московской печати некоторые из этих нововводных чинов и обычаев, имевших расхождение с древними славянскими и греческими. Он указал именно:

  1. разрешительную архиерейскую молитву, которую положено было читать священнику перед совершением литургии, отпуст пред началом же литургии, который принято было читать на всю церковь, и некоторые излишние ектений;
  2. существовавший тогда в русской церкви обычай оставлять царские врата отверстыми от начала литургии до великого входа;
  3. обычай—праздничную литургию начинать в седьмом и даже восьмом часу дня, то есть, в первом и во втором часу пополудни;
  4. обычай—при освящении храмов не полагать мощи под престолом;
  5. дозволение простецам, двоеженцам и троеженцам петь и читать в церкви на амвоне;
  6. употребление земных поклонов в четыредесятницу (при чтении молитвы Ефрема Сирина) вместо 12 малых;
  7. положение антиминса под покровом, вместо того, чтобы полагать его на престоле открыто и на нём совершать таинство Евхаристии.

Русские чины и обряды были отменены; участники собора подписали решения собора. Решения собора были напечатаны в книге «Скрижаль», которую напечатали в 1656 году. В этой книге подпись епископа Павла отсутствует. В конце XIX века решения этого собора были напечатаны отдельной книгою, как написали издатели с первоисточника, из рукописи-документа. Согласно изданию XIX века епископ Павел поставил подпись под решением собора, но к шестому пункту сделал приписку: «а что говорил на святом соборе о поклонах, и тот устав харатейный в оправдание положил здесь, а другой письменной.»[3]

Примечания

  1. «ОБ ОТМЕНЕ КЛЯТВ HА СТАРЫЕ ОБРЯДЫ» Доклад митрополита Ленинградского и Новгородского НИКОДИМА
  2. Житие протопопа Аввакума
  3. по-славянски: «а что говорилъ на святѣмъ соборѣ о поклонѣхъ, и тотъ уставъ харотейной въ оправданіе положилъ здѣ, а другой писмяной.»

Литература

  • Скрижаль
  • Дѣянiе Московскаго собора, бывшаго въ царскихъ палатахъ въ лѣто отъ созданiя мiра 7162, отъ воплощенiя же Божiя Слова 1654 / Деяние Московского собора, бывшего в царских палатах в лето от создания мира 7162, от воплощения же Божия Слова 1654 Москва, Синодальная типография 1887 год
  • Митрополит Макарий. История Русской Церкви, т. XII, изд. 2, СПб., 1910
  • А. Г. Кравецкий. К истории снятия клятв на дониконовские обряды // выпуск 39 (2004)

Московский собор (1654).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01