26-09-2023
Московский собор 1654 года — поместный собор, проходивший в Москве в 1654 году, собранный патриархом Никоном, этап Церковной реформы.
Патриарх Hикон приступил после вступления на патриаршую кафедру в 1653 годy к Церковной реформе, перед наступлением Великого поста, патриарх Hикон разослал по московским церквам «Память» или распоряжение, в которым предписывалось при чтении молитвы Ефрема Сирина («Господи и Владыко живота моего…») класть 4 великих и 12 поясных поклонов, а также совершать крестное знамение тремя первыми пеpстами[1], в частности, в ней было написано: «Год и число. По преданию святых апостол и святых отец, не подобает во церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны, еще же и трема персты бы есте крестились».[2] Этим распоряжением патриарх Никон по сути единолично отменил решения поместного Стоглавого собора, в частности о том, что надо креститься двумя перстами).
Если учение о том, что надо креститься двумя перстами было принято Русью вместе со Святым Крещением, и к середине XVII века не только было закреплено поместным собором Русской церкви — в Стоглаве, но и имелось в творениях святых отцов: Петра Дамаскина, Максима грека, Иова патриарха Московского, то ни в одном творении святых отцов не было учение о том, что надо креститься тремя перстами. Единственным источником, в котором изложено учение о троеперстии, была книга неизвестного на Руси митрополита Дамаскина Студита, изданная в Венеции на греческом языке только в XVI веке, и непереведённая на славянский, под названием «Сокровище». Учение о двоеперстии на протяжении первой половине XVII века на Руси неоднократно было напечатано в различных богослужебных книгах. Начиная с 1640-х годов до 1653 года, учение о двоеперстии было напечатано во всех наиболее используемых людьми книгах: Часословах и Псалтырях. Кроме того, 21 июля 1649 года в присутствии царя, высших церковных иерархов, и при большом стечении народа мощи святой Анны Кашинской были торжественно открыты, рука святой было сложена двоеперстно. По вышеназванным причинам «Память» Никона встретила сопротивление в лице духовенства. Оппозиционное священство патриарх Никон подверг преследованиям. В опалу попали, например, Иоанн Неронов, Аввакум Петров, священник Лонгин и другие.
Поскольку реформы Патриарх Никона шли вразрез с решениями Стоглавого собора, на что указывали противники реформ (решения собора может отменить только другой собор), Патриарх и царь созвали поместный собор, на котором на котором реформы должны были получить соборное одобрение.
Целью собора была унификация обрядов и чинов согласно практике церквей греческой традиции, сложившейся к XVII веку. На соборе был принят новый перевод Символа веры, которым пользуются и поныне. Затем было решено исправлять книги по греческим образцам, а славянские книги с чинами и обрядами, которые не соответствовали греческим, считать ошибочными. На соборе Патриарх Никон прямо обратился к собору с следующими словами: «сего ради должен есть нововводные чины церковные объявите» и затем в семи вопросах указал для примера в Служебниках московской печати некоторые из этих нововводных чинов и обычаев, имевших расхождение с древними славянскими и греческими. Он указал именно:
Русские чины и обряды были отменены; участники собора подписали решения собора. Решения собора были напечатаны в книге «Скрижаль», которую напечатали в 1656 году. В этой книге подпись епископа Павла отсутствует. В конце XIX века решения этого собора были напечатаны отдельной книгою, как написали издатели с первоисточника, из рукописи-документа. Согласно изданию XIX века епископ Павел поставил подпись под решением собора, но к шестому пункту сделал приписку: «а что говорил на святом соборе о поклонах, и тот устав харатейный в оправдание положил здесь, а другой письменной.»[3]
Московский собор (1654).