Lt304888.ru

Туристические услуги

Московский собор (1656)

16-10-2023

Перейти к: навигация, поиск

Московский собор 1656 года — поместный собор, проходивший в Москве в начале 1656 года, собранный патриархом Никоном, с участием четырех восточных иерархов: Антиохийского патpиаpха Макаpия, Сеpбского патpиаpха Гавpиила, митpополита Hикейского Гpигоpия и митрополита всей Молдавии Гедеона, осудивший двоеперстие, а всех крестящихся двоеперстно проклял, этап Церковной реформы патриарха Никона.

Предыстория собора

Патриарх Hикон пpистyпил после вступления на патриаршую кафедру в 1653 годy к Церковной реформе, пеpед наступлением Великого поста, патриарх Hикон разослал по московским церквам «Память» или распоряжение, в которым предписывалось при чтении молитвы Ефрема Сирина («Господи и Владыко живота моего…») класть 4 великих и 12 поясных поклонов, а также совершать крестное знамение тремя первыми пеpстами. Это единоличное действие патриарха Никона вызвало сопротивление и недовольство, тогда патриарх Никон решил собирать поместные соборы. В 1654 году собор был собран, на нем патриарх Никон встретил сопротивление в лице епископа Павла, которого Никон самовластно без суда и соборного решения, лишил сана и отправил в ссылку. Для продолжения своей реформы патриарх Никон решил заручиться поддержкой восточных иерархов[1], для этой цели и был собран собор 1656 года.

Участники собора

  1. Патриарх Московский и всея Руси Никон
  2. Митрополит Великого Новгорода и Великих Лук Макарий
  3. Митрополит Казанский и Свияжский Корнилий
  4. Митрополит Ростовский и Ярославский Иона
  5. Архиепископ Вологодский и Великопермский Маркелл
  6. Архиепископ Тверской и Кашинский Лаврентий
  7. Архиепископ Астраханский и Терский Иосиф
  8. Архиепископ Псковский и Изборский Макарий
  9. Епископ Коломенский и Каширский Александр
  10. Архимандрит Троицы Живоначальной Сергиева монастыря Иоасаф
  11. Архимандрит из Владимира Рождественского монастыря Иосиф
  12. Архимандрит Чудова монастыря Иосиф
  13. Архимандрит Всемилостивого Спаса Нового монастыря Сергий
  14. Архимандрит Симонова монастыря Феодосий
  15. Архимандрит Свияжского Богородского монастыря Антоний
  16. Архимандрит Андроникова монастыря Дионисий
  17. Архимандрит Казанского Преображенского монастыря Прохор
  18. Архимандрит из Костромы Ипатского монастыря Тихон
  19. Архимандрит из Нижнего Новгорода Печерского монастыря Илларион
  20. Архимандрит Хутыня монастыря Евфимий
  21. Наместник Пречистые Богородицы Иверского монастыря Филофей
  22. Архимандрит из Ростова Богоявленского монастыря Дионисий
  23. Игумен из Костромы Богоявленского монастыря Герасим
  24. Архимандрит из-за Торгу Богоявленского монастыря Авраамий
  25. Игумен Знаменского монастыря Иосиф
  26. Строитель из Ярославля Спасского монастыря Ефрем
  27. Архимандрит Иосифа Волоцкого монастыря Тихон
  28. Архимандрит из Суздаля Спасо-Евфимиевского монастыря Авраамий
  29. Архимандрит из Новгорода Антония Римлянина монастыря Макарий
  30. Игумен с Унжи Макарьева монастыря Карион
  31. Архимандрит из Рязани Спасского монастыря Боголеп
  32. Архимандрит из Вологды Каменского монастыря Филарет
  33. Архимандрит Отроча монастыря Авраамий
  34. Игумен из Ростова Борисоглебского монастыря с Устия Иона
  35. Архимандрит из Рязани Рождества Богородицы Сорочинского монастыря Сергий
  36. Архимандрит из Вологды Прилуцкого монастыря Иона
  37. Архимандрит Великого Новгорода Духова монастыря Иаков
  38. Игумен из Вологды Корнильева монастыря Антоний
  39. Игумен Переславль-Залеского монастыря Моисей
  40. Игумен Новинского монастыря Иосиф

Решение собора

На соборе патриарх Никон обратился с вопросом к четырём восточным иерархом о том как надо креститься двумя или тремя перстами, ответил патриарх Макарий:

Предание прияхом сначала веры от святых апостол, и святых отец, и святых седьми соборов, творити знамение честнаго креста, с треми персты десные руки, а кто от христиан православных не творит крест тако, по преданию восточныя Церкви, еже держа с начала веры даже до днесь, есть еретик и подражатель арменов, и сего имамы его отлучена от Отца и Сына и Святаго Духа и проклята[2]

Этот ответ и стал решением собора, все остальные иерархи поставили под ним свои подписи.

В этом же году Великим постом анафема на двоеперстников была провозглашена в церквах в Неделю Торжества Православия. Решения собора были напечатано в книге «Скрижаль», которая была принята на соборе.

Рецепция решения собора и его последствия

Решение собора 1656 года о проклятии всех крестящихся двоеперстно было подтверждено на Большом Московском соборе 1666—1667 года, на котором была принята подобная анафема не только на двоеперстие, но и на все старые обряды и на тех, кто ими пользуется. Анафемы соборов 1656 года и Большого Московского собора 1666—1667 года стали главным причинами раскола XVII века Русской Церкви на старобрядцев и на новообрядцев.

Отмена решения собора

На Поместном Соборе Русской православной церкви 31 мая 1971 года все решения соборов XVII века, в том числе и решение собора 1656 года, против старых обрядов были отменены:

Утвердить постановление … об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие.[3]

Примечания

  1. ОТМЕНЕ КЛЯТВ HА СТАРЫЕ ОБРЯДЫ" Доклад митрополита Ленинградского и Новгородского НИКОДИМА
  2. http://dlib.rsl.ru/viewer/01003343928#?page=429
  3. http://www.edinoverie.com/img/18E.pdf

Литература

  • Митрополит Макарий. История Русской Церкви, т. XII, изд. 2, СПб., 1910
  • А. Г. Кравецкий. К истории снятия клятв на дониконовские обряды. Богословские труды, выпуск 39 (2004)
  • Рансимэн, Стивен. Великая Церковь в пленении. История Греческой церкви от падения Константинополя в 1453 году до 1821 года. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006.
  • Скрижаль
  • Грамота Константинопольского патриарха Паисия I к Московскому патриарху Никону. (часть 1) // Христианское чтение. – 1881. – № 3-4. – С. 303-353.
  • Грамота Константинопольского патриарха Паисия I к Московскому патриарху Никону. (часть 2) // Христианское чтение. – 1881. – № 5-6. – С. 539-595.
  • Слово отвещательное к читателем книги сия (Скрижали), толкования святыя Литургии и прочих церковных таинств, Великаго Государя Святейшаго Никона, архиепископа Московскаго и всея великия и малыя и белыя России Патриарха

Московский собор (1656).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01